Контрольная по теме "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «идеология» достаточно Многозначно. Оно имеет богатую историю. Впервые его ввел в оборот французский философ и политик Дестют де Траси (1754-1836) в своем пятитомном труде «Элементы идеологии» для обозначения учения об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами воспитания, права и государства.

Оглавление

1.Понятие и структура политической идеологии, её функции . стр. 3.
2.Характеристика основных политических идеологий современности: неолиберализм, неоконсерватизм, социалистическая и социал-демократическая идеология ,коммунизм. стр.8.
3.Вывод . стр.13.
4.Список литературных источников . стр. 14.

Файлы: 1 файл

тема 23-полит.docx

— 49.06 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Либерализм  в его современной модификации  оказался способным адаптировать многие новые идеи, и в том числе  характерные для других идеологий. Это привело к появлению социал-либерализма, объединяющего традиционные либеральные принципы с некоторыми социалистическими идеями (социальной демократии, равенства жизненных шансов и др.), к сближению либеральной, социал-демократической и неоконсервативной идеологий, способствовало размыванию четких границ между ними. Наметилась перспектива постепенного растворения либерализма среди других совместимых с ним идеологических течений.

                                          Неоконсерватизм

Основной, традиционный поток консервативной идеологии примерно в 70-х годах нынешнего века трансформировался в неоконсерватизм. Это, современное направление консерватизма более рационалистично. Оно пытается дать ответы на такие острые проблемы постиндустриального общества, как экономические кризисы, политическая нестабильность, урбанизация и растущая зависимость человека от технической среды, ускорение темпа жизни, разрушение традиционных межличностных коммуникации и усиление атомизации и отчуждения индивидов, рост антисоциального и девиантного поведения, в том числе наркомании, появление новых опасных вирусов и болезней (СПИД) и т.д.

Неоконсерватизм усматривает главные причины этих негативных явлений в чрезмерном вмешательстве государства в дела гражданского общества, его перегруженности социальными расходами, широком вовлечении некомпетентных масс в политику, разрушении традиционных форм человеческого общежития, ослаблении духовнонравственных устоев и религиозного влияния. В качестве лекарств современных социальных недугов предлагается ограничение государственного интервенционизма в духе монетаристских экономических теорий, сокращение социальных программ, повышение авторитета государства и ответственности граждан за собственное благополучие, укрепление морали, семьи и религии. Только возвращение к испытанным традиционным ценностям способно помочь людям вновь найти утраченный смысл жизни, обрести духовное равновесие и уверенность, освободиться от социального иждивенчества и активизировать самостоятельные усилия в обеспечении собственного благополучия.

Сторонники технократического  консерватизма (X. Фрейер, А. Гелей; X. Шельский, Е. Форстхофф) делают акцент на защите элитарной демократии и ограничении непосредственного участия населения в управлении государством, ссылаясь на повышение значимости профессиональной компетентности в условиях НТП и усложнение общественной организации.

 

 

Хотя реализация конкретных экономических и политических программ неоконсерватизма часто не приносит ожидаемых результатов, его акценты на обеспечении стабильности и порядка, укреплении ряда традиционных общечеловеческих ценностей обеспечивают привлекательность этой идеологии для широких слоев населения. Современный консерватизм во многом сблизился с либера-иизмом и даже заимствовал некоторые социалистические идеи.

 

                     Классическая социалистическая идеология

Третьей наиболее влиятельной мировой политической идеологией является социализм. Он оказал огромное влияние на политический облик современного мира. Социализм (франц.socialisme от лат.  socialis— общественный) объединяет различны идейно-политические направления, выступающие за преобразование основанного на частной собственности, эксплуатации и классовых противоположностях капиталистического общества и установление рационального общественного устройства, базирующегося на общественной (в разных формах) собственности, социальном равенстве, справедливом распределении продуктов и благ в зависимости от затраченного труда и социально обеспеченной свободе личности.

Социалистические идеи возникли в  глубокой древности. Однако они приобрели теоретический, концептуальный характер и превратились в идеологию определенной общественной группы — рабочего класса — лишь в XIX веке.Появление первых социалистических учений, резко критикующих капитализм и обративших внимание на бедственное положение наемных рабочих, связано с именами А. Сен-Симона (1760-1825), Р. Оуэна (1771-1851), Ш. Фурь (1772-1837), Л. Бланка (1811-1882). Однако социалистическая идеология сформировалась окончательно и приобрела определенную политическую направленность благодаря деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля и некоторых других представителей пролетариата. В России большой вклад в распространение и развитие социалистических идей внесли Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

                 Идеология демократического социализма

Свою наиболее полную современную интерпретацию и 
развитие социал-демократическая идеология нашла в широко распространенных в странах Запада концепциях  демократического социализма. Само это понятие акцентрирует внимание на единстве социализма и демократии в противоположность странам «реального социализма»,порвавшим с демократическими традициями этого движения.    

 

 

 

Демократический социализм представляет собой «общественную модель, которая на базе парламентской демократии и правового государства постепенно, шаг за шагом устраняет недостатки и классовые привилегии капитализма, гарантирует социальную защищенность осуществляет демократию в государстве, экономике и обществе, обеспечивает правовую государственность, равно как и личную и духовную свободу и тем самым завоевывает и  охраняет свои основные ценности: свободу, справедливость и солидарность».

Демократический социализм, наследуя основные идеи «классического» социализма, отличается от него главным образом  тем, что видит в социализме не «историческую необходимость», а  нравственный идеал, доступный представителям всех слоев общества, а также рассматривает его (социализм) не как конечную цель, а как длительную задачу, как тот ценностный эталон, на который должны ориентироваться конкретные политические решения. Иными словами, демократический социализм — это прогрессивная политика, основывающаяся на самоорганизации и широком участии граждан в принятии решений во всех областях их жизнедеятельности и направленная на реформирование существующих общественных структур с целью социальной эмансипации и создания условий самореализации каждого человека.

Идеология демократического социализма сохраняет свою актуальность и в наши дни. Однако в 90-х годах социализм столкнулся с рядом трудностей. Они вызваны прежде всего крахом командно-административной, коммунистической модели социализма в государствах советского блока и ослаблением рабочего движения; усилением нажима крупного капитала и правых сил на государственную политику; глобализацией и активизацией пропаганды (главным образом со стороны США) враждебных социализму идей и ценностей, индивидуализацией труда и образа жизни части средних слоев; обнаружившейся «перегруженностью» ряда государств большими социальными расходами; ограниченностью прежних методов государственного регулирования экономики и перераспределения доходов и некоторыми другими причинами.

 

                      Коммунистическая идеология

К социалистической идеологии с  некоторыми оговорками примыкает коммунистическая идеология. В широком значении она охватывает разкообразные теории и взгляды, отрицающие частную собственность и обосновывающие идеал общественного устройства, предполагающий полное социальное равенство. Коммунистическая идеология отличается от социалистической радикальностью требований — предполагает полное социальное равенство, т.е. равенство людей в потреблении благ и в возможностях развития личности, а также полное господство общественной

собственности и общественное самоуправление.

Исторически коммунизм и социализм возникли на единой почве —отрицании общества, основанного на частной собственности и социальном неравенстве. Примерно до Второй мировой войны и Октябрьской 1917 г.революции в России сторонники социалистических и коммунистичеких идеалов находились в рамках одного, социал-демократического движения.

Однако  теоретические расхождения и различное отношение к демократии и практике насильственных революционных преобразований в СССР привели к расколу в рядах международной социал-демократии.

Коммунистические концепции и идеи достаточно ранообразны. Они возникли еще в глубокой древности и проявлялись, например, в учении древнегреческого философа Платона об идеальном государстве, в идеологии и практике раннего христианства и т. д. На политическую жизнь современного мира наибольшее влияние оказал марксистский вариант коммунистической идеологии. Он предполагает постепенное, поэтапное построение коммунизма: вначале общество проходит переходный период от капитализма к социализму, затем социалистическую фазу как незрелый коммунизм и, наконец, полный коммунизм. Коммунистическая идеология не отрицает социализм, но рассматривает его лишь как необходимый этап на пути к коммунизму.

  Отличия классических вариантов социалистической и коммунистической идеологий проявляются не столько в модели социалистического общественного устройства, сколько в путях ее достижения. Коммунистическая идеология предполагает революционный путь к социализму, установление диктатуры (неограниченной власти, опирающейся на насилие) пролетариата, руководство обществом со стороны коммунистической партии, запрет любых политических организаций и идеологий, не признающих ее главенство, развитие экономики и всего общества по единому государственному плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Вывод.

В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие.  Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций. В течение многих веков общество и государство в России руководствовались национальной идеологией, основанной на православии, патриотизме и верховенстве самодержавной власти. Национальные идеи, менявшиеся время от времени, были не только тесно связаны с этой идеологией, а прямо вытекали из нее. По мере социально-экономического развития вызревала и усиливалась объективная потребность в светской политической идеологии. Ее формирование в России началось значительно позднее, чем на Западе и под его сильным влиянием. В то время как на Западе политические идеологии не только развивались, но и постепенно утверждались в общественной и государственной жизни по мере развития и утверждения на политической сцене тех сил, которые эти политические идеологии взяли на вооружение, в России картина была обратной. Здесь ни политические идеологии не получили достаточного развития, ни политические силы, их исповедующие. Воспринимавшиеся не только как оппозиционные, но и как враждебные по отношению к господствовавшей официальной государственной идеологии, они подавлялись правящими властями не только в царские, но и в советские времена. Поиски современной политической идеологии, возобновившиеся в начале 90-х годов ХХ в. после длительного перерыва, идут в России трудно. Те государственные идеологии, которые господствовали в России в самодержавный период, а затем в советское время, были вне критики и конкуренции. При них таких поисков, какие ведутся сейчас, не могло быть по определению.

 

 

                                  

 

                                    Список литературных  источников:

    1. В. П. Пугачёв    Политология   « высшее образование» Москва,2004.

 

    1. В. П. Пугачев, А. И.  Соловьев Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 1995.

 

    1. В. П. Куратченко Лекции по политологии. Выпуск 2. Краснодар, 1994.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная по теме "Политология"