Контрольная работа "Платон"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Политология имеет богатую и длительную предысторию в виде эволюции политических идей – от первоначальных наивных взглядов и высказываний до отдельных политических концепций и их систематизации в рамках политической науки. Политико-правовая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития.

Файлы: 1 файл

1-Контр раб по политологии.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

2 вариант.

Вопрос 1. История политических учений.

   Политология имеет богатую и  длительную предысторию в виде  эволюции политических идей –  от первоначальных наивных взглядов  и высказываний до отдельных  политических концепций и их  систематизации в рамках политической науки. Политико-правовая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития.

   Политическая мысль человечества  развивалась с древних времен, в странах Запада и Востока.  На каждом этапе развития политические  взгляды мыслителей отражали соответствующие реалии общественной жизни. Вместе с тем в них были выражены результаты развития самой политической мысли в ее исторической преемственности.

   Политические учения и идеи  – формы осмысления политической  действительности. Главной причиной возникновения и развития политических идей оказалось социальное разнообразие, в том числе классовое деление общества, вызывающее разнообразие социально – политических интересов и настроений. Политическая мысль особенно активно развивалась в горниле социальных противоречий, а общественное значение приобретали лишь те доктрины, которые в большей или меньшей степени отвечали массовым интересам.

   Политическая борьба рождала  научные дискуссии, в ходе которых  вырабатывались политические концепции. Они сталкивались между собой, поддерживались или отвергались обществом. Содержательной стороной всех политических учений являлась трактовка многочисленных вопросов, связанных с государством, гражданином, социальными группами, правовыми отношениями.

   Наряду с социально – классовыми интересами в политических теориях нередко находили выражение общечеловеческие ценности. Это – идеи справедливости, общего блага, свободы, равенства, нормы нравственности и поведения.

   Содержание политических учений  предопределяет периодизацию их истории, поскольку проблема выделения этапов развития политической мысли носит по преимуществу общетеоретический характер. В этом смысле наиболее целесообразной оказывается периодизация, совпадающая с цивилизационным делением всей истории человечества: Древний мир, Средние века, эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время.

   Самые первые в истории человечества  попытки осознать общественно  – политические проблемы дошли  до нас в религиозных мифах  и легендах. Религии освещали  существовавшее общественное устройство непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов или единого Бога.

   Религиозное воздействие на общество  было огромным и длилось на  протяжении тысячелетий. Преодолению  родоплеменной и территориальной  раздробленности, а значит, формированию государства служила религия в Древнем Египте. Решению многих государственных проблем содействовали религии Древней Греции и Древнего Рима.

   В античном обществе из всех  “политических” понятий наиболее широко употреблялось понятие “государство”. Все происходящие в государстве процессы трактовались как политические.

   Наиболее существенный вклад  в формирование политической  мысли древности внесли крупнейшие  философы Древней Греции –  Платон и Аристотель.

   В Средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание, соответствующее духу божественного откровения. Основным источником религиозного толкования проблем общественной жизни, в том числе политической власти, государства, свободы человека, выступала “вечная книга” – Библия. Наиболее яркими представителями религиозной и политической мысли средневековой Европы были Августин Аврелий и Фома Аквинский.

   Эпоха Возрождения ознаменовалась  значительной активизацией человеческой деятельности во всех сферах жизни западно – европейских стран. Наряду с выдающимися достижениями в науке и искусстве, Великими географическими открытиями активно развивалась политическая жизнь. Она бурлила в итальянский городах – республиках: Генуе, Венеции, Флоренции, в столицах Англии, Франции, Нидерландов, Испании, Португалии и других европейских государств. Во многих из них решались проблемы преодоления феодальной раздробленности и становления сильных централизованных государств. Все более заявляла о себе проблема выбора такой формы государственного устройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно существовать большинство граждан страны. Эта проблема нашла отражение в работах мыслителей того времени – Никкола Макиавелли, Жан Боден.

   Западноевропейские мыслители XVII века (период Нового времени) отразили в своих трудах процессы распада феодальных и зарождения капиталистических общественных отношений, экономическую и политическую борьбу класса феодалов и зарождавшейся буржуазии. Они пытались осмыслить широкий круг проблем политической жизни современного им общества, прежде всего политических отношений указанных классов, сущность и назначения различных политических институтов. При этом их взгляды базировались на определенных теоретических и методологических основаниях, в качестве которых выступали теории естественного права и общественного договора. Яркими представителями этого периода являются Томас Гоббс, Гуго Гроцкий, Джон Локк, Жан Жак Руссо.

   Сложившиеся ранее направления  и традиции, в том числе традиции локковского либерализма, учение о республике и роли законов в жизни общества Монтескье; а также учение об общественном договоре, чаще всего в толковании Руссо, получили дальнейшее развитие в европейской политической мысли XIX века (Новейшее время). В то же время появились и новые направления отразившие реалии своего времени и обосновавшие соответствующие способы совершенствования политической жизни общества и деятельности государства (Алексис Токвиль, Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс).

   В конце XIX – начале XX в. происходит всплеск в развитии общественно – политической жизни. С оригинальными идеями, концепциями выступают в России такие деятели как – П.И. Новгородцев, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.

   Происшедшая в XIX веке политизация общества послужила стимулом для появления множества разных политических концепций: империалистических, геополитических, государственно – правовых, анархистских, национа-листических и т.д. Это, в свою очередь, активизировало исследования в области политической истории и политического права, что вплотную подводило к необходимости рождения политической науки – политологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2. Взаимосвязь политики и морали.

   Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

   Мораль находит выражение в  поступках человека по отношению  к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности  морали меняются с течением  времени и различны у разных народов и слоев населения.

   Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально – политического мира.

   Поскольку политика является  одной из важнейших сфер человеческой  деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику.

   Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, а мораль – регулировать нравственные нормы поведения.

   Мораль может так или иначе  характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль  ограничивает политику, свободу  бесконтрольного политического  действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил, что “правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат Основанием истинной политики”.

   Общее между политикой и моралью  состоит в том, что они относятся  к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы, являются регуляторами поведения людей.

   Многие императивы морали носят  характер идеалов, с которыми  следует сообразовывать свои  действия; она оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же более “приземлена” и целенаправленна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же опирается главным образом на “санкции” совести. Мораль в значительной части своих норм выступает как своего рода антитеза насилию.

   Наконец, существует и “корпоративная” мораль, есть моральные нормы, принятые в определенных национальных, региональных и иных структурах общества и оправдывающие применение насилия в конкретных экстраординарных обстоятельствах (например, дуэль как способ защиты чести и др.).

   Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

  • Морализаторский подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;
  • Ценностно нейтральный подход – игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу “цель оправдывает средства”;
  • Компромиссионный подход - преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.

   В современном мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

   В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой моральности и ответственности. В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается “цена” многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков.

   Влияние нравственности на политику  может и должно осуществляться  по ряду направлений. Это –  постановка нравственных целей,  выбор адекватных им и реальной  ситуации методов и средств,  учет в процессе политической  деятельности моральных принципов. Выполнение этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений. Целью политики должна выступать не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей – например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны.

   В конечном счете нравственное  решение общественного деятеля  и политика, помноженное на знание и опыт, является самым верным. 
 
 
 
 

Вопрос 3. Платон как политик.

   Платно (427 – 347 гг до н.э.) –  выдающийся философ Древней Греции. Он является основателем целого  направления в философии, оказавшего  и оказывающего свое влияние  на всем протяжении истории философии, политологии и других наук. Часто даже говорят, что вся западная история философии это примечание к Платону.

   Он был автором более 30 философских  диалогов. Общественно – политическим  вопросам Платно посвящает два  наиболее крупных своих произведения – “Государство” и “Законы”. К ним можно также отнести и диалоги “Политик” и “Критон”.

   Платон создал модель идеального  государства как сообщества людей,  строящих свои отношения на  основе справедливости. Данное сообщество  представляет собой взаимодействие трех основных сословий: мудрецов-философоф, управляющих делами государства; воинов или стражей, защищающих государство от внешних и внутренних врагов; земледельцев и ремесленников, производящих различные предметы для удовлетворения потребностей граждан данного государства. Названные сословия имеют “свою долю в общем процветании соответственно их природным данным”.

Информация о работе Контрольная работа "Платон"