Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:15, лекция
Сегодня много говорится об исключительной роли молодёжи как стратегическом ресурсе развития общества, о высшей социальной ценности, основном капитале, о раскрытии её потенциала в целях инновационного развития страны. И ведь слова, посылы все верные. Действительно, от того, какой вырастает молодежь, как она включена в государственные и общественные преобразования, зависит успех и процветание России.
Как раскрыть политический потенциал молодежи
Марина Милованова
Сегодня много говорится
об исключительной роли молодёжи как
стратегическом ресурсе развития общества,
о высшей социальной ценности, основном
капитале, о раскрытии её потенциала
в целях инновационного развития
страны. И ведь слова, посылы все
верные. Действительно, от того, какой
вырастает молодежь, как она включена
в государственные и
Необходимо принимать
во внимание и то, что уже не завтра,
а сегодня весь комплекс проблем
и противоречий, с которыми сталкивается
Россия, формирует достаточно жесткий
набор требований к новым поколениям.
Стремительное старение населения
и неблагоприятные
Созданы ли условия для
эффективной интеграции молодых
граждан в процессы социально-экономического,
политического и духовного
Реальность свидетельствует об обратном. В большинстве своем, российская молодежь равнодушна к участию во властных структурах. У нее практически отсутствует стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Выборные общественные институты не пользуются ее доверием. Среди большинства молодежи отсутствует надежная идеологическая база для формирования политических движений и партий; в лучшем случае, ей свойственна ориентация на конкретных лидеров.
Нельзя не отметить и появление сравнительно немногочисленной (2-3 %), но быстро растущей группы богатых молодых людей.
Все более заметными становятся различия между группами внутри молодёжи. К традиционным признакам по формам занятости, по характеру и содержанию труда добавляются новые – более значимые. Это социокультурные, этно-национальные, социально-пространственные, регионально-поселенческие, материально-имущественные. Теоретически усиление социальной дифференциации молодежи в условиях развивающегося общества имеет свои положительные особенности, так как появляются структурные возможности для реализации многоплановых групповых интересов, что в конечном итоге предполагает интеграцию. Принципиально другая ситуация складывается в российском обществе. Здесь усиливается социальное расслоение, что и ведет к дезинтеграции общества.
Степень эффективности участия
молодых людей в социально-
В связи с этим хотелось бы остановиться на оценке двух важнейших факторах социализации человека – образовании и участии молодёжи в общественно-политических процессах.
В рамках реализации партнёрского проекта «АСТ! Действуй!» (Институциональное развитие общественных организаций для инновационной деятельности в молодёжной среде)» при поддержке Министерства образования Саратовской области (Федин С.) был проведён опрос молодёжи г.Саратова, Энгельского муниципального района и Красноармейского муниципального района на предмет оценки молодёжью существующих для неё проблем . Опрос проводился специалистами органов по делам молодёжи названных муниципальных образований, членами молодёжных общественных организации – Молодёжный общественный совет при мэре г.Саратова (Богданова Т.), «Лидеры Поволжья» (Милованова М.), Молодёжный общественный совет Энгельского района (Игнатова М.).
В опросе приняли участие 563 человека в возрасте от 14 до 30 лет, выборка квотная – по полу.
Опрос показал, что по степени важности самой злободневной молодые люди считают возможности получения образования и профессиональное обучение, что является закономерным на фоне противоречивых процессов происходящих в сфере образования (см. табл. 1).
Табл. 1
Рейтинг проблем, беспокоящих молодежь в наибольшей степени.
Проблемы |
Оценка по 11-балльной системе |
Образование и профессиональное обучение |
7,1 |
Криминализация общества и личная безопасность |
6,3 |
Трудоустройство |
6,1 |
Возможность самореализации в современном обществе |
5,9 |
Здоровый образ жизни |
5,6 |
Отношения с родителями и старшим поколением |
5,6 |
Проблемы молодой семьи |
5,4 |
Проблема проведения свободного времени и досуг |
5,2 |
Проблема самооценки и внутренние конфликты |
4,9 |
Сложности в общении, одиночество |
4,8 |
Отношения между юношей и девушкой |
4,5 |
Молодёжь сигнализирует
о социальном неблагополучии российского
общества. Сегодня так много говорится
с самых высоких трибун о масштабности
национальных проектов в сфере образования,
а если и появляется понимание
недостаточности
Таким образом, система образования
России играет сегодня крайне неприглядную
роль акселератора процесса социального
расслоения. Доступ к образовательным
ресурсам у различных социальных
групп неодинаков. Без образования,
как мощного инструмента
Роль образования в уменьшении социального неравенства, преодолении бедности, безработицы, национальных конфликтов, развитии социальной мобильности, формировании качества жизни общепризнанна во всём мире. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для 21 века определены четыре основополагающие цели образования:
· научить жить вместе,
· научить приобретать знания,
· научить работать,
· научить жить.
Все эти возможности должны быть доступными сегодняшней и завтрашней молодёжи, и прежде всего в рамка деятельности молодежных общественных и общественно-политических организаций. Однако их потенциал оценивается крайне низко. (См. табл.2)
Табл.2
Распределение ответов на вопрос «Какие из вышеназванных проблем молодёжи можно решить с помощью общественных, в том числе молодёжных организаций?»
Молодёжные организации могут решить следующие проблемы | |
Образование и профессиональное обучение |
5% |
Криминализация общества и личная безопасность |
5% |
Трудоустройство |
18% |
Возможность самореализации в современном обществе |
16% |
Здоровый образ жизни |
14% |
Отношения с родителями и старшим поколением |
4% |
Проблемы молодой семьи |
5% |
Проблема проведения свободного времени и досуг |
10% |
Проблема самооценки и внутренние конфликты |
2% |
Сложности в общении, одиночество |
15% |
Отношения между юношей и девушкой |
6% |
Отрадным является тот
факт, что спектр решаемых общественной
организацией молодёжных проблем достаточно
насыщен. Членами общественных организаций
из числа опрошенных являются лишь
25% , что значительно выше показателя
охвата молодёжи деятельностью общественных
организаций в целом по России,
где только 2,7% процента молодых людей
принимают участие в
Из 25% респондентов, являющимися членами общественных объединений, большинство из них состоит в молодежных организациях самой разной направленности, что вполне естественно. (См. табл. 3)
Табл.3
Членство молодежи в различных общественных организациях
Разновидность общественного объединения |
% от числа опрошенных |
Молодёжные организации |
41 |
Профсоюзы |
18 |
Студенческие объединения |
13 |
Политические партии |
8 |
Молодёжные общественные советы при органах власти |
8 |
Детские объединения при школах |
6 |
Союзы молодёжи |
3 |
Объединения экстремистской и националистической направленности |
3 |
Между тем, проведенное ВЦИОМом в октябре 2007 года социологическое исследование показало, что 75% россиян активно ратуют за вовлечение молодежи в политическую жизнь страны, однако при этом 76% не могут назвать ни одного молодежного объединения. Сама молодежь не сильно стремится к участию в политике посредством вступления в какие-либо организации. Лишь 4% из тех, кому еще нет 30 лет, где-либо состоят, а 5% – подумывают о том, не вступить ли куда-нибудь. С точки зрения воспитательного воздействия общественных организаций на подрастающее поколение представляется наиболее приоритетной функция социального служения, а не политического участия. Это относится прежде всего к молодёжи от 14 до 18 лет. Например, свыше 84 % подростков считают, что нужно создавать общественные объединения молодёжи и детей. Около 7% полагают, что они не нужны, и остальные указали, что затрудняются дать однозначный ответ. Наиболее привлекательными для подростков в деятельности объединения являются возможности «быть полезным другим людям»- 49,7%, научиться организовывать полезные дела - 43,8%, побывать в других городах и странах 41,1%.Лишь 15% дали указание на возможности приобщиться к политической жизни[6].
Молодежные проекты, молодежные
программы, молодежные службы, молодежные
общественные объединения играют все
более заметную роль в социальной
жизни, становятся местом приложения сил
и стремлений юного поколения
сделать повседневную жизнь осмысленной,
общественно значимой и интересной.
Заметно стремление молодежи учиться
всему, что способно изменить жизнь
людей к лучшему. Это не только
перспективные и
Продемонстрированная
За привлечение молодёжи к участию в политической и общественной жизни высказывается большинство респондентов – 75%. В их числе 42% считают, что это безусловно нужно делать; наиболее характерен такой ответ для опрошенных 45-59 лет (47%), среди самой молодёжи определённо «за» участие в политике 39-40%. В 2005 г. отмечала, что надо привлекать молодёжь к политике, большая часть опрошенных – 82%, в том числе безусловно «за» были 48%.
Сторонники приобщения молодёжи к политике полагают, что для этого прежде всего нужно:
· учитывать в программах партий интересы и проблемы молодёжи (59%),
· создавать и укреплять молодёжные организации при ведущих политических партиях (36%),
· выдвигать молодёжь на первые роли в партиях, предоставлять молодёжи возможность самой создавать политические объединения в соответствии со своими интересами (по 25-27%),
Информация о работе Как раскрыть политический потенциал молодежи