Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:15, лекция
Сегодня много говорится об исключительной роли молодёжи как стратегическом ресурсе развития общества, о высшей социальной ценности, основном капитале, о раскрытии её потенциала в целях инновационного развития страны. И ведь слова, посылы все верные. Действительно, от того, какой вырастает молодежь, как она включена в государственные и общественные преобразования, зависит успех и процветание России.
Как раскрыть политический потенциал молодежи
Марина Милованова 
Сегодня много говорится 
об исключительной роли молодёжи как 
стратегическом ресурсе развития общества, 
о высшей социальной ценности, основном 
капитале, о раскрытии её потенциала 
в целях инновационного развития 
страны. И ведь слова, посылы все 
верные. Действительно, от того, какой 
вырастает молодежь, как она включена 
в государственные и 
Необходимо принимать 
во внимание и то, что уже не завтра, 
а сегодня весь комплекс проблем 
и противоречий, с которыми сталкивается 
Россия, формирует достаточно жесткий 
набор требований к новым поколениям. 
Стремительное старение населения 
и неблагоприятные 
Созданы ли условия для 
эффективной интеграции молодых 
граждан в процессы социально-экономического, 
политического и духовного 
Реальность свидетельствует об обратном. В большинстве своем, российская молодежь равнодушна к участию во властных структурах. У нее практически отсутствует стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Выборные общественные институты не пользуются ее доверием. Среди большинства молодежи отсутствует надежная идеологическая база для формирования политических движений и партий; в лучшем случае, ей свойственна ориентация на конкретных лидеров.
Нельзя не отметить и появление сравнительно немногочисленной (2-3 %), но быстро растущей группы богатых молодых людей.
Все более заметными становятся различия между группами внутри молодёжи. К традиционным признакам по формам занятости, по характеру и содержанию труда добавляются новые – более значимые. Это социокультурные, этно-национальные, социально-пространственные, регионально-поселенческие, материально-имущественные. Теоретически усиление социальной дифференциации молодежи в условиях развивающегося общества имеет свои положительные особенности, так как появляются структурные возможности для реализации многоплановых групповых интересов, что в конечном итоге предполагает интеграцию. Принципиально другая ситуация складывается в российском обществе. Здесь усиливается социальное расслоение, что и ведет к дезинтеграции общества.
Степень эффективности участия 
молодых людей в социально-
В связи с этим хотелось бы остановиться на оценке двух важнейших факторах социализации человека – образовании и участии молодёжи в общественно-политических процессах.
В рамках реализации партнёрского проекта «АСТ! Действуй!» (Институциональное развитие общественных организаций для инновационной деятельности в молодёжной среде)» при поддержке Министерства образования Саратовской области (Федин С.) был проведён опрос молодёжи г.Саратова, Энгельского муниципального района и Красноармейского муниципального района на предмет оценки молодёжью существующих для неё проблем . Опрос проводился специалистами органов по делам молодёжи названных муниципальных образований, членами молодёжных общественных организации – Молодёжный общественный совет при мэре г.Саратова (Богданова Т.), «Лидеры Поволжья» (Милованова М.), Молодёжный общественный совет Энгельского района (Игнатова М.).
В опросе приняли участие 563 человека в возрасте от 14 до 30 лет, выборка квотная – по полу.
Опрос показал, что по степени важности самой злободневной молодые люди считают возможности получения образования и профессиональное обучение, что является закономерным на фоне противоречивых процессов происходящих в сфере образования (см. табл. 1).
Табл. 1
Рейтинг проблем, беспокоящих молодежь в наибольшей степени.
Проблемы  | 
  Оценка по 11-балльной системе  | 
Образование и профессиональное обучение  | 
  7,1  | 
Криминализация общества и личная безопасность  | 
  6,3  | 
Трудоустройство  | 
  6,1  | 
Возможность самореализации в современном обществе  | 
  5,9  | 
Здоровый образ жизни  | 
  5,6  | 
Отношения с родителями и старшим поколением  | 
  5,6  | 
Проблемы молодой семьи  | 
  5,4  | 
Проблема проведения свободного времени и досуг  | 
  5,2  | 
Проблема самооценки и внутренние конфликты  | 
  4,9  | 
Сложности в общении, одиночество  | 
  4,8  | 
Отношения между юношей и девушкой  | 
  4,5  | 
Молодёжь сигнализирует 
о социальном неблагополучии российского 
общества. Сегодня так много говорится 
с самых высоких трибун о масштабности 
национальных проектов в сфере образования, 
а если и появляется понимание 
недостаточности 
Таким образом, система образования 
России играет сегодня крайне неприглядную 
роль акселератора процесса социального 
расслоения. Доступ к образовательным 
ресурсам у различных социальных 
групп неодинаков. Без образования, 
как мощного инструмента 
Роль образования в уменьшении социального неравенства, преодолении бедности, безработицы, национальных конфликтов, развитии социальной мобильности, формировании качества жизни общепризнанна во всём мире. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для 21 века определены четыре основополагающие цели образования:
· научить жить вместе,
· научить приобретать знания,
· научить работать,
· научить жить.
Все эти возможности должны быть доступными сегодняшней и завтрашней молодёжи, и прежде всего в рамка деятельности молодежных общественных и общественно-политических организаций. Однако их потенциал оценивается крайне низко. (См. табл.2)
Табл.2
Распределение ответов на вопрос «Какие из вышеназванных проблем молодёжи можно решить с помощью общественных, в том числе молодёжных организаций?»
| 
   
 Молодёжные организации могут решить следующие проблемы  | |
Образование и профессиональное обучение  | 
  5%  | 
Криминализация общества и личная безопасность  | 
  5%  | 
Трудоустройство  | 
  18%  | 
Возможность самореализации в современном обществе  | 
  16%  | 
Здоровый образ жизни  | 
  14%  | 
Отношения с родителями и старшим поколением  | 
  4%  | 
Проблемы молодой семьи  | 
  5%  | 
Проблема проведения свободного времени и досуг  | 
  10%  | 
Проблема самооценки и внутренние конфликты  | 
  2%  | 
Сложности в общении, одиночество  | 
  15%  | 
Отношения между юношей и девушкой  | 
  6%  | 
Отрадным является тот 
факт, что спектр решаемых общественной 
организацией молодёжных проблем достаточно 
насыщен. Членами общественных организаций 
из числа опрошенных являются лишь 
25% , что значительно выше показателя 
охвата молодёжи деятельностью общественных 
организаций в целом по России, 
где только 2,7% процента молодых людей 
принимают участие в 
Из 25% респондентов, являющимися членами общественных объединений, большинство из них состоит в молодежных организациях самой разной направленности, что вполне естественно. (См. табл. 3)
Табл.3
Членство молодежи в различных общественных организациях
Разновидность общественного объединения  | 
  % от числа опрошенных  | 
Молодёжные организации  | 
  41  | 
Профсоюзы  | 
  18  | 
Студенческие объединения  | 
  13  | 
Политические партии  | 
  8  | 
Молодёжные общественные советы при органах власти  | 
  8  | 
Детские объединения при школах  | 
  6  | 
Союзы молодёжи  | 
  3  | 
Объединения экстремистской и националистической направленности  | 
  3  | 
Между тем, проведенное ВЦИОМом в октябре 2007 года социологическое исследование показало, что 75% россиян активно ратуют за вовлечение молодежи в политическую жизнь страны, однако при этом 76% не могут назвать ни одного молодежного объединения. Сама молодежь не сильно стремится к участию в политике посредством вступления в какие-либо организации. Лишь 4% из тех, кому еще нет 30 лет, где-либо состоят, а 5% – подумывают о том, не вступить ли куда-нибудь. С точки зрения воспитательного воздействия общественных организаций на подрастающее поколение представляется наиболее приоритетной функция социального служения, а не политического участия. Это относится прежде всего к молодёжи от 14 до 18 лет. Например, свыше 84 % подростков считают, что нужно создавать общественные объединения молодёжи и детей. Около 7% полагают, что они не нужны, и остальные указали, что затрудняются дать однозначный ответ. Наиболее привлекательными для подростков в деятельности объединения являются возможности «быть полезным другим людям»- 49,7%, научиться организовывать полезные дела - 43,8%, побывать в других городах и странах 41,1%.Лишь 15% дали указание на возможности приобщиться к политической жизни[6].
Молодежные проекты, молодежные 
программы, молодежные службы, молодежные 
общественные объединения играют все 
более заметную роль в социальной 
жизни, становятся местом приложения сил 
и стремлений юного поколения 
сделать повседневную жизнь осмысленной, 
общественно значимой и интересной. 
Заметно стремление молодежи учиться 
всему, что способно изменить жизнь 
людей к лучшему. Это не только 
перспективные и 
Продемонстрированная 
За привлечение молодёжи к участию в политической и общественной жизни высказывается большинство респондентов – 75%. В их числе 42% считают, что это безусловно нужно делать; наиболее характерен такой ответ для опрошенных 45-59 лет (47%), среди самой молодёжи определённо «за» участие в политике 39-40%. В 2005 г. отмечала, что надо привлекать молодёжь к политике, большая часть опрошенных – 82%, в том числе безусловно «за» были 48%.
Сторонники приобщения молодёжи к политике полагают, что для этого прежде всего нужно:
· учитывать в программах партий интересы и проблемы молодёжи (59%),
· создавать и укреплять молодёжные организации при ведущих политических партиях (36%),
· выдвигать молодёжь на первые роли в партиях, предоставлять молодёжи возможность самой создавать политические объединения в соответствии со своими интересами (по 25-27%),
Информация о работе Как раскрыть политический потенциал молодежи