Комиссии по пенсионным вопросам на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Система пенсионного обеспечения большинства стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее накапливать деньга на свою пенсию.
Пенсионеры этих стран могут вести активный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря заботе о себе еще в период трудовой деятельности.

Оглавление

Введение…………………………................................
1 Создание комиссии по пенсионным вопросам……………………...
Организация работы комиссии...…………………….……………
Порядок работы комиссии …………………………….….………
Общее положение …………………………………………………
1.4Функции комиссии ………………………………………………….
2 Функции комиссии по пенсионным вопросам в работе с ветеранами
2.1 Роль комиссии по пенсионным вопросам с ветеранами …
2.2 Общие принципы функционирования комиссии по пенсионным вопросам
Комиссии по пенсионным вопросам на предприятиях……………… 3.1Пенсионный отдел города или района…………………………… 3.2Комиссия по назначению пенсий…………………………………. 3.3 Пенсионное обеспечение………………………………………….. 3.4 Подсчет страхового стажа………………………………………….
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Т_Т.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Для выполнения отдельных  направлений работы комиссия может  создавать группы с привлечением необходимых специалистов. Состав групп  утверждается на заседании комиссии.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими комиссиями профсоюзного комитета, советом ветеранов, подразделениями и службами предприятия, органами местного самоуправления, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

2. Функции комиссии по пенсионным вопросам  в работе с ветеранами

 

Оказывает необходимую  помощь профсоюзному комитету, работодателю в решении вопросов, связанных  с пенсионной реформой.

Проводит разъяснительную  работу в организации по пенсионному  законодательству. С этой целью организует консультации, беседы, лекции по пенсионным вопросам, привлекая для этого юрисконсультов, работников профсоюзных органов, специалистов органов социальной защиты населения и территориальных органов ПФР, оформляет наглядную агитацию. Оказывает практическую помощь в решении вопросов пенсионного страхования и обеспечения работников.

Проводит в коллективах  работников разъяснительную работу по вопросам пенсионного обеспечения, добивается включения в коллективные договора гарантий, связанных с пенсионным страхованием работников, в части обеспечения своевременной и в полном объеме уплаты страховых взносов в бюджет ПФР и своевременного представления сведений о страховых взносах и страховом стаже в ПФР.

Осуществляет контроль за соблюдением пенсионного законодательства в организации.

Принимает участие в  проведении аттестации рабочих мест.

Рассматривает заявления  и жалобы по пенсионным вопросам.

Принимает участие в  рассмотрении в организации вопросов, связанных с дополнительным   негосударственным   пенсионным   страхованием   и обеспечением работников4.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Роль комиссии по пенсионным вопросам с ветеранами

. Комиссия имеет право  готовить материалы для обращения  в судебные и иные органы  для защиты прав работников  и работодателя.

Комиссия имеет право  контроля за:

- своевременностью и достоверностью представляемых работодателем в органы ПФР индивидуальных сведений о работниках для ведения (индивидуального)    персонифицированного    учета,    исполнением работодателем и работниками обязанностей, а также соблюдением их прав, предусмотренных законодательством;

- своевременностью и  достоверностью выдаваемых работником, в том числе бывшим, документов, необходимых для назначения пенсии  или оценки пенсионных прав  лиц, не достигших пенсионного  возраста;

- своевременностью и  полнотой уплаты работодателем страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;

- правильностью ведения  документов, необходимых для оформления  трудовой пенсии;

- правильностью установления  наименований профессий и должностей, работа в которых дает право  на досрочное назначение пенсий;

- правильностью и обоснованностью  включения профессий и должностей  в Перечень рабочих мест, профессий  и должностей, дающих право на  досрочное назначение трудовой  пенсии по старости.

-информированием работников, в т.ч. включением в расчетный листок по оплате труда информации о начисленных в бюджет ПФР страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

Комиссия обязана:

- в случае выявления  нарушений пенсионного законодательства  сообщать работодателю и в  профком организации, а при необходимости - в орган ПФР, для принятия соответствующих мер по их устранению;

- представлять общему  собранию (конференции) коллектива  работников, работодателю и профкому  организации отчет о своей  деятельности не реже одного  раза в год и по истечении срока полномочий;

- рассматривать в 10-ти-дневный  срок заявления (жалобы) работников организации по вопросам пенсионного страхования.(19)

 

                      4.Общие принципы функционирования  комиссии по пенсионным вопросам

. Порядок работы комиссии устанавливается Положением о комиссии по пенсионным вопросам    организации (п. 1.3 настоящего Примерного положения).

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения комиссии по пенсионным вопросам оформляются протоколом.

Заседания комиссии проводятся гласно. На заседание могут быть приглашены представители работодателя, профкома, работники организации, представители  органа ПФР и эксперты.

Для выполнения отдельных  направлений работы комиссия может создавать группы с привлечением необходимых специалистов.

На время выполнения обязанностей членов комиссии, если эти  обязанности осуществляются в рабочее  время, за работником сохраняется заработная плата в соответствии с коллективным договором или соглашением.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими комиссиями профсоюзного комитета, подразделениями и службами организации, органами местного самоуправления, территориальными органами ПФР и  др.

Материально-техническое   обеспечение  деятельности   комиссии осуществляется работодателем.

Поощрение

Членам комиссии может  быть выплачено вознаграждение за счет средств работодателя и профкома организации5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              3 Комиссия по пенсионным вопросам на предприятиях.   

3.1Пенсионный отдел города или района

Пенсионный отдел является структурным подразделением Управления социальной защиты населения.

Пенсионный отдел города или района организует свою работу или по участковой системе, или с  применением функциональной специализации.

Как бы ни была организована работа Пенсионного отдела, назначения, выплаты пенсий, делопроизводство, бухгалтерские операции производятся с помощью компьютеров.

Если Пенсионный отдел  организует свою работу по участковой системе, то город или район разбивается на определенные участки по улицам города или районам и по почтовым отделениям связи. Каждый участок возглавляет специалист, который ведет прием граждан, принимает документы для назначения пенсий, работает с ответственными представителями предприятий, учреждений, организаций, отвечает на письма граждан и т. д.

Если Пенсионный отдел  строит работу с применением функциональной специализации, то город или район  не разбивается на участки, а специалисты  по назначению и выплате пенсий разбиваются на определенные группы. Например, одна группа специалистов занимается только приемом граждан и документов для назначения пенсий, другая группа готовит проект решения комиссии по назначению пенсий, третья группа специалистов занимается выплатой пенсий и т. д. Можно выделить столько групп специалистов, сколько необходимо для успешной работы региона. В Российской Федерации некоторые пенсионные отделы организуют работу по участковой системе, а некоторые отдают предпочтение функциональной специализации, для представления работников предприятия к назначению пенсий. Комиссия оказывает помощь работникам в востребовании необходимых документов для назначения пенсий, готовит макеты пенсионных дел, ведет разъяснительную работу и пропаганду пенсионного законодательства. Работает Комиссия на общественных началах6         

3.2 Комиссия по назначению пенсий

 

Одним из органов, принимающих  участие в пенсионном обеспечении  трудящихся, является Комиссия по назначению пенсий. Состав Комиссии утверждается администрацией города или района, председатель Комиссии — заведующий районным, городским Пенсионным отделом, в состав Комиссии входят представитель районного (городского) финансового органа, представитель профсоюзной организации предприятий, учреждений, организации города или района. При назначении пенсий военнослужащим и членам их семей присутствует районный (городской) военный

комиссар.

Функции Комиссии по назначению пенсий:

-назначение пенсий;

-отказ в назначении пенсий;

-перерасчет пенсий;

-перевод с одного вида пенсии на другой;

-установление трудового стажа по свидетельским показаниям;

-рассмотрение спорных вопросов, связанных с подсчетом трудового стажа и заработка.

Решение Комиссия принимает  голосованием. Оформляется решение  Комиссии протоколом, который подписывают все члены Комиссии. Если кто-либо из членов Комиссии не согласен с мнением других, то его особое мнение оформляется отдельно и приобщается к протоколу.

При отказе в назначении пенсии или рассмотрении спорных  вопросов на заседание Комиссии вызывается заявитель, которому разъясняется причина отказа со ссылками на законодательные акты и одновременно разъясняется порядок обжалования решения протокола комиссии. Если заявитель не явился на заседание Комиссии, то выписка из протокола Комиссии ему направляется почтой в течение пяти дней после вынесения решения.

В последнее время  практикуется назначение пенсий без  решения комиссий, когда однотипные, несложные пенсионные дела рассматриваются  одним председателем Комиссии по назначению пенсий и только им одним  подписывается протокол о назначении пенсии. Во всех других случаях вопросы решаются Комиссией по назначению пенсий7.  

3.3 Пенсионное обеспечение

 

Исчисление стажа для  установления трудовой пенсии с учетом решений Конституционного Суда РФ.          С 1 января 2002 г. установление трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее – Закон о трудовых пенсиях).  Указанный федеральный закон различает несколько видов стажа, которые применяются при установлении трудовых пенсий.      Для приобретения права на пенсию требуется страховой стаж определенной продолжительности, а для досрочных пенсий по старости, назначаемых до достижения возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), помимо страхового (либо вместо страхового стажа) необходимо иметь стаж на соответствующих видах работ8.

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Подсчет страхового стажа

По новому пенсионному  закону право на пенсию по старости (помимо достижения соответствующего возраста) связывается с наличием страхового (а не общего трудового) стажа определенной продолжитель ности.    Закон разделяет периоды, которые могут быть учтены при определении права на трудовую пенсию, на два вида.         Во-первых, это периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 10 Закона о трудовых пенсиях).           Согласно п. 2 ст. 29 Закона о трудовых пенсиях к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный налог для определенных видов деятельности, имевшие место в период до вступления в силу рассматриваемого федерального закона.        Во-вторых, это иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. В эти периоды уплата страховых взносов (и иных выплат, к ним приравненных) в Пенсионный фонд не производилась, тем не менее в силу закона они засчитываются в страховой стаж при определенных условиях. Перечень таких иных периодов исчерпывающим образом приведен в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях:              1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”;  2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;     3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3 лет в общей сложности;     4) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;      5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;          6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.   При этом указанные периоды включаются в стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.       Как мы видим, в этом перечне также отсутствуют многие периоды, которые ранее включались в общий трудовой стаж при определении права на пенсию.           Соответственно по общим правилам периоды трудовой и иной деятельности, не указанные в ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях, не могут быть включены в страховой стаж. При этом не имеет значения, когда по времени были эти периоды – до 1 января 2002 г. (т. е. до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях) или позднее этой даты.Необходимо помнить, что по прежнему пенсионному законодательству право на полную пенсию по старости на общих основаниях, например, у женщины возникало при наличии 20 лет общего трудового стажа. Пенсия, конечно, могла быть назначена и при 5 годах стажа – так называемая пенсия при неполном стаже, но ее размер был очень маленьким, независимо от размера заработка, который мог получать человек в период этой работы. По Закону о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию по старости на общих условиях возникает при наличии 5 лет страхового стажа. И если за эти 5 лет гражданин сможет сформировать достаточный расчетный пенсионный капитал за счет высоких доходов и соответственно крупных страховых пенсионных взносов, то и страховая часть пенсии будет достаточно высокой.        Маловероятно, что даже без включения в страховой стаж периодов учебы и другой деятельности, не указанной в ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях, гражданин в течение всей своей трудовой деятельности не наберет 5 лет страхового стажа.          Например, женщине может быть засчитан в страховой стаж период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а если ребенок не один – то 3 года. Так что для приобретения права на пенсию ей остается отработать всего 3,5 года или соответственно 2 года.         Другой вопрос, когда гражданин претендует на назначение досрочной пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях) с более раннего возраста. Такие досрочные пенсии могут быть назначены в связи с длительной работой в определенных вредных (опасных) профессиях (должностях, производствах) или в определенных местностях (например, в районах Крайнего Севера).              Для приобретения права на досрочную пенсию требуется иметь гораздо больше стажа, чем 5 лет.         Например, для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет в связи с работой на Крайнем Севере женщине нужно иметь не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет работы в приравненных к ним местностях и, кроме этого, – страховой стаж не менее 20 лет (см. подп. 6 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях).     При таких условиях без включения в страховой стаж (в 20 требуемых лет) различных периодов, например учебы, право на досрочную трудовую пенсию в ряде случаев может и не возникнуть.         После вступления в силу Закона о трудовых пенсиях нормы пенсионного законодательства уже неоднократно рассматривались в Конституционном Суде РФ, который принял ряд очень важных решений. Без знания этих решений правильное назначение и исчисление трудовой пенсии в ряде случаев невозможно.             Кроме того, следует знать и соответствующие разъяснения федеральных министерств, отвечающих за единообразие в практике применения пенсионного законодательства.         Суть упомянутых решений Конституционного Суда сводится к тому, что если гражданин приобрел какие-то пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться этими приобретенными правами при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство. Причем это касается как вопроса приобретения права на пенсию, так и вопроса исчисления размера пенсии.          Так, например, в п. 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.04 № 2-П указано: норма п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, в силу которой – во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 того же закона (а в этом пункте, в частности, сказано, что со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях утрачивают силу Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”) – исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховыхпериодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).              С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату)…»    Что касается общего трудового стажа, применяемого для оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, то здесь применяется аналогичный принцип.  В соответствии с п. 2 разъяснения Минтруда России от 17.10.03 № 4 при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер трудовой пенсии (т. е. размер условной пенсии, которую мог бы получать гражданин на 31.12.01 с учетом имеющегося стажа на указанную дату и соответствующего заработка – “РП”) по желанию гражданина может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого гражданина по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000 – 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г.  Таким образом, если гражданину выгодно, то при оценке пенсионных прав расчетный размер трудовой пенсии (РП) может определяться не в порядке, изложенном в п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (аналогичном, как уже говорилось выше, исчислению пенсии с применением ИКП по нормам прежнего законодательства, когда в общий трудовой стаж не включаются различные периоды общественно-полезной деятельности), а в порядке, ранее предусмотренном для определения размера пенсии без применения ИКП. Во втором случае в общий трудовой стаж включаются периоды учебы, периоды проживания жен (мужей) военнослужащих в отдаленных гарнизонах, периоды проживания жен дипломатов и т. д. Соответствующие периоды засчитываются в стаж в льготном порядке (например, месяц работы в районах Крайнего Севера – за полтора месяца стажа).          Однако нужно помнить, что в таком случае применяются и все ограничения, установленные прежним законодательством для определения размера пенсии, в т. ч. и ограничения по максимальному размеру пенсии. А максимальный размер при этом может быть применен только если на 1 января 2002 г. у гражданина выработан трудовой стаж, ранее дававший право на полную пенсию по старости (т. е. если пенсия на общих основаниях – 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин).       Если такого стажа нет, то “РП” будет рассчитываться по правилам, действующим ранее для исчисления пенсии при неполном стаже (пропорционально имеющемуся стажу). Поэтому в абсолютном большинстве случаев второй вариант исчисления “РП” будет невыгоден.     Тем не менее при любых вариантах расчета “РП” не может быть меньше 660 руб.              С учетом изложенного и следует определять варианты, по которым нужно исчислять страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ для определения права на пенсию или общий трудовой стаж для размера пенсии (оценки пенсионных прав застрахованных лиц): либо строго по нормам нового пенсионного законодательства, либо по нормам старого – но только за периоды деятельности до 1 января 2002 г.        

Информация о работе Комиссии по пенсионным вопросам на предприятиях