Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:00, реферат
В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий их урегулирования. Существуют различные пути урегулирования социальных конфликтов, т.е. снижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. В данной работе я рассмотрела, на мой взгляд, наиболее эффективный из методов решения конфликтов – консенсус.
1.Понятие и типология консенсуса
2.Базовые основы консенсуса
3.Механизм достижения консенсуса
4.Условия достижения консенсуса
Третий
объект или уровень консенсуса -
согласие в отношении политики и
правительства - переносит акцент на
управление “через дискуссию”, т.е. на
процесс выработки и принятия
политических решений. Несогласие по вопросам
политики и оппозиция правительству
рассматриваются здесь как
Исследователи
переходных процессов сходятся на том,
что основной консенсус, т.е. согласие
по основополагающим вопросам, является
обязательным условием демократии, выполняет
по отношению к последней
2. Базовые основы консенсуса.
Консенсус
имманентен демократии, ибо она обеспечивает
свободу членов политического сообщества,
а только в условиях свободы и
может сформироваться подлинное
гражданское согласие. Более того,
консенсус характеризует
В основе зарождающейся, становящейся демократии лежит осуществление воли большинства, которая, по меткому выражению Дж. Ст. Милля, является лишь волей тех, кому удается заставить признать себя большинством. Господство большинства предполагает игнорирование интересов меньшинства (порой довольно значительного, вполне сопоставимого с самим большинством), а то и даже подавление его, насилие над ним. Такая демократия ущербна и весьма далека от совершенства. Истинная демократия всегда стремится к консенсусу.
Одновременно
демократия предполагает плюрализм
– различные, порой несовместимые
и конфликтующие политические, экономические,
нравственные, философские, религиозные
и другие идеи, ценности, предпочтения
и целостные доктрины, разделяемые
теми или иными социальными
Каким
образом в рамках демократии сопрягаются
плюрализм и консенсус? Очевидно,
существуют некоторые всеобъемлющие
идеи и ценности, которые одобряются
и поддерживаются сторонниками различных
политических, философских, нравственных
течений, группами с разными социально-
История показала, что такими объединяющими ценностями (назовем их базовыми основами консенсуса) могут быть национальные и религиозные ценности, права и свободы личности. Национальные и религиозные ценности сами по себе далеко не всеобъемлющи. Они, по определению, исключают из «сферы консенсуса» некоторую часть населения, и основанный на них консенсус является, таким образом, лишь разновидностью демократии большинства.
В
обществах, где меньшинство, выведенное
за рамки национального или
В итоге акцент на национально-религиозные ценности и интересы ведет не только к распаду государства (будь то СССР или Российская Федерация), но и к конфронтации внутри отдельных регионов.
Национальные и религиозные ценности могут быть «задействованы» при переходе от авторитарных режимов к демократии. Так, в Испании в 70-е годы в основе политики демократизации лежала стратегия «национального примирения». Испанцы устали от многолетней вражды и ненависти. Перспектива «подвести черту» год прошлым – гражданской войной 1936—1939 гг. и последующим разделением страны на «победителей» и «побежденных», – восстановить национальное единство устраивала всех. В послевоенной Франции правительство де Голля пыталось сплотить людей и завоевать признание через повышение национального достоинства, делая упор на престиж французского языка, культуры, историю страны.
Однако одни национальные и религиозные ценности слишком долго эксплуатировать нельзя. Они должны быть своеобразным «мостиком» для перехода к третьей базовой основе консенсуса – к правам и свободам личности. Лишь эти ценности действительно всеобъемлющи и характеризуют консенсус, свойственный развитым, стабильным демократиям.
Постепенно
в обществе формируется консенсус
относительно социально-экономического
и политико-правового
Партии,
соперничающие за голоса электората
и предлагающие альтернативные программы
и курсы, не подвергают сомнению ценности
свободы, собственности, самостоятельности,
достоинства человека, а также
обеспечивающие их политико-правовые
принципы и институты: народное представительство,
разделение властей, господство права,
независимость суда и т.п. Внутри
этих рамок (и в соответствии с
ними) признается право на оппозицию,
на несогласие с проводимой политикой
и на борьбу (опять-таки в указанных
рамках) за ее изменение. Отсюда каждая
из партий исходит из «законности»
существования своих
Таким образом, политический консенсус не означает полной бесконфликтности общественного развития. Ценности, составляющие базовые основы консенсуса, лишь очерчивают границы «конфликтного пространства» и определяют принципы, способы и средства, используемые для урегулирования возникающих столкновений. Общим принципом разрешения конфликтов в условиях консенсуальной демократии является ориентация на компромисс, а не на подчинение (тем более уничтожение) противоборствующей стороны.
В
общностях более низкого уровня
(в отдельных организациях) ценностные
основы консенсуса определяются целями,
для реализации которых организация
создана (получение прибыли, приход
к власти и т.п.). А в малых
социальных группах, где осуществляется
непосредственное межличностное общение
(семья, дружеская компания), весьма
существенна ценность самих отношений
(родственных, товарищеских). Стремление
сохранить их – действенный стимул
к поиску компромиссов. Это обусловлено
психологической природой человека,
стремящегося обладать не только свободой
от ограничений, препятствующих процессу
его индивидуализации, но и высокой
степенью связанности с другими
людьми.
3. Механизм достижения консенсуса
Консенсус (от лат. consensus - согласие) означает наличие между двумя и более субъектами сходных взглядов и позиций по каким-либо проблемам общественной жизни. Если условно обозначить неких двух субъектов политики буквами А и Б, то механизм достижения консенсуса между ними будет выглядеть следующим образом.
Во-первых, А должен признать, что интересы Б имеют такое же право на существование, как и его собственные. Это и будет гарантией того, что интересы А также будут признаны другой стороной.
Во-вторых, оба субъекта должны отказаться от применения силы и силового давления по отношению друг к другу. Если А заставляет Б тем или иным способом принять его позицию, то это уже не консенсус, а прямое подчинение. Такое “согласие” будет мнимым и непрочным.
В-третьих; А и Б должны отказаться от решения вопросов голосованием. Представим, что группа А более многочисленна, чем группа Б. В этом случае победа А обеспечена, а Б неизбежно остается в меньшинстве. Но меньшинство не всегда подчиняется и согласие достигнуто не будет. Следовательно, в этом случае необходимо не голосование, а согласование.
Согласованность необходима в любом обществе. Вместе с тем, достижение полного консенсуса невозможно. Этому препятствуют социальные различия, имущественная разница, несовпадение в политической и культурной ориентации, половозрастные различия.
Консенсус
не исключает из политической жизни
борьбу интересов, конкуренцию, соперничество.
Он - разумное, сознательное перемирие
по принципиальным вопросам. Консенсус
предполагает высокую степень
4. Условия достижения консенсуса
Прежде
чем права и свободы личности
станут базовой основой общественного
консенсуса, должна появиться сама
личность, осознающая свои права и
претендующая на свободу и достоинство.
Ее формирует индустриальное общество,
когда развиваются товарно-
Так достигается общественный консенсус, складываются отношения социального партнерства. Однако данная модель реализуется лишь в том случае, если сталкивающиеся носители противоположных интересов обладают примерно одинаковой (сопоставимой) социальной силой (прежде всего экономической). Именно это «равновесие» заставляет их искать компромиссы и приходить к консенсусу. В противном случае более сильный субъект (социальная группа) реализует свой интерес за счет более слабого.
В индустриальном обществе формальное равенство сопровождалось вопиющим социальным неравенством. Существовала ярко выраженная классовая структура. Буржуазия приобретала все большую экономическую и политическую мощь за счет подавления промышленного пролетариата. В тех условиях жесткая эксплуатация неквалифицированного наемного труда с минимальными расходами на воспроизводство рабочей силы была наиболее эффективным способом развития, обеспечившим быстрый экономический рост, ставший основой качественного изменения производительных сил и социальной структуры.
Постепенно
производственный потенциал стал создавать
условия для обеспечения с
помощью системы
Большинство членов постиндустриального общества относится к так называемому среднему классу. Это люди, находящиеся в экономически достаточно выгодном положении и заинтересованные в преобладании правовых и рыночных регуляторов, в надежных институционных гарантиях своей свободы, самостоятельности и собственности.
В
целом в обществе достигнут консенсус:
те, кто в отношениях формального
равенства находится в