Контрольная по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1
Франк Хильдеберт, разбойничая на лесной дороге, ограбил и убил римлянина Гортензия, сопровождавших его лита Ариовиста и раба. Хильдеберт впоследствии был пойман и уличен в своих преступлениях.
Каково будет решение суда по Салической правде? Что будет, если имущества Хильдеберта не хватит для возмещения ущерба?

Файлы: 1 файл

контрольная .docx

— 40.99 Кб (Скачать)

Задача 1

Франк Хильдеберт, разбойничая на лесной дороге, ограбил и убил римлянина  Гортензия, сопровождавших его лита Ариовиста и раба. Хильдеберт впоследствии был пойман и уличен в своих  преступлениях.

Каково будет решение суда по Салической правде? Что будет, если имущества Хильдеберта не хватит для возмещения ущерба?

При решении данной задачи необходимо дать общую характеристику Салической правды, раскрыть основные подходы  к определению ответственности  за совершенные преступления. Необходимо подробно остановится на ответственности  за убийство и грабеж.

1.1. Салическая правда

«Салическая правда» более  или менее чистом виде отражает архаические  порядки первобытнообщинного с  троя, существовавшие у франков ещё  до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. Но на протяжении 6-9 вв. франкские  короли делали все новые и новые  дополнения к "Салической правде" поэтому в сочетании с другими  источниками более позднего периода  она позволяет проследить также  и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в полом.

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии, и  создавших в V-VI в.в. самое крупное  варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда – не единственный сборник варварских законов и  по времени записи, даже не самый  древний. Но этот сборник – наиболее полный, дошедший до нас во многих списках  и вариантах, более раннего и  более позднего времени, и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка  да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти  совершенно не чувствуется. В VI веке 3 солида соответствовали стоимости коровы – «зрячей, рогатой и здоровой».

Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, — «Салического закона» (первоначально ту часть  этого племени, которая жила около  моря, называли «салическими», т.е. «приморскими»  франками). После завоевания Галлии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был  записан «Салический закон».

Утвержденная  приемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав – титулов, каждый из которых  посвящался своему юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и  расширялся; так возникли редакции, названные Эмендатс (VI-XII вв.) и Геральдия. Сохранилось предание, что первоначальная запись Салического закона была произведена специально избранными мужами от четырех франкских племен в целях "приверженности к справедливости и сохранения благочестия". Однако в целом бытование Закона тесно связано только с заинтересованностью королевской власти, санкционированием обычного права желавшей вмешиваться в сферу действия общинных и племенных судов. Появление самой ранней редакции связано также и с денежной реформой, проведенной первым из королей: заменой медных денег на серебренные и золотые и соответственно новой тарификацией судебных штрафов.

Салический  закон в самой минимальной  степени испытал воздействие  римского права, сохранил даже некоторые  остатки языческой старины и  родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала  еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными  реального содержания, но важными  для общественного признания  тех или других факторов.

Основное  внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам:

1) преступления  против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование  и некоторые другие);

2) преступления  против собственности (кража,  поджог, грабеж);

3) преступления  против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

4) нарушение  предписаний короля (примером может  служить ст. 45 «О переселенцах»).

В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в  походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве  к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.

Целью наказания  является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение  королевского мира.

Эпоха создания Салической правды характеризуется  отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд —  за убийство и пеня — за менее  тяжкие преступления. Размер выкупа зависел  от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был  достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий  размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась  еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп  делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и  матери и казне.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Салическая  правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники —  это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое  значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной  силы». Салическая правда описывает  «суд божий» в форме испытания  «котелком». К ордалиям обычно прибегали  те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось  право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Судебные  споры разбирались на собраниях  свободных людей сотни под  председательством выборного судьи  — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит  в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый  королем, а роль народных заседателей  исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и исполняют свои обязанности  пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

1.2. Наказание за грабёж

 

По Салической правде – «О нападениях или грабежах» - «Если франк ограбит римлянина, то он присуждается штрафу 35 солидов». «Об ограблениях полусвободных  и рабов» - «Если какой-нибудь ограбит  чужого раба, присуждается к штрафу 30 солидов». «Если какой-нибудь свободный  человек ограбит чужого лита, и  будет уличен, присуждается к уплате штрафа 35 солидов».

Из вышеперечисленного следует, что суммарный штраф  за грабеж составит: 35+30+35=100 солидов.

1.3. Убийство. Увечье

 

Пока человек потреблял все  то, что добывал, для кровной мести  не было замены. Единственной платой за жизнь и страдание оставались жизнь и страдание. Благодаря  новой эпохе в системе наказаний  на смену кровной мести приходит штраф. Переход к штрафу взамен кровной  мести происходил непросто. Первые акты подобного рода встречали нескрываемое презрение. Принимать деньги за кровь  ближнего, в особенности отца или  брата, считалось несмываемым позором.

В самое ранее время размер штрафа должен был в каждом отдельном  случае устанавливаться соглашением  сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого. Германские правды знают уже только твердо фиксированные  суммы штрафов по всем тем видам  правонарушений, которые они упоминают. Штраф за убийство они называют вергельдом - “ценой человека”.

Салическая правда назначает штраф  в римских монетах - “динариях” и «солидах». Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти  деньги можно было приобрести не менее 100 быков 

Салическая правда назначает неодинаковые наказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях  вергельд повышается в три раза. Имеется в виду женщина, после  того как она стала рожать. За убийство женщины, которая рожать не может, назначается 200 солидов.

Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного  положения. А это не одно и тоже. Указанная возможность была широко использована государством. Прежде всего, короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг - администрации, дружинников, всех “верных” вообще. Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд. Всякий же, кто стоит ниже свободного франка - римлянин или полусвободный, - защищается значительно меньшим вергельдом. Убийство раба влечет за собой лишь возмещение его рыночной стоимости.

Необычайная детализация имеет  место при оценке ранений. В некоторых  правдах предусматривается, что  размер штрафа зависит от величины раны, измеряемой в дюймах. Общим  принципом является то, что за более  тяжкое повреждение следует больше платить. Большой палец правой руки ценится дороже всякого другого, а самый дешевый - средний. Если отнято ухо, назначается одна цен, если утерян слух - вдвое большая; когда глаз выбит, говорит Аллеманская правда, - 40 солидов, если поврежден - 20 и т. д.

В самое древнее время судебный штраф -композиция - шел в пользу семьи пострадавшего и его  рода. С переходом судебных функций  к государству обыкновенно одна треть штрафа стала уплачиваться ему. С конца VI века преступник был  обязан платить сам. Последствия  этой меры были трагическими для простого народа. Там, где знатный и богатый  откупался, крестьянин платил головой.

По Салической правде убийство свободного франка искупалось вергельдом в 200 солидов. Всякий, кто  стоял ниже свободного франка, защищался  меньшим вергельдом.

Особый  слой во Франкском королевстве, составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного или вольноотпущенного, платился половинный вергельд, относительно свободного франка – 100 солидов.

Это следовало  из капитуляриев Салической правды –  «Если кто лишит жизни королевского раба или вольноотпущенника, повинен  уплатить 100 солидов».

«Если кто  лишит жизни римлянина – тяглового  человека или министериала, повинен  уплатить 100 солидов».

За убийство раба определялся не вергельд, а  штраф или возмещение его рыночной стоимости хозяину. Пусть приблизительно стоимость раба будет равна – 30 солидов.

Суммарное решение суда за убийство – 100+100+30 = 230 солидов.

За грабеж и убийство 100+230 = 330 солидов. Сумма  в то время довольно значительная, поэтому скорее всего имущества  преступника не хватит для оплаты приговора суда.

1.4. Рассмотрение  случая, когда имущества преступника  не хватает, чтобы уплатить  по приговору суда

 

Оставшаяся неоплаченная имуществом преступника часть ущерба, носит название – вира. Этому  случаю в Салической правде отведена отдельная глава – «О горсти земли». В ней речь идет о человеке, который  совершил убийство, но лишен средств  достаточных для уплаты вергельда. Он должен собрать в своем доме, в четырех его углах, землю  и, держа ее горсть в руке, выйти  во двор усадьбы, за оградой которой  собрались его сородичи. И он должен, оборотившись к ним спиной, бросать  в них эту землю, а затем  в одной рубахе (т.е. снявши плащ —  обычную одежду франка), без пояса  и с колом в руке перескочить  через ограду. И тогда обязанность  уплатить недостающую часть возмещения за убитого возлагается на тех, в  кого неплатежеспособный убийца бросил горсть земли.

По сути дела, человек, попавший в  трудное положение, вынужден отказаться от собственного дома и усадьбы, передать их тем, кто мог бы заплатить вергельд. Если вергельд не будет выплачен, ему  грозит смерть — месть родственников  убитого. Но в центре внимания составителей судебника в данном случае (и в  ряде других) — процедуры, жесты, символические  действия. Важно соблюсти обычай. Отказывающийся от родства, должен переломить «ветви мерою в локоть» и разбросать их на все четыре стороны, это символизировало  разрыв родовых связей.

Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей. Глава IX «Салической правды» подробно описывает процедуру отказа от родства, во время которой человек должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в  уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений  с родичами. В случае смерти такого человека его наследство поступает  не родичам, а в королевскую казну. - «Если кто лишит жизни человека, и отдавши все имущество, не будет  в состоянии уплатить следуемое  по закону, он должен представить 12 соприсяжников, которые поклянутся в том, что  ни на земле, ни под землей он не имеет  имущества более того, что уже  отдал. И потом он должен войти  в дом, собрать в горсть из четырех  углов земли, стать на пороге, обратившись  лицом внутрь дома, и эту землю  левой рукой бросать через  свои плечи на того, кого он считает  своим ближайшим родственником. Если отец и братья уже платили, тогда  он должен бросать той же землей на своих, т.е. на троих ближайших  родственников по матери и по отцу. Потом в одной рубашке, без  пояса, без обуви, с колом в  руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три родственника по матери, должны уплатить половину того, сколько  не хватает для уплаты следуемой  по закону виры. То же должны проделать  и три остальных родственника по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить  падающую на него долю, он должен бросить  горсть земли на кого-нибудь более  зажиточных своих родственников, чтобы  тот уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь, чем заплатить  все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание, и так потом в течение  четырех заседаний должен брать  его на поруки. Если же ни кто не поручится  в уплате виры, тогда преступник должен уплатить виру своей жизнью».

Информация о работе Контрольная по "Правоведению"