Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:35, реферат
IV в. до н. э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Одним из таких царств было Цинь.
В циньскую эпоху жил один из основоположников философской школы фацзя, т.е. «законников» (легистов, от лат. lex – закон)- Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю.
Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу»(«Книга правителя области Шан»).
Шан Ян был родом из царства Вэй. Его выдающиеся способности, как сообщает древнекитайский историк Сыма Цянь, были очевидны уже в молодости. Оказавшись в соседнем – тогда еще отсталом царстве Цинь, Шан Ян убедил его правителя – Сяо-гуна (361–338 гг. до н.э.) в необходимости проведения политико-административных, финансово-экономических и военных реформы.
Министерство образования и науки России
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный Федеральный Университет»
Реферат
Тема: «Концептуальный анализ политической власти по А.Ледяеву».
направление подготовки: «политология»
Выполнила: Лиджиева А.С.
Студентка 1 курса группа 3
Проверил: профессор В.Ю. Шпак
Ростов – на – Дону
2012.
IV в. до н. э. во многих древнекитайских
царствах были проведены
В циньскую эпоху жил один из основоположников философской школы фацзя, т.е. «законников» (легистов, от лат. lex – закон)- Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю.
Составленные
им проекты реформ и указов вошли в трактат
«Шан цзюнь шу»(«Книга правителя области
Шан»).
Шан Ян был родом из царства Вэй. Его выдающиеся
способности, как сообщает древнекитайский
историк Сыма Цянь, были очевидны уже в
молодости. Оказавшись в соседнем – тогда
еще отсталом царстве Цинь, Шан Ян убедил
его правителя – Сяо-гуна (361–338 гг. до
н.э.) в необходимости проведения политико-административных,
финансово-экономических и военных реформы.
Учение легизма, одним из основателей
которого был Шан Ян, существенно отличалось
от предшествующих концепций. Легисты
отказались от традиционных моральных
трактовок политики и разрабатывали учение
о технике отправления власти. «Человеколюбивый,
— отмечал Шан Ян, — может оставаться
человеколюбивым к другим людям, но он
не может заставить других людей быть
человеколюбивыми... Отсюда такая правда,
что одного человеколюбия или справедливости
еще недостаточно, чтобы добиться хорошего
управления Поднебесной». Успеха в политике
достигает только тот, кто знает обстановку
в стране и использует точные расчеты.
Шан Ян считал, что государство клонится к упадку тогда, когда народ забывает о своих обязанностях. Поэтому государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Для этого нужно вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом – фа, в отличие от обычных норм ритуала – ли. Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнеческих тенденций, приводящих к накоплению богатства у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. В идеологии легизма государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества.
Шан
Ян был убежденным поклонником самодержавной
формы правления. «Как на небе не может
быть двух солнц, так и у народа не может
быть двух правителей», — заявлял Шан
Ян, обращаясь к авторитету Конфуция. Поэтому
всю полноту власти предлагалось сосредоточить
в руках верховного правителя, лишить
наместников властных полномочий и превратить
их в обыкновенных чиновников. Умный правитель,
говорится в трактате «Шан цзюнь шу», –
«не потворствует смуте, а берет власть
в свои руки, устанавливает закон и с помощью
законов наводит порядок».
Отношения между властью и народом Шан
Ян рассматривал как противоборство враждующих
сторон. «Когда народ сильнее своих властей
— государство слабое; когда власти сильнее
своего народа — армия могущественна».
В образцовом государстве власть правителя
опирается на силу и никаким законом не
связана. Шан Яну не известны представления
о правах граждан, их законных гарантиях
и т.п. Закон выступает у него средством
устрашающего превентивного террора.
Шан Ян убеждал, что за малейший проступок
следует карать смертной казнью. Эту карательную
практику должна была дополнить политика,
искореняющая инакомыслие.
Законы Шан Яна ограждали интересы выделившихся
из общины зажиточных хозяйств. Отменялись
все прежние аристократические наследственные
титулы. Новые ранги знатности (двадцать
иерархических степеней) жаловались только
за личные, в первую очередь военные, заслуги,
и только они давали право на занятие административных
постов. Их обладатели получали, в соответствии
со статусом, права на регламентированное
владение землей, рабами и другим имуществом.
Вскоре ранги стали продаваться, что открыло
доступ в управленческий аппарат имущественной
знати. Намечалось также упразднить передачу
должностей по наследству. На административные
посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в
первую очередь тех, кто доказал свою преданность
государю на службе в войске. Чтобы обеспечить
представительство зажиточных слоев в
государственном аппарате, предусматривалась
продажа чиновничьих должностей. «Если
в народе есть люди, обладающие излишками
зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляются
чиновничьи должности и ранги знатности».
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством. Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.
Можно выделить основные положения теории Шан Яна:
1)Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна.
2)Почитание традиций, культ предков, конфуцианские ценности, учёность, ритуал, музыка, литература являются паразитами, которые отвлекают народные массы от Единого — заготовки зерна и войны.
3)Боевые заслуги и заслуги в заготовке зерна и сдаче зерна государству следует поощрять присвоением ранга знатности и чиновнической должности, а также освобождением от повинностей. Была разработана иерархия из более чем двадцати рангов знатности.
4)Все люди ценятся только по их заслугам, а не в соответствии с происхождением. Принадлежность к аристократическому роду не имеет никакого значения.
5)Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии с законом за определённые поступки.
6)Подушный налог зерном приводит к тому, что все «бездельники» в семьях оказываются вынужденными работать.
7)Очень строгие наказания применялись даже за малые провинности. Это называлось «искоренение наказаний через наказания».
8)Поощрялось доносительство как мера предупреждения проступков.
9)Утверждалась круговая порука, за проступок одного отвечала вся семья или община.
10)Поощрялось освоение пустующих земель.
11)Поощрялись переселенцы из других стран для освоения пустующих земель, им давались льготы в налогах и повинностях.
12)Военные заслуги измерялись в головах убитых противников. Отстающие подразделения строго наказывались. За гибель командира казнили всё подразделение. За отсутствие доблестных поступков наказывали командиров подразделений.
Заключение:
Реформы Шан Яна несомненно
отвечали потребностям
Идеи
Шан Яна оказали огромное воздействие
не только на его современников, но и на
многие последующие поколения. Благодаря
их внедрению в жизнь, циньские цари менее
чем за сто лет сумели превратить свое
государство в сильнейшее из Семи Борющихся
Царств (эпоха Чжаньго),
что дало возможность Цинь-ши-хуану объе
Информация о работе Концептуальный анализ политической власти по А.Ледяеву