Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:06, лекция

Краткое описание

Понятие и предмет конституционного права России. Источники конституционного права России. Система конституционного права. Наука конституционного права. Конституционное право как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 127.50 Кб (Скачать)


Лекция 1. Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

1.  Понятие и предмет конституционного права России.

2. Источники конституционного права России.

3. Система конституционного права.

4. Наука конституционного права. Конституционное право как учебная дисциплина.

 

__________________________________________________________

Конституционное право является ведущей отраслью российского права, которая лежит в основе всей системы национального права, это своего рода фундамент, на котором выстроено всё здание российской правовой системы.

1. Понятие и предмет конституционного права России.

Право – это  система общеобязательных социальных норм, устанавливаемых государством, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением.

Во-первых, право – это система общеобязательных норм, которые устанавливаются государством. Это означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Право должно быть соблюдено и самой властью, его устанавливающей, Если власть, устанавливающая правило, не считает нужным его соблюдать, а действует по собственному усмотрению, то право сменяется произволом. В правовом государстве государство не только создает право, но и само подчиняется ему, самоограничивает себя. Право должно, регулируя политические отношения, накладывая ограничения на саму власть.

Во-вторых, право охраняется и обеспечивается государством. В случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Без принуждения нет смысла говорить о праве.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Однородность той или  иной сферы общественных отношений  вызывает к жизни соответствующую отрасль права (гражданское право, уголовное право, налоговое право и т.д.).

Общественные  отношения, регулируемые нормами отрасли  права - предмет этой отрасли права.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенные общественные отношения. Эти общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права составляют предмет конституционного права как отрасли права.

предмет отрасли  имеет существенные особенности.

1. Другие отрасли права регулируют общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

  2. Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это, прежде всего, отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества.

Таким образом, предметом  конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. По своему содержанию и функциональному назначению можно выделить четыре основные группы общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права.

Посмотрим на следующую схему.

 

Первая группа составляют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества – это Основы конституционного строя России.

В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Вторая группа это общественные отношения, составляющие «Основы правового статуса личности».

Общество как  единый организм, как целостная организация  не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов  взаимосвязей между государством и гражданином.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Третья группа это федеративные отношения.

Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера  отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства.

четвертая группа это отношения по организации государственной власти и местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации государственной власти и местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается государственное и муниципальное управление, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Конституционное право  России - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

  • основы конституционного строя России,
  • основы правового статуса личности,
  • федеративные отношения,
  • организацию государственной власти и местного самоуправления.

 

__________________________________________________________

 

2. Источники конституционного права России.

Источниками конституционного права  являются нормативные правовые акты, которыми устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Источники конституционного права образуют замкнутую систему, которая называется конституционным законодательством.

Все источники конституционного права можно разделить на федеральные, федерально-региональные, региональные и местные.

Первая  группа - Федеральные источники конституционного права.

К ним относятся:

- Конституция  РФ;

- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

- федеральные законы;

- акты Президента Российской Федерации;

- акты палат  Федерального Собрания;

- акты Правительства Российской Федерации;

- акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

1.1. Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

Эта роль Конституции  обусловлена следующим.

1. В Конституции  устанавливаются конституционно-правовые  нормы общего характера, являющиеся  основополагающими для конституционно-правового  регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

2. Конституция  характеризуется широтой содержания  своих норм. Они воздействуют  на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

3. Конституция  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции  как основного источника отрасли  конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция  по сравнению с другими источниками  отрасли является актом наивысшего  не только правового уровня, но  и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

1.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К договорам, являющимся источниками конституционного права, относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребёнка.   

1.3. Федеральные законы.

В иерархии внутригосударственных  источников конституционного права федеральный закон занимает главное после Конституции место.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных  конституционных законов и федеральных законов. 

 Федеральные  конституционные законы принимаются  по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К источникам конституционного права относятся Федеральные конституционные законы: «О Правительстве РФ»; «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Конституционном Суде РФ»; Федеральные законы: «Об общественных объединениях»; «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

Все федеральные конституционные законы являются источникам конституционного права. Федеральные конституционные законы обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Надо понимать, что к источникам конституционного права относятся не все федеральные законы, а только те, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права.

Конституционное право России - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

  • основы конституционного строя России,
  • основы правового статуса личности,
  • федеративные отношения,
  • организацию государственной власти и местного самоуправления.

Поэтому к источникам конституционного права относятся  не все, а только те федеральные законы, которые регулируют эти 4 группы общественных отношений. Федеральные законы, регулирующие другие группы общественных отношений, не относятся к источникам конституционного права.

Рассмотрим  вторую группу источников конституционного права - федерально-региональные источники конституционного права.

Это договоры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Существует 2 группы таких договоров.

Во-первых, это  Федеративный договор.

Федеративный  договор - это три договора, подписанных 31 марта 1992 года между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

 Во-вторых, это договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых осуществляется разграничение полномочий между Российской Федерацией и, предположим, Краснодарским краем, с учетом особенностей субъекта Российской Федерации.

За период с 1994 по 1998 год было заключено 42 таких  договора. В настоящее время действует лишь один договор: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан, утвержденный Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ.

Информация о работе Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина