Контрольная работа по "Истории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации.

Оглавление

Теоретический вопрос 1: Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864 года и городская реформа 1870 года…………………………………………………………………….….3
Теоретический вопрос 2: Развитие права в XVIII веке. Источники права. Формы законодательства………………........................................
Теоретический вопрос 3: Государственная Дума в Российской империи. Образование, полномочия, избирательные законы………………………………………………………………………….
Задача 1………………………………………………………………………….
Задача 2………………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

истори я государства и права.docx

— 40.90 Кб (Скачать)

Новой основой законодательной  компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы  законодательного взаимодействия органов  высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней  палаты парламента. В апреле 1906 года была создана Библиотека Государственной  Думы, которая проработала до 1918 года, когда декретом Совнаркома канцелярия Государственной Думы и все структуры, составлявшие её аппарат, в том числе и библиотека, были упразднены. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

К предмету ведения Государственной  думы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов  и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или  отмену; рассмотрение государственной  росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств  и главных управлений (кроме кредитов на расходы Министерства иностранных  дел в суммах, не превышавших росписи  на 1906 год, платежей по государственным  обязательствам и ряду других расходов), а также отчёта государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях (когда испрашивались изъятия из действующего законодательства); дела, вносимые на рассмотрение Государственной Думы Высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей (в местностях, где не введены земские учреждения) и о повышении земского и городского обложения.

Государственная дума могла  обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если "эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению".

Министры (главноуправляющие) должны были быть выслушаны в Государственной думе каждый раз, когда они об этом заявляли.

Законопроекты вносились  в Государственную думу министрами, комиссиями Государственной думы или  поступали из Государственного совета.

В перерывах между заседаниями  Государственной думы законодательные  функции передавались императору с  тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний  Государственной Думы (в случае непредставления  закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная дума либо Государственный совет (статья 87-я Основных законов).

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему  учреждались четыре избирательные  курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей  курии к выборам допускались  лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали  участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, – депутатов избирали выборщики  от избирателей – двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырёхступенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

Выборы во II Государственную  Думу проходили по тем же правилам, что и в Первую Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная компания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции.

На этот раз в выборах  участвовали представители всего  партийного спектра, в том числе  и крайне левые. Боролось в общем, четыре течения: правые, стоящие за укрепление самодержавия; октябристы, принявшие программу Столыпина; кадеты; левый блок, объединивший социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы. Устраивалось много шумных предвыборных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами. И все же избирательная кампания носила иной характер, чем при выборах в Первую Думу. Тогда никто не защищал правительство. Теперь же борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий.

Социал-демократы (РСДРП) получили 65 мест (их численность возросла вследствие отказа от тактики бойкота), народные социалисты – 16, социалисты-революционеры (эсеры) – 37. Эти три партии получили в общей сложности 118 из 518, т.е. более 20% депутатских мандатов.

Новый избирательный закон  существенно ограничивал избирательные  права в государственную думу третьего созыва крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков. Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года). Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии – как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства.

Общее число депутатов  Думы сокращалось с 524 до 442.

В выборах в Третью Думу приняло участие всего 3 500 000 человек. 44% депутатов были дворяне-помещики. Легальными партиями после 1906 оставались: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и Партия Мирного обновления. Они  и составили костяк III Думы. Оппозиция  была ослаблена и не мешала П.Столыпину проводить реформы. В избранной но новому избирательному закону Третьей Думе существенно сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, и наоборот увеличилось число депутатов, поддерживающих правительство и царскую администрацию.

В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и  националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок, состоялось пять сессий.

Четвертая и последняя  из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как  и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную  Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой  активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в  России. Даже некоторые кандидаты  в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя. Кадеты при выборах в IV Государственную  Думу провели несколько «левых»  демаршей, выдвигая демократические  законопроекты о свободе союзов и введении всеобщего избирательного права. Декларации буржуазных деятелей демонстрировали оппозиционность  правительству.

Стремясь иметь в Государственной  Думе своих ставленников, правительство  воздействовало на выборы в тех или  иных регионах полицейскими репрессиями, возможными махинациями вроде ограничения  числа избирателей в результате противозаконных «разъяснений». Оно  обратилось к помощи духовенства, предоставив  ему возможность широкого участия  в уездных съездах в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. Все эти ухищрения привели  к тому, что среди депутатов IV Государственной Думы было более 75% помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли более 33% депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики; рудники, торговые предприятия, дома и др.). К интеллигенции принадлежало около 15% всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.

В результате выборов, в Четвертую  Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось  в еще большей изоляции, так  как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную  оппозицию.

6 октября 1917 года Временное  правительство распустило Государственную  думу в связи с подготовкой  выборов в Учредительное собрание, а 18 декабря декрет СНК упразднил  канцелярию Думы и её Временного  комитета. Упразднена Конституцией 1918 года — полномочия её переходили к Всероссийскому Съезду Советов рабочих и крестьянских депутатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

Свободный смерд Илья полюбил  рабыню князя Всеволода Марию. Влюбленные решили бежать в Двинскую землю, перед  этим тайно обвенчавшись,  но по пути были схвачены. Будут ли наказаны по Русской правде  Илья и Мария?

Ответ:

В соответствии со ст. 103 Русской  правды пространной редакции кто женится на рабе без договора с ее владельцем, обращается в холопство. А Илья не договаривался с князем, поэтом он обратится в холопство, а раба возвратиться Всеволоду.

Задача 2

Иван зашел в гости  к Авдею и увидел свою лошадь, пропавшую год назад. Авдей на претензии Ивана ответил, что купил ее неделю назад на торгу. Рассудите спор по грамоте. В каких случаях будет удовлетворен иск к ответчику?

Ответ:

В соответствии со ст. 46 Псковской судной грамоты если кто-нибудь опознает свое пропавшее имущество у другого, а этот последний скажет: "я купил [эту вещь] на рынке, но продавца не знаю", то ответчика привести к присяге в том, что он действительно совершил покупку на рынке, а не был соучастником в воровстве; если ответчик и не представит [на суд того человека, у которого приобрел покупкой спорную вещь], но сам он ранее не был замечен в воровстве и в обществе не будет на него подозрения, то истец теряет иск.

 

ЛИТЕРАТУРА

Специальная и научная литература

 

Земцов Б.Н. История отечественного государства и права. Учебно-методический комплекс. – М., 2009. – 336 с.

История отечественного государства и права. Часть 2. Под  ред. д. ю. н. Чистякова. О.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - 254 с.

Исаев И.А. История государства и права России. — М., 1999. - 608 с.

Кудинов О.А. История Отечественного государства и права. Учебное пособие. – М., 2001. - 279 с.

  Камалова Г.Т., Петров  А.В. История отечественного государства и права. Учебное пособие. – Челябинск, 2006. - 249 с.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права"