Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 21:47, реферат
Актуальность темы обусловлена тем фактом, что конституционные принципы гражданского общества в современной России представляют собой надежный законодательный базис для его развития. Однако налицо масса проблем несоответствия российских реалий провозглашенным конституционным принципам, что создает дополнительный стимул и необходимость исследования, возникающих в российском социуме и государстве проблем в целях реализации положений Основного Закона в законодательной практике, как федерации в целом, так и на региональном и местном уровнях власти.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Конституционные основы гражданского общества.
1.1. Понятие гражданского общества………………………………………5
1.2. Основные характерные черты гражданского общества……………..8
1.3. Конституция России - фундамент гражданского общества………..10
2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации……………………………..15
Библиография………………………………………………………………..23
Задача………………………………………………………………………....
Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, организационных и правовых гарантий — одна из существенных отличительных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осуществлять его совокупную волю и интересы. Одной из идеологических установок недалекого прошлого было утверждение, что власть принадлежит народу, а реально ее осуществляла партийно-политическая элита. Исключительно важным для утверждения народовластия в России являются конституционные положения о недопустимости присвоения кем-либо функции верховной суверенной власти.
Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.4
Конституция РФ закрепляет суверенитет Российской Федерации как верховенство, полноту и единство государственной власти. Традиционно в суверенитете различают три его составляющие: народный, национальный и государственный суверенитет. Народный суверенитет выражает верховную политическую волю народа; национальный — право наций на самоопределение, создание самостоятельных либо в рамках содружества национально-государственных образований; государственный суверенитет — это воплощение независимости и самостоятельности государственной власти внутри страны, а также в сфере международных, межгосударственных отношений. Практика реализации суверенитета отрицает его абсолютный характер, допуская определенные ограничения, связанные вопросами войны и мира, с обеспечением безопасности, с защитой прав человека, с сосуществованием различных стран и народов, но эти ограничения вытекают из общепризнанных принципов конституционного и международного права.
Федеративное устройство России исходит из права народов на самоопределение, однако это право реализуется с учетом определенных международно-правовых, конституционных положений, исторических и других условий, например, в случае дискриминации, угнетения или геноцида народа. Принцип федерализма — это не только сфера межнациональных, но и всех экономических, духовных и политических отношений. Данное обстоятельство при многовековой общности народов, совместном проживании, ведении хозяйства, сохранении национальных языков, культуры и традиции создало ряд уникальных факторов российского государства, которые не позволяют сводить самоопределение народов только к их праву на отделение, на выход из России, как иногда думают или делают вид, что думают, некоторые «слишком честолюбивые» политики национальных республик, преследуя своекорыстные интересы.
Федеративное устройство Российской Федерации объединяет в качестве самостоятельных ее субъектов республики (национально-государственные образования), края, области и города федерального значения (территориальные образования) и автономные образования (автономная область, автономные округа).
Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рамках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция РФ 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Российское, как и любое другое демократически развитое государство, призвано обеспечить мир, гражданское согласие и благополучие общества. Именно поэтому государство характеризуется не только в качестве политического, но и социального учреждения. Идеалы и идеи государства не могут быть реализованы вне данной экономической и политической реальности. Кстати говоря, указанная выше конституционная норма не отличается социальным, достаточно богатым содержанием. Поэтому в ней нет указания на достижение такого жизненного уровня народа, который отвечает современным условиям цивилизации.
Согласно Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного (публичного) права, а равно и заключаемые международно-правовые договоры являются неотъемлемой частью правовой системы России, что приобретает значение не только для регулирования внутригосударственных (гражданско-правовых, трудовых, уголовных и т.д.) отношений, но и всего развития национального права.5
2.
Конституционные принципы
В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат конституционные принципы - исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов государственной власти:
. Один из важнейших принципов - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей был выдвинут в качестве основополагающего в ходе развития демократических институтов государственности в 17 - 18 веках. О важности разделения функций власти говорил Ш. Монтескье (трактат «О духе законов» 1748 г.) - «соединение всех трех властей в одном лице или органе уничтожает свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления, приводить в исполнение публичные решения соединялась бы в одном лице. Править по закону - заповедь государственной власти…». Принцип разделения властей стал основой теории правового общества и государства. Общество, где не обеспечена гарантия прав человека и гражданина и нет разделения властей, не может быть демократическим - эта концепция государственности была заложена и в Конституции РФ 1993 г.
Суть данного принципа заключается в том, что демократический режим устанавливается в государстве лишь при условии разделения функций - законодательной, исполнительной, судебной, которая исполняется каждая относительно самостоятельно. Данный конституционный принцип получил название «сдержек и противовесов». Это находит свое выражение в следующем: срочность полномочий должностных лиц разного уровня; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате государственного управления; право «вето» на законопроекты; право роспуска парламента; выражение недоверия Правительству РФ со стороны парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей и т.д.
Выше отмечалось, что органы государственной власти в РФ подразделяются на федеральные и органы государственной власти субъектов РФ. Положение ст. 10 Конституции РФ о разделении властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов федерации.
Принцип разделения властей, относящийся к деятельности государственной власти, не относится к организации и деятельности органов местного самоуправления, так как согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.
Система
органов государственной
формирование государственных органов осуществляется народом РФ в целом, или субъекта федерации. Ст. 3 Конституции РФ закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который путем референдума и выборов формирует представительные органы государства, выбирает Президента РФ, а те, в свою очередь, формируют органы исполнительной и судебной власти в РФ;6
на всей территории РФ действует единая система органов государственной власти, организационная структура которых, наименование могут быть разными с учетом особенностей субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ);
все органы государственной власти реализуют единую для РФ экономическую, социальную, экологическую, культурную политику и в силу этого наделены предметами ведения, закрепленными в Конституции РФ.
организация и деятельность органов государственной власти регулируется нормативными актами, составляющими единую правовую систему РФ.
Принцип территориальной организации. Ст. 11 Конституции РФ определяет, что на территории РФ власть осуществляют федеральные органы государственной власти, а в субъектах государственная власть осуществляется образуемыми ими государственной органами. Формирование государственной органов происходит на общих принципах организации государственных органов в РФ. Перечень государственных органов является исчерпывающим и закрепляется в Конституции РФ, республик, уставах краев, областей и др. нормативных актах субъектов РФ.7
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что определяется федеративным устройством России и особенностями статуса субъектов РФ. Этот принцип означает, что все органы государственной власти, решая общие для них задачи в основных, главных сферах общественной жизни, наделены неодинаковым кругом предметов ведения и полномочий. Федеральные органы государственной власти имеют исключительное право на решение вопросов, обозначенных в ст. 71 Конституции РФ, что обусловлено установлением и защитой суверенитета и верховенства РФ. Органы государственной власти субъектов РФ в силу ст. 72 Конституции РФ наделены правами в сфере совместного ведения с органами государственной власти РФ, а также имеют самостоятельный объем государственной власти (ст. 73). Все, что не указано в перечнях, касающихся исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последние вправе решать самостоятельно, что находит свое отражение в соответствующих федеративных договорах между РФ и ее субъектами.
Принцип законности. Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что все государственные органы и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. Одним из проявлений законности в деятельности органов государственной власти является обеспечение государственным органом законности на подведомственной территории. Они должны не только сами строго следовать закону, но и активно бороться за точное и неуклонное исполнение законов и других актов государственных органов.
Принцип гласности. Данный принцип означает, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его интересы (права и свободы). Исключение в данном случае составляют лишь сведения, относящиеся к государственной тайне (см. Федеральный Закон «О государственной тайне»).
Кроме того, осуществляя свои полномочия, органы государственной власти действуют исключительно в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина, что закреплено в ст. 18 Конституции РФ - именно права и свободы человека и гражданина определяют содержание деятельности органов государственной власти в РФ. В свою очередь, решения и действия (либо бездействия) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).Регулирование организации и деятельности государственных органов осуществляется на основе норм Конституции РФ, республик и др. нормативных актов, как РФ, так и ее субъектов.8
Федеральные органы государственной власти с особым статусом
В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти.
1.
Прокуратура Российской
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры этим органам.
2. Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Конституция РФ (части 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя действует с ним во взаимодействии. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение.9
В Законе указывается, что в пределах своих полномочий Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка по
реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и всех юридических и физических лиц.