Контрольная работа по "Истории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации.

Оглавление

Теоретический вопрос 1: Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864 года и городская реформа 1870 года…………………………………………………………………….….3
Теоретический вопрос 2: Развитие права в XVIII веке. Источники права. Формы законодательства………………........................................
Теоретический вопрос 3: Государственная Дума в Российской империи. Образование, полномочия, избирательные законы………………………………………………………………………….
Задача 1………………………………………………………………………….
Задача 2………………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

истори я государства и права.docx

— 40.90 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теоретический вопрос 1: Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864 года и городская  реформа 1870 года…………………………………………………………………….….3

Теоретический вопрос 2: Развитие права в XVIII веке. Источники права. Формы законодательства………………........................................

Теоретический вопрос 3: Государственная Дума в Российской империи. Образование, полномочия, избирательные  законы………………………………………………………………………….

Задача 1………………………………………………………………………….

Задача 2………………………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический вопрос 1: Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864 года и городская  реформа 1870 года.

Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки  системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия  для сохранения власти в руках  дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием  местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых  земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический  путь развития России, предлагали создать  всесословные земские организации.

1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и  уездных земских учреждениях". На них возлагалось: заведывание  капиталами, имуществами и деньгами  земства; меры по обеспечению  "народного продовольствия", мероприятия  по благотворительности, взаимное  земское страхование имуществ; попечение  о развитии местной торговли  и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях  в области здравоохранения и  образования.

 Законом предусматривалось  создание трех избирательных  курий:

- курии уездных землевладельцев, состоявшей преимущественно из дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

- городской курии, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера;

- сельской курии, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

 Земское собрание и  земская управа (исполнительный  орган, состоящий из председателя  и двух членов) избирались на  три года. Губернское земское  собрание избиралось членами  уездных собраний. Председатель  уездной управы утверждался в  должности губернатором, председатель  губернской управы - министром внутренних  дел.

 Нужно отметить, что  земская реформа не сформировала  стройной и централизованной  системы. В ходе ее реализации  не было создано органа, возглавляющего  и координирующего работу всех  земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское  губернское земское собрание  поставило вопрос об образовании  такого органа, оно было попросту  закрыто правительством.

 Реформа не создала  также и низшего звена, которое  могло бы замкнуть систему  земских учреждений- волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством.

 Председателями земских  собраний стали предводители  губернского и уездного дворянства.

 Все же земствам  удалось внести вклад в развитие  местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений. В этом плане земскую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру.

16 июля 1870 г. утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой - исполнительным органом. Думу и управу возглавляло одно лицо - городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

 Участвовали в выборах  лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными  или торговыми предприятиями,  занимающиеся кустарными промыслами  или мелкой торговлей, представляющие  любое сословие. Не допускались  к выборам лица, подвергавшиеся  суду, отрешенные от должности,  подследственные, лишенные духовного  сана. Юридические лица и женщины  участвовали в выборах через  представителей. Голосование было  тайным.

 Устанавливалось предельное  число лиц нехристианского вероисповедания,  допускавшееся в состав управы, -оно не могло превышать одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

 В пользу города  дума могла устанавливать сборы.

 

 

Теоретический вопрос 2: Развитие права в XVIII веке. Источники права. Формы законодательства.

Переход к абсолютизму  знаменовался широким развитием  законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил  отдавали законотворчеству Петр I и  Екатерина II. Говорили даже о легисломании Екатерины, т. е. о страсти к изданию законов. Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским – пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию двенадцать раз.

Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно  меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, более высокий уровень юридической техники. От формулировки закона Петр требовал ясности и четкости: "Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать". Вместе с тем в петровских законах нашла отражение его любовь ко всему западному, порой доводимая до абсурда. Без особой надобности правовые акты были засорены массой иностранных слов, преимущественно германоязычных. Так, например, в Табели о рангах русские термины встречаются лишь в виде исключения. Основную же массу наименований чинов должностных лиц составляют замысловатые штатгалтеры, обер-штер-крикс-комиссары, обершенки и т.п. Можно представить, как ломали себе языки бедные русские люди!

Петр требовал неукоснительного соблюдения законов, предписывая в  указе 1722 г. "О хранении прав гражданских": "Ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...". Придавая большое значение указу об исполнении законов и самому исполнению законов, Петр приказал наклеить его на доску и держать на столе заседаний Сената и других судебных учреждений: "А где такого указа на столе не будет, то за всякую ту проступку сто рублев штрафу в гошпиталь".

Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной  власти, призванной регулировать жизнь  подданных. Отсюда активная законодательная деятельность. Полное собрание законов Российской империи дает такую картину: на вторую половину XVII в. приходится 1821 указ, в среднем в год по 36 указов, в первой половине XVIII в. ежегодно в среднем издавалось по 160 указов.

Однако вера Петра во всесилие закона была в большой мере иллюзорной. На практике в громадной империи, столица которой была вынесена на самую границу, творилось отнюдь не то, что хотелось самодержавному, неограниченному, абсолютному монарху.

Иногда массовые нарушения  закона приводили к тому, что с  ними приходилось мириться и даже возводить нарушение в новую  норму.

При Петре I разнообразятся и формы правовых актов. При этом и здесь проявляется стремление к новой, иноязычной терминологии. Так, например, закон о государственной службе называется "Табель о рангах", закон о крестьянских податях и повинностях 26 июня 1724 г. назван почему-то "плакатом", военно-уголовный кодекс – Воинским артикулом и т. п. Немка Екатерина II, про которую говорили, что она хотела быть более русской, чем сами русские, проводила прямо противоположную политику: во всем законодательстве она последовательно восстанавливала русскую терминологию. Иногда она даже переводила иностранные термины на русский язык. Так, например, "бухгалтер" именуется "книгодержателем" и т. п.

Наряду с провозглашением  крупных реформ и больших преобразований законодательство XVIII в. отличается мелочной регламентацией многих сторон жизни: хозяйственной  деятельности, быта, развлечений и  т. п. Подоплекой этого был постулат, согласно которому подданные передали свой суверенитет верховной власти. Отсюда оправдание принуждения и  грубого насилия.

До второй половины XVII в. все крупные законодательные  акты были межотраслевыми. Они были как бы своеобразными сводами  законов – маленькими и большими. Так строились и Русская Правда, и Псковская судная грамота, и Соборное Уложение. В период становления абсолютизма рост массы законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства.

В соответствии с этим ведется  и систематизация права. Петр первоначально  хотел издать новое Уложение, которое  должно было заменить собой Соборное Уложение 1649 г., но затем пошел по линии создания отраслевых кодексов. При любви и внимании Петра  ко всему военному в первую очередь  подверглись кодификации военные  отрасли права. Так возник Воинский артикул – первый в русском  праве уголовный, вернее, военно-уголовный  кодекс; было издано Краткое изображение  процессов, посвященное целиком  процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции. Воинский и Морской уставы – тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответствующие сферы жизни.

Вместе с тем основой правовой системы Российской империи на протяжении всего XVIII столетия оставалось Соборное Уложение 1649 г., принятое накануне вступления России в эпоху абсолютизма и удовлетворявшее в принципе потребности господствующего класса на стадии зрелого феодализма. Однако Соборное Уложение, продолжая существовать, со временем дополнялось новоуказными статьями XVII в. и многочисленным законодательством XVIII в. Рост законодательства побудил Петра I поставить вопрос о создании нового Уложения. Для этого была создана специальная комиссия. Подобные комиссии создавались и преемниками Петра - вплоть до Екатерины II, однако практического результата не дали. Всеобщей систематизации законодательства в XVIII в. проведено не было.

Сословному строю, сословным  принципам организации государства  соответствовала и сословность гражданского, уголовного, процессуального права. Гражданская правоспособность подданного Российской империи зависела от его сословной принадлежности. Дворянство и в этой сфере имело свои привилегии. Так, например, в 1754 г. был учрежден государственный Дворянский банк, в котором помещики могли получать кредиты из расчета 6% годовых, в то время как частный кредит тогда стоил 20%. Крестьяне же в эту эпоху теряют последние остатки гражданской правоспособности. Если говорить о той же сфере кредитных правоотношений, например, то следует отметить, что крестьяне были лишены права получать ссуды под обязательства, оформляемые векселями.

От сословной принадлежности зависела и судьба человека, если он становился субъектом преступления и даже заключенным. Жалованная грамота  дворянству предоставила дворянам некоторые  привилегии уголовно-правового характера. Даже в местах лишения свободы  дворяне иногда имели особый режим  заключения, вплоть до того, что им разрешалось  держать при себе крепостных слуг.

Сословная организация судов, особые процессуальные льготы для дворянства характеризовали процессуальное право XVIII в. В XVIII в. сохранилось древнее  право феодала судить своих крестьян. В век "просвещенного абсолютизма" и екатерининской легисломании и здесь были определенные новшества. Не ограничиваясь общеимперским уголовным и процессуальным правом, некоторые крупные помещики создавали свои собственные кодексы. Так, граф Румянцев в довольно обширном документе предусмотрел целую серию преступлений против

личности и имущественных  прав с широкой гаммой наказаний, вплоть до заковывания в железо и  посажения на цепь. А на заводе Демидовых существовала настоящая тюрьма.

 

 

 

Государственная Дума в Российской империи. Образование, полномочия, избирательные законы.

 

До 1905 г. в Российской империи  отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление  стало результатом революции 1905 года.

Манифестом от 6 августа 1905 года, император Николай II учредил  Государственную Думу как «особое  законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная  разработка и обсуждение законодательных  предположений и рассмотрение росписи  государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права"