Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 21:47, реферат

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем фактом, что конституционные принципы гражданского общества в современной России представляют собой надежный законодательный базис для его развития. Однако налицо масса проблем несоответствия российских реалий провозглашенным конституционным принципам, что создает дополнительный стимул и необходимость исследования, возникающих в российском социуме и государстве проблем в целях реализации положений Основного Закона в законодательной практике, как федерации в целом, так и на региональном и местном уровнях власти.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Конституционные основы гражданского общества.
1.1. Понятие гражданского общества………………………………………5
1.2. Основные характерные черты гражданского общества……………..8
1.3. Конституция России - фундамент гражданского общества………..10
2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации……………………………..15
Библиография………………………………………………………………..23
Задача………………………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Konstitutsioonoe_pravo1.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Руководство Банка создается и в определенных формах контролируется Государственной Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.

3. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О счетной палате Российской Федерации» в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов - Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 5 сентября 1997 г. Этот орган осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, и по проведению референдумов РФ.

Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

5. Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 12 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.

6. Академии наук. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. (в ред. ФЗ от 19 июля 1998 г.) Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) имеют государственный статус, учреждаются, реорганизуются и ликвидируются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета. Эти академии наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, и другими правами.10

В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации и другие учреждения и предприятия научного обслуживания и социальной сферы.

Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования, входящих в их состав научных организаций сферы научного обслуживания определяются ими самостоятельно. Работой академий руководят выборные президиумы и президенты, академии создаются, реорганизуются и упраздняются по представлению Правительства Российской Федерации законодательными органами Российской Федерации. В то же время они признаются самоуправляемыми организациями, действующими на основе законодательства Российской Федерации и собственных уставов. Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и их результатах.

С академиями, имеющими государственный статус, не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разновидности общественных объединений.

 

 

 

 

Заключение

 

Нормы, посвященные органам государственной власти, занимают одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации. Эти положения изложены в главе об основах Конституционного строя РФ. Последующие главы Конституции подробно регламентируют порядок организации и деятельности всех органов государственной власти, как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации.

Правовое совершенствование деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов находится в стадии постоянного развития. В последнее время приняты нормативные правовые акты, которые подробно раскрывают содержание конституционных норм, регламентирующих деятельность органов государственной власти. Применение этих норм позволит на основе Конституции РФ определить правовой статус всех органов государства, каждого в отдельности и правильно организовать их работу.

Нормы, посвященные органам государственной власти, занимают одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации. Эти положения изложены в главе об основах Конституционного строя РФ. Последующие главы Конституции подробно регламентируют порядок организации и деятельности всех органов государственной власти, как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации.

Правовое совершенствование деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов находится в стадии постоянного развития. В последнее время приняты нормативные правовые акты, которые подробно раскрывают содержание конституционных норм, регламентирующих деятельность органов государственной власти. Применение этих норм позволит на основе Конституции РФ определить правовой статус всех органов государства, каждого в отдельности и правильно организовать их работу.

 

 

Библиография

 

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Актуальные вопросы теории и практики совершенствования нормотворческой и правоохранительной деятельности: Сборник науч.статей / Под ред. С.С.Маиляна. - М.: МосУ МВД России, 2011. – 234 с.
  3. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник / М. В. Баглай; 9-е изд., изм. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 768 с.
  4. Васильева С.В. Конституционное право России: Учебник / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
  5. Выборы в современном мире: модернизация политико-правового регулирования: Сборник матер. по итогам регион. конф. 24.11.10г. / Отв. ред.: Муравьа Г.М. и др. - Рязань: Рязанская областная типография, 2010. - 194c.
  6. Конституционное развитие России: вопросы теории и практики: Материалы научно-практич. семинара (г. Рязань, 10.12.2009г.) / Под ред. В.И. Чернышова, И.Ф. Перова, Д.Н. Архипова, В.М. Ленского, Е.В. Струговой, Е.И. Христофоровой. - Рязань: РФ МосУ МВД России, 2011. – 264 с.
  7. Лялякин Ю.А. Конституционно-правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации: Учеб. пособие /  
    Ю.А. Лялякин. - М.: Академия управления МВД России, 2010. – 72 с.
  8. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум: Учеб. пособие / Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2012. – 268 с. - (Бакалавр. Базовый курс).
  9. Правопорядок в России: проблемы совершенствования: Сборник статей / Вступ.слово: Н.В.Румянцев. - М.: МосУ МВД России, 2011. – 159 с.
  10. Прудников А.С. Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А. С. Прудников, А. М. Лимонов, К. О. Бобров. - М.: МосУ МВД России, 2009. – 144 с.

Задача

 

ООО «Лопух» и ЗАО «Тромбон» получили разрешение от Администрации Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Администрацию города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности.

Одновременно против ЗАО «Тромбон» и Администрации Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета «Медный всадник» выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр.

Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично-правового от частно-правового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права?

 

Ответ.

Тут и конституционное, и муниципальное и гражданское. Публично-правовой использует властные предписания, частно-правовой - свободу усмотрения.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Как и вообще предмет правового регулирования, предмет конституционного регулирования - это общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников отношений путем установления их статуса. Говоря о конституционном регулировании, прежде всего, следует выяснить, каковы критерии, на основе которых те или иные группы общественных отношений подлежат регулированию именно конституционным законодательством. Иначе говоря, необходимо выяснить, что, в каком объеме, и каким образом следует отразить в конституции.

Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, надо помнить, что конституция всегда обращена к основному, главному в развитии государства и общества, при том в концентрированной форме. Определяющим здесь является то, что объектом конституции является политическая организация общества. Поэтому только конституция должна закрепить социально-экономические устои и политический механизм власти. С этих позиций в качестве объекта конституционного регулирования выступают важнейшие общественные отношения, определяющие основные черты общественного и государственного строя и составляющие "реальную конституцию" государства и общества. 

 

1 Васильева С.В. Конституционное право России: Учебник / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

 

2 Конституционное развитие России: вопросы теории и практики: Материалы научно-практич. семинара (г. Рязань, 10.12.2009г.) / Под ред. В.И. Чернышова, И.Ф. Перова, Д.Н. Архипова, В.М. Ленского, Е.В. Струговой, Е.И. Христофоровой. - Рязань: РФ МосУ МВД России, 2011. С 134.

 

3 Васильева С.В. Конституционное право России: Учебник / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

 

4 Васильева С.В. Конституционное право России: Учебник / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

 

5 Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум: Учеб. пособие / Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2012. – 268 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

 

6 Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум: Учеб. пособие / Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2012. – 268 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

 

7 Правопорядок в России: проблемы совершенствования: Сборник статей / Вступ.слово: Н.В.Румянцев. - М.: МосУ МВД России, 2011. – 159 с.

 

8 Правопорядок в России: проблемы совершенствования: Сборник статей / Вступ.слово: Н.В.Румянцев. - М.: МосУ МВД России, 2011. – 159 с.

 

9 Правопорядок в России: проблемы совершенствования: Сборник статей / Вступ.слово: Н.В.Румянцев. - М.: МосУ МВД России, 2011. – 159 с.

 

10 Васильева С.В. Конституционное право России: Учебник / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

 


Информация о работе Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации