Контрольная по теме "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «идеология» достаточно Многозначно. Оно имеет богатую историю. Впервые его ввел в оборот французский философ и политик Дестют де Траси (1754-1836) в своем пятитомном труде «Элементы идеологии» для обозначения учения об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами воспитания, права и государства.

Оглавление

1.Понятие и структура политической идеологии, её функции . стр. 3.
2.Характеристика основных политических идеологий современности: неолиберализм, неоконсерватизм, социалистическая и социал-демократическая идеология ,коммунизм. стр.8.
3.Вывод . стр.13.
4.Список литературных источников . стр. 14.

Файлы: 1 файл

тема 23-полит.docx

— 49.06 Кб (Скачать)

                   

                                                  План:

                     ТЕМА  :  Политическая идеология.

1.Понятие и структура  политической идеологии, её функции .           стр. 3.

2.Характеристика основных политических идеологий  современности: неолиберализм, неоконсерватизм, социалистическая и социал-демократическая идеология ,коммунизм.                                             стр.8. 

3.Вывод .                                                                                                    стр.13.

4.Список  литературных  источников .                                                   стр. 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Понятие и структура политической идеологии, её функции.

                        Понятие политической идеологии

Понятие «идеология» достаточно Многозначно. Оно имеет богатую историю. Впервые  его ввел в оборот французский философ и политик Дестют де Траси (1754-1836) в своем пятитомном труде «Элементы идеологии» для обозначения учения об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами воспитания, права и государства.

Во времена Просвещения понятие  идеологии получило негативную окраску: трактовалось как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках и противостоящее рациональному, объективному познанию действительности.

В русле этой, негативной, традиции рассматривали идеологию К. Маркс  и Ф. Энгельс. Однако они внесли новые; моменты в трактовку идеологии, связав ее с интересами господствующего класса. Идеология у Маркса — это ложное, иллюзорное сознание, обосновывающее, оправдывающее и камуфлирующее классовое господство или претензии класса на его установление. Она создается представляющими класс теоретиками — идеологами, распространяется в массовом сознании и закрепляет экономическое господство класса его господством в сфере духовной жизни. Устранение последнего эксплуататорского класса — буржуазии — будет означать конец идеологии как извращенной, классово тенденциозной формы сознания. На смену ей приходит общественная наука, первые краеугольные камни которой закладывает марксизм.

Претендовавший на творческое развитие марксизма В.И. Ленин, исходя из тезиса о совпадении выражаемых в пролетарской идеологии интересов рабочего класса с закономерностями общественного развития, пытался обосновать научность социалистической идеологии.

Новые идеи в теорию идеологии внес немецкий социолог К. Манхейм (1893-1947). Он, как и классики марксизма, считает идеологию классово тенденциозным сознанием. Она детерминирована определенными классовыми и социальными условиями и интересами и потому не может претендовать на научное познание действительности. В истории человечества ни одна идеология не была научной. Несмотря на познавательную ограниченность, идеология как групповое, основанное на определенных ценностях коллективное сознание выполняет важные функции в жизни общества. Она выражает потребности, надежды и ожидания класса (или любой другой крупной общественной группы), сплачивает его и мобилизует на защиту своих интересов.

 

 

 

 

Идею об органической включенности идеологии в жизнь общества в  качестве необходимого опосредующего  звена ее воспроизводства развивает  Т. Адорно (1903-1969) и его последователи. Согласно их так называемой «критической теории», идеология — это не надстройка над экономическим базисом и государством (марксизм), а неотъемлемое звено механизма воспроизводства определенного типа общества. Социальная система (общество) как единое целое воспроизводит себя через мышление и действия составляющих ее индивидов. Образцы и нормы их социального поведения задает идеология господствующих классов (групп). В своем влиянии она опирается на традиции, повседневный опыт людей, основанную на идеологических ценностях массовую культуру, а также на целую систему государственных и негосударственных институтов формирования массового сознания: телевидение, радио, прессу, информационные и рекламные агентства и т.п. В результате доминирования государственной идеологии в сознании и поведении масс сохраняется социальный статус-кво, достигается управляемость обществом в интересах привилегированных групп (классов).

Обобщая вышеизложенные и некоторые  другие взгляды, политическую идеологию можно определить как выраженную в преимущественно теоретической, более или менее упорядоченной форме систему идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Идеология может выражать ценности и интересы раз личных по своей численности и влиянию, однако достаточно крупных общественных групп. Традиционно главными носителями идеологии являлись классы: буржуазия, рабочий класс, крестьянство, мелкая буржуазия и др., а также нации. В наши дни в индустриально развитых демократических, государствах в связи с утратой классовой дифференциацией былой политической значимости на передний план все заметнее выступают иные, в том числе постматериальные ценности, выражаемые, например, в идеологии «зеленых».

Идеология может быть выражена в  различных формах: экономической, религиозной, правовой и др. Она считается развитой, зрелой, когда становится политической идеологией, т.е. выражает коллективные ценности и интересы в обязательной для всего общества форме, связывает содержащиеся в ней цели и идеалы с реальной политикой, определенным государственным и общественным устройством.

Идеологии различаются по широте отражения  и конструирования реальности. Те из них (либеральная, коммунистическая и др.), которые не ограничиваются сферой защиты коллективных интересов своей группы-носителя и претендуют на формирование основ мировоззрения, называются «тотальными» или «мировоззренческими». Другие же, не охватывающие широкий спектр мировоззренческих вопросов, являются «частичными».

 

 

 

Они довольствуются обоснованием определенного круга требований группы, например, устойчивой государственной поддержки сельского производителя, сохранения высоких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, развития современной инфраструктуры в сельской местности и обеспечения охраны природной среды и т.д. (крестьянская идеология).

                            Структура и функции идеологии

Политическая  идеология имеет достаточно сложную  структуру. В содержании идеологии  выделяют концептуальный и программно-политический компоненты. В концептуальной части идеологии обосновываются в теоретической, логически упорядоченной форме общественные идеалы и ценности группы. Это могут быть как идеалы, приукрашивающие существующий общественный строй и указывающие ориентиры его совершенствования (консервативная, либеральная и др. идеологии), так и социальные утопии, имеющие мало общего с реальностью (коммунистическая, анархистская и некоторые другие идеологии).

В программно-политической части намечаются пути и способы реализации и/или защиты коллективных ценностей и интересов с помощью воздействия на государственную власть и ее использования. Эта часть идеологии выражается в форме политических программ, целей, лозунгов и требований. Она сориентирована на практическую деятельность партий, других организаций и поддерживающих их граждан.

С точки зрения специфических  форм выражения в содержании идеологии выделяют основополагающие категории (например, «свобода», «справедливость», «солидарность» в социал-демократической идеологии), общую доктрину (концепцию), программу, мифы, ценности, стереотипы, лозунги и др.При рассмотрении идеологии в широком смысле, т.е. всей системы ее функционирования в обществе — от разработки до реализации в политических решениях и поведении людей — в механизме ее функционирования выделяют: теорию, нормативные идеи (программы, лозунги, требования и т.п.), идеологические отношения (основанные на идеологических установках отношения людей и политических институтов), идеологические институты (организации, являющиеся разработчиками или носителями идеологии), идеологическую деятельность (деятельность по производству и распространению идеологии).

 

 

 

 

 

 

 

Выступая одним из важнейших  компонентов политики, идеология играет важную роль в социальной жизни выполняет в обществе следующие функции:

— отражение общественной жизни, социальных условий и интересов. Хотя идеология выступает классово или социально пристрастным, тенденциозным отражением действительности и в большей или меньшей степени содержит утопические элементы, иллюзии, а порою и прямые фальсификации, без связи с реальностью и истинности хотя бы части содержащихся в ней знаний идеология была бы не способна оказывать активное влияние на жизнь общества. Выражающие потребности общественного развития политические идеи служат источником социального обновления, становясь составной частью идеологии;

— идеальное конструирование форм и моделей государственного и    общественного устройства. Разрабатывая определенные общественные идеалы и цели, идеология в большей или меньшей степени антиципирует, предвосхищает реальные политические и социальные изменения.

— выражение и защита коллективных интересов и ценностей, оценка на их основе социальной действительности. Эта функция во многом является прерогативой идеологии. Она обосновывает, четко формулирует за- щищает систему коллективных ценностей, дает под этим углом зрения позитивную или негативную оценку различным общественным явлениям. Данная функция придает идеологии  личностную значимость, связывает с надеждами, желаниями и устремлениями членов группы, позволяет выступать мотиватором политических решений и индивидуального поведения;

— нормотворчество и регуляция поведения. Идеология содержит определенные образцы индивидуального и коллективного поведения, выступающие в случае превращения идеологии в господствующую ценностной базой законотворчества.

— интеграция группы. Обосновывая и выражая коллективные интересы, ценности и цели, указывая пути их осуществления и предлагая соответствующие образы поведения, идеология объединяет составляющих группу идивидов в единую общность, выступает стержнем коллективного сознания и в том числе групповой индентификаций. Наиболее ярко интеграционная функция  проявляется  в национальных идеологиях, стремящихся сплотить всех представителей нации для достижения общих целей, особенно при противостоянии другим нациям или государствам;

— мотивация поведения политических лидеров и членов группы и тем самым активное влияние на политику и жизнь общества в целом. Выполнение идеологией названных функций и особенно обоснование ею коллективных интересов и ценностей превращает ее в фактор, побуждающий людей к определенным действиям.

Идеология опосредует связь между коллективными потребностями людей и объектами их удовлетворения, предлагая людям определенные пути реализации своих желаний. Идеологическая мотивация может проявляться в принятии политиками тех или иных решений под влиянием императивов идеологии, в участии масс в различных идеологических мероприятиях, в голосовании граждан за партии, представляющие ту или иную идеологию.

Конечно, идеология — далеко не единственный, а часто и не главный мотиватор политического поведения, которое определяется также прагматическими соображениями, умением партий, выступающих главным носителем политической идеологии, решать актуальные общественные проблемы.

   Отражением противоречивого влияния идеологии на жизнь общества явились деидеологизации. Они получили широкое распространенно в 60-х годах нынешнего столетия. Всячески подчеркивая социальную тенденциозность и конфликтную направленность идеологии, они противопоставляли ее социальной науке и требовали вытеснения идеологии из политической жизни. Последующее развитие мира, однако, показало, что надежды на скорый «конец идеологий» несостоятельны. И поэтому в 70-х — 80-х годах концепции деидеологизации сменились теориями реидеологизации. Последние обосновывают незаменимость идеологии для современного общества, подчеркивают ее важность для выражения и защиты коллективных ценностей, интеграции и мобилизации членов группы, в том числе и всего общества в его соперничестве с другими нациями и государствами.

Идеологии являются необходимым компонентом современного мира. Их питательной почвой выступает многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, наиболее существенные и устойчивые комплексы которых и находят свое осознание и теоретическое обоснование в различных идеологиях. Важными гарантиями конструктивной роли идеологий, их конкурентной совместимости в демократическом государстве является их базирование на общечеловеческих ценностях и национальных пильных интересах.

В истории и современном мире существует множество различных  идеологий. В наши дни наиболее влиятельными среди них являются либерализм, консерватизм, социалистическая к националистическая политические идеологии.

 

 

 

 

 

 

Характеристика  основных политических идеологий современности: неолиберализм, неоконсерватизм, социалистическая и социал – демократическая идеология, коммунизм.

                                            Неолиберализм

Эти и другие расхождения  либеральных установок с политическими  и общественными реальностями привели  к спаду влияния и кризису либерализма, который продолжался примерно до 30-х годов XX в.

 Кризис либерального мировоззрения и либеральной политики способствовал как появлению альтернативных идеологий, важнейшей из которых явился социализм, так и глубокому пересмотру идейного и ценностного арсенала либерализма и появлению неолиберализма.

Неолиберальный государственный интервенционизм в основном ограничивается поддержкой механизмов рыночного саморегулирования.

Идеи неолиберализма об ограниченном государственном регулировании проявляются в отношении не только к экономике, но и к сфере распределения и некоторым другим общественным процессам. Они выразились, в частности, в концепции социального рыночного хозяйства, предусматривающей перераспределение части доходов в пользу менее обеспеченных слоев населения, укрепление в обществе социальной справедливости. Неолибералисты ратуют за плюрализм всей общественной жизни, многообразие и свободное конкурентное соперничество: в экономике — хозяйственных укладов и форм собственности; в социальной сфере — общественных страт и стилей жизни; в политике — групп интересов; разнообразных политических и общественных ассоциаций, в том числе партий; в духовной жизни — идей, теорий, систем ценностей, мировоззрений.

Неолиберальная идеология однозначно признает всеобщее избирательное право, в то время как классический либерализм наделял им преимущественно собственников-мужчин и опасался, что предоставление всем гражданам права голоса приведет к переделу собственности и нарушению некоторых других прав представителей имущих классов. По вопросу о формах демократии среди сторонников неолиберализма имеются различия: левые неолибералисты выступают за активную позицию граждан в решении важнейших государственных и общественных проблем и даже за демократию участия, предусматривающую развитие форм непосредственной демократии в государстве, органах местного самоуправления, партиях и т.д., правые — сторонники представительной демократии.

Информация о работе Контрольная по теме "Политология"