Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:32, контрольная работа
В данной работе будет рассмотрен институт президентства Российской Федерации. Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым.
Введение
Понятие президентства в Российской Федерации:
Понятие термина «президент».
История появления института президентства в России.
3. Место Президента в системе органов государственной власти.
4. Организация президентской власти.
4.1. Основные структуры института Президента в России.
4.1.1. Администрация Президента РФ.
4.1.2. Совет Безопасности РФ.
4.1.3. Полномочные представители Президента РФ.
4.1.4. Государственный совет РФ
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский
государственный инженерно-
Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ПОЛИТОЛОГИЯ
Выполнил Загуляева Анастасия
Валентиновна__________________
(Фамилия И.О.)
студент 1 курса заочного отделения 3 года специальность 080100 экономика Бухгалтерский учет, анализ и аудит (срок обучения)
группа ___БС-12___ № зачетной книжки 112/02-63___________________
Подпись ______________________________
Преподаватель ______________________________
(Фамилия И.О.)
Должность ______________________________
уч. степень, уч. звание
Оценка ____________________ Дата
______________________________
Подпись ______________________________
Вологда
2012
Содержание:
3. Место Президента в системе органов государственной власти.
4. Организация президентской власти.
4.1. Основные структуры института Президента в России.
4.1.1. Администрация Президента РФ.
4.1.2. Совет Безопасности РФ.
4.1.3. Полномочные представители Президента РФ.
4.1.4. Государственный совет РФ
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
1. Введение.
В данной работе будет рассмотрен институт президентства Российской Федерации. Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым.
2. Понятие президентства в Российской Федерации.
2.1. Понятие термина «президент».
Президент (от лат. praesidens, родительный падеж praesidentis — сидящий впереди, во главе) - глава государства в странах с республиканской формой правления. В парламентарных республиках президент избирается на установленный конституцией срок либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляет парламент. В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством прямых (Италия, ФРГ) или косвенных (США, Аргентина) выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства. Конституции парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.
Общеизвестно, что главой государства называется официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов. Это не просто отдельно взятое физическое (или юридическое) лицо со всеми его особенностями, а сосредоточение власти и влияние в государстве. Понятие «президент» не следует рассматривать как «должность» или «пост». Президент - это не сама должность, а физическое лицо, занимающее ее, и тем самым облеченное президентской властью («должностное лицо»). Правильнее в данном случае говорить о должности президента, т.е. институте президентства.
Конфигурация властной структуры Российской Федерации определяется смешанным президетско-парламенским характером политической системы. Ее особенность, в отличие, например, от чисто президентской системы США, где функции главы государства и главы исполнительной власти выполняются единолично Президентом, состоит в том, что в России эти функции разделены между Президентом РФ и главой правительства РФ.
2.2.История появления института президентства в России.
Впервые о введении поста президента в советской России говорили еще в 1936 году. При обсуждении Конституции СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением - наподобие выборов президента в США. Разумеется, И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, - «Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету».
В марте 1991 года после долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский референдум был вынесен вопрос о введении государственного института Президента России. Тогда 70% участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР.
В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина. В декабре 1991 года распался Советский Союз, и последовавшее вслед за этим сложение с себя полномочий президентом СССР создало благоприятные условия для дальнейшего упрочения президентской власти в России. Президент Борис Ельцин взял под свой контроль стратегические ядерные вооружения, вопросы государственной безопасности и международной политики. И с этого времени президент России выступает в качестве представителя независимого суверенного государства - правопреемника СССР.
Состоявшиеся в 1993 году выборы в Государственную Думу и Совет Федерации, принятие на референдуме новой Конституции России изменили расстановку политических сил в стране. Если итог первых выборов президента России в 1991 году фактически был предопределен, то выборы 16 июня (3 июля) 1996 года характеризовались ожесточенным противостоянием с левой оппозицией и победой Бориса Ельцина, имевшего опыт политической борьбы.
31 декабря 1999 Президент России Борис Ельцин ушёл в отставку. В соответствии с Конституцией РФ исполняющим обязанности Президента Российской Федерации в тот же день стал В.В.Путин. С 26 марта 2000 года избранный Президент России. В.В. Путин вступил в должность 7 мая 2000 года, а 14 марта 2004 года избран Президентом Российской Федерации на второй срок. Вступил в должность 7 мая 2004 года. 7 мая 2008 года передал власть избранному президенту, бывшему главе своей администрации Дмитрию Медведеву. Изначально (в 1991 году) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента Российской Федерации был сокращён до 4 лет. Согласно поправкам, внесенным в Конституцию Российской Федерации 30 декабря 2008 г, срок полномочий Президента Российской Федерации продлен до 6 лет.
Последние выборы президента состоялись 4 марта 2012 года, и на пост президента вступил В.В. Путин, который будет возглавлять Россию 6 лет.
3. Место Президента в системе органов государственной власти.
Согласно Конституции РФ главенствующую роль в государственной системе играет Президент РФ. Статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
Положение Президента в
системе органов
Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и правительство - два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций. Взаимоотношение Президента РФ с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и федеральными законами.
Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.
Президент может влиять на деятельность
Правительства: утверждает структуры
федеральных органов
В связи с этим правительство органы исполнительной власти более тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти.
В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В сою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях Президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Объединительная функция Президента
РФ проявляется в том, что он, согласно
Конституции, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной
В основе регулирования отношений
между Президентом и
При Президенте действует ряд консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители Президента в федеральных округах.
Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федераций и Конституционном Суде РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.
Место Президента в системе органов государственной власти определилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к противоречиям конституционных норм, не разграничивших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.
Это спровоцировало противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.
Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.
Конституция 1993 года поставила точку в разногласиях между Президентом и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.
Следствием вышеизложенного можно считать, что Президент РФ, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованное их функционирование.
4.Организация президентской власти.
4.1.Основные структуры института Президента в России.
4.1.1.Администрация Президента РФ
Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия, для реализации Президентом его полномочий. АП готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.
АП обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, объединениями, союзами, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и т.д.
За время своего существования структура и состав АП РФ многократно менялась.
Нынешняя структура АП утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента РФ»
В соответствии с указом у Руководителя АП имеется два заместителя. В состав АП входят полномочные представители Президента в органах государственной власти, при Европейском суде по правам человека, полномочные представители Президента в федеральных округах.
В состав АП входят 12 самостоятельных управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.
АП обеспечивает деятельность Государственного Совета, иных советов и комиссий при Президенте. В Администрации насчитывается около 2000 государственных служащих. Самыми крупными из подразделений Администрации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ.