Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрен институт президентства Российской Федерации. Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым.

Оглавление

Введение
Понятие президентства в Российской Федерации:
Понятие термина «президент».
История появления института президентства в России.
3. Место Президента в системе органов государственной власти.
4. Организация президентской власти.
4.1. Основные структуры института Президента в России.
4.1.1. Администрация Президента РФ.
4.1.2. Совет Безопасности РФ.
4.1.3. Полномочные представители Президента РФ.
4.1.4. Государственный совет РФ
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Филиал  ФГБОУ ВПО  «Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет» в г. Вологде

 

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

Контрольная работа № __1__по дисциплине

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

Выполнил Загуляева Анастасия Валентиновна_________________________

(Фамилия И.О.)

 

студент 1 курса заочного отделения 3 года специальность 080100 экономика Бухгалтерский учет, анализ и аудит     (срок обучения)                   

группа ___БС-12___ № зачетной книжки 112/02-63___________________

 

Подпись ________________________________________________________

 

Преподаватель ___________________________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность ______________________________________________________

уч. степень, уч. звание

 

Оценка ____________________ Дата ________________________________

 

Подпись ________________________________________________________

 

 

 

 

Вологда

2012

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие президентства в Российской Федерации:
    1. Понятие термина «президент».
    2. История появления института президентства в России.

3.  Место Президента в системе органов государственной власти.

4. Организация президентской власти.

4.1. Основные структуры института Президента в России.

    4.1.1. Администрация Президента РФ.

    4.1.2. Совет Безопасности РФ.

    4.1.3. Полномочные представители Президента РФ.

    4.1.4. Государственный совет РФ

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

В данной работе будет  рассмотрен институт президентства Российской Федерации. Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым.

2. Понятие президентства в Российской Федерации.

2.1. Понятие  термина «президент».

Президент (от лат. praesidens, родительный падеж praesidentis — сидящий впереди, во главе) - глава государства в странах с республиканской формой правления. В парламентарных республиках президент избирается на установленный конституцией срок либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляет парламент. В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством прямых (Италия, ФРГ) или косвенных (США, Аргентина) выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства. Конституции парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.

Общеизвестно, что главой государства называется официальное  лицо (или орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов. Это не просто отдельно взятое физическое (или юридическое) лицо со всеми его особенностями, а сосредоточение власти и влияние в государстве. Понятие «президент» не следует рассматривать как «должность» или «пост». Президент - это не сама должность, а физическое лицо, занимающее ее, и тем самым облеченное президентской властью («должностное лицо»). Правильнее в данном случае говорить о должности президента, т.е. институте президентства.

Конфигурация властной структуры Российской Федерации  определяется смешанным президетско-парламенским  характером политической системы. Ее особенность, в отличие,  например, от чисто президентской системы США, где функции главы государства и главы исполнительной власти выполняются единолично Президентом, состоит в том, что в России эти функции разделены между Президентом РФ и главой правительства РФ.

2.2.История появления института президентства в России.

Впервые о введении поста  президента в советской России говорили еще в 1936 году. При обсуждении Конституции СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением - наподобие выборов президента в США. Разумеется, И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, -  «Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету».

В марте 1991 года после  долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский референдум был вынесен вопрос о введении государственного института Президента России. Тогда 70% участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР.

В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина. В декабре 1991 года распался Советский Союз, и последовавшее вслед за этим сложение с себя полномочий президентом СССР создало благоприятные условия для дальнейшего упрочения президентской власти в России. Президент Борис Ельцин взял под свой контроль стратегические ядерные вооружения, вопросы государственной безопасности и международной политики. И с этого времени президент России выступает в качестве представителя независимого суверенного государства - правопреемника СССР. 

Состоявшиеся в 1993 году выборы в Государственную Думу и  Совет Федерации, принятие на референдуме новой Конституции России изменили расстановку политических сил в стране. Если итог первых выборов президента России в 1991 году фактически был предопределен, то выборы 16 июня (3 июля)  1996 года характеризовались ожесточенным противостоянием с левой оппозицией и победой Бориса Ельцина, имевшего опыт политической борьбы. 

31 декабря 1999 Президент  России Борис Ельцин ушёл в отставку. В соответствии с Конституцией РФ исполняющим обязанности Президента Российской Федерации в тот же день стал В.В.Путин. С 26 марта 2000 года избранный Президент России. В.В. Путин вступил в должность 7 мая 2000 года, а 14 марта 2004 года избран Президентом Российской Федерации на второй срок. Вступил в должность 7 мая 2004 года. 7 мая 2008 года передал власть избранному президенту, бывшему главе своей администрации Дмитрию Медведеву. Изначально (в 1991 году) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента Российской Федерации был сокращён до 4 лет. Согласно поправкам, внесенным в Конституцию Российской Федерации 30 декабря 2008 г, срок полномочий Президента Российской Федерации продлен до 6 лет.

Последние выборы президента состоялись 4 марта 2012 года, и на пост президента вступил В.В. Путин, который будет возглавлять Россию 6 лет.

3. Место Президента в системе органов государственной власти.

Согласно Конституции  РФ главенствующую роль в государственной системе играет Президент РФ. Статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Положение Президента в  системе органов государственной  власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти.

Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и правительство - два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций. Взаимоотношение Президента РФ с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и федеральными законами.

Президент обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.

Президент может влиять на деятельность Правительства: утверждает структуры  федеральных органов исполнительной власти; назначает заместителей Председателя Правительства и министров; право председательствовать на заседаниях Правительства; контроль за законностью его актов; непосредственная подчиненность ему силовых ведомств. Президент имеет право отправлять Правительство в отставку, или принять отставку премьера, которая влечет за собой отставку Правительства в целом.

В связи с этим правительство  органы исполнительной власти более  тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти.

В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В сою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях Президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В основе регулирования отношений  между Президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение самостоятельности и независимости этих властных институтов, но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности). С другой стороны существует система противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Дымы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федераций могут преодолеть это вето.

При Президенте действует ряд консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный  Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители Президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные  полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федераций и Конституционном Суде РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.

Место Президента в системе органов  государственной власти определилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к противоречиям конституционных норм, не разграничивших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.

Это спровоцировало противостояние и  противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.

Конституция 1993 года поставила  точку в разногласиях между Президентом и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.

Следствием вышеизложенного  можно считать, что Президент РФ, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованное их функционирование.

4.Организация президентской власти.

4.1.Основные структуры института Президента в России.

4.1.1.Администрация Президента РФ

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия, для реализации Президентом его полномочий. АП готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.

АП обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, объединениями, союзами, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и т.д.

За время своего существования  структура и состав АП РФ многократно менялась.

Нынешняя структура  АП утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации  Президента РФ»

В соответствии с указом у Руководителя АП имеется два  заместителя. В состав АП входят полномочные представители Президента в органах государственной власти, при Европейском суде по правам человека, полномочные представители Президента в федеральных округах.

В состав АП входят 12 самостоятельных  управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации  входит также аппарат Совета Безопасности.

АП обеспечивает деятельность Государственного Совета, иных советов и комиссий при Президенте. В Администрации насчитывается около 2000 государственных служащих. Самыми крупными из подразделений Администрации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"