По Платону, все сословия должны
жить в дружбе и согласии и убедить
их в том, что все они – братья, призвана,
говоря современным языком, идеология,
а Платон говорит о мифах. Мифы призваны
убедить людей в том, что они братья. Мифы
укажут людям, что боги, производя их на
свет, одним подмешали золото, и из них
вышли лучшие- правители, другим – серебро,
и они стали воинами, а третьим железо,
и они родились крестьянами, ремесленниками
или торговцами. Как в душе отдельного
человека, так и в устройстве всего государства
разумная часть, воплощение мудрости,
должна господствовать, мужество – служить
ей верной защитой; а вожделеющая часть
– охотно подчиняться. Если в миф не поверят
ныне живущие, то новые поколения, воспитанные
на таких мифах, уже будут убеждены в соответствующем
порядке вещей.
Платон подробно описывает образ
жизни первых двух сословий, но
ничего не говорит по поводу
образа жизни крестьян и ремесленников,
и это не случайно. От этого сословия, согласно
Платону, в государстве ничего не зависит.
Платон указывает на основные
добродетели идеального государства:
мудрость, мужественность, рассудительность
и справедливость. По его мнению,
к такому государству ближе всего находится
аристократическая республика с мудрыми
правителями во главе. Платон готов был
положительно отнестись и к так называемой
аристократической монархии, во главе
с мудрым монархом, опирающимся на просвещенную
аристократию. В то же время Платон называл
“четыре вида извращенного государственного
устройства”, каковыми, по его мнению,
являются так называемая тимократия, олигархия,
демократия, тирания. Именно в таком порядке
они отдаляются от идеального государства.
Он характеризовал тимократию, при
которой власть получают представители
военного сословия. В результате
разложения тимократии, происходящего
прежде всего под влиянием
страсти к обогащению и всевозможным
наслаждениям, формируется такой тип государства,
как олигархия. Когда власть переходит
в руки народа возникает демократия, которая
рано или поздно, под влиянием чрезмерной
свободы, перерастает в тиранию – “власть
одного над всеми”. Основной пафос
учения Платона о государстве – внушить
людям понимание необходимости формировать
такое государство, которое в той или иной
степени соответствовало бы его модели
идеального государства. Это отвечало
бы интересам большинства людей, обеспечило
бы им необходимые условия для достойной
жизни и всестороннего развития. Такое
государство Платон считал самым лучшим,
что может быть на земле.
Проект идеального государства,
созданный Платоном, был подвергнут
критике самым знаменитым из
его учеников – Аристотелем.
Аристотель сказал по этому
поводу фразу, ставшую знаменитой:
“Платон мне друг, но истина дороже”.
Он критиковал Платона за выпячивание
государства в ущерб личному счастью каждого,
высказал сомнение в том, что миф о трех
типах людей когда-нибудь приживется,
ведь люди горды и завистливы и никогда
не согласятся с заранее отведенной для
них ролью.
Так же, как в учении об идеальном
государстве, интересные и актуальные
для нашего времени суждения
содержатся и в учении Платона
о законах и праве. В работе
под названием “Законы” (двенадцать
книг) он исходит из того, что устанавливаемые
в соответствии с принципом добродетели
законы государства должны способствовать
установлению справедливых и гармоничных
отношений между людьми, устранению “всяких
внутренних междоусобий”. “Законодатель
должен надзирать, где осуществляется
справедливость, а где нет”. Платон постоянно
указывает, что значение законов более
широкое, чем только наведение должного
порядка. Он отмечает гуманистическую
направленность законов, их роль в обеспечении
соответствующих условий для развития
личности, в совершенствовании отношений
между людьми, а также между личностью
и обществом, государством.
По Платону сила государства
– также в силе его законов.
Закону, выражающему интересы большинства
людей данного общества, должны
подчиняться все – от рядовых
граждан до правителей: “Я вижу гибель
того государства, где закон не имеет силы
и находится под чьей-либо властью. Где
же закон владыка над правителями… там
усматриваю я спасание государства и все
блага, какие только могут даровать государствам
боги ”. [Платон. Законы. Полн.собр.соч.
в 15 т. – Т. XIII. – Птг.:Academia. 1923. – С. 21-25.]
Труды Платона заслуживают внимания,
ведь именно в них, хоть и
в несколько абстрактной форме
выражена идея правового государства,
обоснованная с разных сторон
в политических воззрениях мыслителей
Нового времени и в современных политических
теориях.
Вопрос
4. Раскрыть смысл
терминов.
1.
Идеология ( от греч. idea – идея, и logos
– учение: учение об идеях) – 1) в пространстве
промышленной культуры осмысление политической
и иной социальной структуры с позиций
обособленного субъекта познания; 2) это
система взглядов (различных – на политику,
нравственность, философию и др.); 3) система
идей, представлений, взглядов, характеризующая
воззрения на социально – политическую
и иную жизнь какой-либо социальной группы,
класса, политической партии, общества.
2.
Национализм (от лат. natio – нация,
народ) – идеология, основанная на пропаганде
национальной исключительности и национального
превосходства, а также политика, регулирующая
националистическую идеологию. Национализм
может выражаться в разжигании национальной
ненависти и конфронтации как между народами
разных стран, так и внутри одной страны
между представителями различных наций
и этносов.
3.
Политическая коммуникация
– 1) процесс выработки, передачи
и обмена политической информацией, которая
структурирует политическую деятельность
и придает ей новое значение. Политическая
коммуникация выступает своеобразным
социально – информационным полем политики.
2)процесс передачи политической информации,
посредством которого информация циркулирует
между различными элементами политической
системы, а также между политической и
социальной системами.
4.
Политическая социализация
– включение граждан государства
в систему политических отношений (развитие
политического сознания, политической
культуры, политической практики или опыта,
электоральное воспитание, политическое
участие и т.д.)
Вопрос
5. Контрольный тест.
В Испании парламент называется:
а) Кортес.
Список
литературы:
1)
Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология:
Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 397 с.
2) Зеркин
Д.П. Политология. Серия “Учебники и учебные
пособия”, Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 448 с.
3) Ирхин
Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология:
Учебник. Глава 1. Политика и политология.
– М.: Юристь, 2002. – 511 с.
4)
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология:
Учебник. Глава 2. Истоки и становление
политической и правовой мысли – М.: Юристь,
2002. – 511 с.
5)
Политология: Учебник для вузов / Под ред.
Проф. В.Н. Лавриненко. -2-е изд., перераб.
и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 544 с.