Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:35, контрольная работа
Выделяют 3 группы теорий или концепций демократии
1. теории коллективистской демократии
2. теории либеральной демократии
3. теории плюралистической демократии
1. Основные концепции демократии 3
1.1. Коллективистская демократия 3
1.2. Либеральная демократия 5
1.3. Плюралистическая демократия 7
2. Экономическая сфера гражданского общества как
феномен рыночной экономики 9
2.1. Причины и условия образования экономической
сферы гражданского общества 12
2.2. Основные характеристики экономической сферы
гражданского общества, ее структура и цели функционирования 14
Список использованной литературы
Российские коммерческие банки, как уже отмечалось, создали множество разного рода некоммерческих объединений. Основным среди них продолжает оставаться Ассоциация российских банков. Ее функции сводятся к отстаиванию интересов российского банковского сообщества в целом: координация их действий, изыскание форм помощи банкам, попавшим в трудные условия. В Ассоциации работают специалисты-аналитики в области банковского дела, с помощью которых разрабатываются проекты нормативных документов, регламентирующих работу коммерческих банков и их отношения с Центральным банком. В задачу Ассоциации входит разработка концепции совершенствования работы коммерческих банков и кредитного дела в стране в целом.
Второй пример создания на российском экономическом поле некоммерческих организаций, обслуживающих негосударственные предприятия, связан с финансово-промышленными группами (ФПГ). В условиях рыночной экономики даже такие мощные гиганты, как ФПГ, нуждаются по многим причинам в создании объединительных (некоммерческих) центров.
Первая российская ФПГ была зарегистрирована в самом конце 1993 г. К концу 1995 г. образовалась Ассоциация ФПГ России. Если учесть, что по состоянию на 10 апреля 1997 г. в реестр ФПГ Российской Федерации включено 63 группы, то становится очевидным, что Ассоциация ФПГ возникла практически вместе с первыми подобными образованиями.
Ассоциация ФПГ России была учреждена в январе 1996 г. Она отражает предназначение такого рода организаций. Это прежде всего;
защита законных интересов и прав членов Ассоциации. Оказание им всесторонней помощи;
организация симпозиумов, семинаров, конференций, выставок в целях установления деловых контактов и обмена опытом;
осуществление сотрудничества с российскими и зарубежными ассоциациями и объединениями;
представление интересов ФПГ в органах власти и защита этих интересов;
участие в разработке законодательных инициатив по вопросам формирования и функционирования ФПГ
Конечно, ФПГ — это не мелкие и средние предприятия страны, а гиганты, осознающие свою немаловажную миссию в подъеме экономики России. Поэтому среди целей, которые провозглашены Ассоциацией:
выработка общих позиций ФПГ и других российских промышленных и финансовых объединений в развитии реформ в России;
объединение усилий для создания экономических и правовых возможностей в целях оздоровления российской экономики — экономического и финансового.
Кроме приведенных двух примеров образования негосударственными хозяйственными формами своих организаций некоммерческого типа, можно привести многочисленные примеры создания такого рода организаций кооперативами, индивидуальными предпринимателями, совместными предприятиями, биржами, представителями малого и среднего бизнеса, акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью. Более того, у перечисленных хозяйственных единиц оснований для объединения и создания своих организаций еще больше, чем у таких гигантов, каковыми являются ФПГ и крупнейшие коммерческие банки.
Таким образом, рыночное хозяйство современных государств, включая и страны с переходной к рынку экономикой, представлено не двумя, как это часто полагают, звеньями — государством и частными предприятиями (во всем многообразии их видов), а тремя, то есть дополнительно к двум названным — еще многочисленным слоем организаций (ассоциаций, объединений, союзов, симпозиумов и т.д.).
Не будучи коммерческими, все они по своей сути выражают экономические отношения (внутри частных предприятий, между ними, а также между частными предприятиями и государством).
Роль этих отношений в экономическом развитии страны нельзя преуменьшать.
Демократия как политический режим и частная собственность как основа экономической свободы предпринимателя имеют и другую сторону медали: очень многое (если не всё) в своей хозяйственной деятельности должны обеспечивать сами предприниматели, работающие на свой страх и риск. Опыт рыночного хозяйства показывает, что действовать в одиночку в решении возникающих многочисленных проблем сложно и малоэффективно. Специальные союзы становятся жизненно необходимыми. Именно им поручаются отношения предпринимателей с государством по многим вопросам: уровень налогов, таможенных пошлин, законодательство об охране окружающей среды, государственное страхование, правила хранения и перевозки грузов и т.д.
Как показывает мировая практика, бизнес далеко не всегда бывает доволен действиями по отношению к нему государственных органов: повышение налогов, завышенное обязательное резервирование части средств коммерческих банков в центральном банке, необходимость соблюдения правил честной конкурентной борьбы, запрещение в ряде стран слияний и поглощений предприятий в рамках одной отрасли и многое другое. Чтобы государство было в активе бизнеса (отдельных его групп, слоев и т.д.), необходимы усилия — групповые, ассоциированные. Вот для этого (правда, не только для этого) и создаются частными предприятиями специальные организации.
У крупных частных предприятий свои проблемы, и они образуют свои организации. У мелких и средних — свои. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются коллективные усилия — объединения собственников: в зависимости от профессии, отрасли хозяйства, величины предприятий. В странах с рыночной экономикой таких организаций — десятки, а иногда и сотни.
Итак, частная собственность в ее различных формах — первая причина формирования и функционирования третьего звена в системе современной рыночной экономики. Кроме нее существует еще вторая причина. Ее суть заключается в неспособности государства охватить своим вниманием и корректирующими действиями исключительные по многообразию и многочисленности экономические интересы граждан и предприятий, возникающие в условиях демократических прав и свобод и развивающихся рыночных отношений.
Поэтому требуется инициатива самих граждан и предприятий как агентов рыночной экономики, чтобы информировать государственные структуры о сбоях, неполадках в рыночном механизме, о своем неудовлетворении действиями правительства в части хозяйственной сферы. Это обстоятельство, так же как частная собственность, порождает многие десятки тысяч организаций бизнеса, которые выполняют среди прочих функций также функцию связи с государственными структурами. В России среди таких организаций: Российский союз частных собственников, Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов, Ассоциация совместных предприятий, Союз акционерных обществ, Союз предпринимателей и арендаторов, Союз малых предприятий, Союз молодых предпринимателей и многие другие.
Говоря о причинах возникновения этих медиаторских (посреднических) организаций, делающих объективно необходимым их функционирование как третьего звена (наряду с государством и частным бизнесом) в системе свободной рыночной экономики, следует отметить и те обстоятельства, которые создают условия для их беспрепятственного возникновения. Речь идет о том, что демократия как политический режим обеспечивает экономическую свободу в части создания организаций для выражения, отстаивания и удовлетворения экономических интересов (в рамках конституционных прав и обязанностей).
Эти организации и возникшие на их основе общественные отношения призваны в условиях рыночной экономики выполнять то, что государство в силу разных причин (это может быть просто отсутствие информации) по своей инициативе сделать не может, но что является чрезвычайно важным для граждан и предприятий хозяйственной сферы.
Основными характерными чертами данной сферы гражданского общества являются следующие.
1. Добровольный характер создания образующих ее структур.
2. Независимое от государства образование и функционирование. Следовательно, экономическая сфера гражданского общества может существовать только в условиях демократии (в ущербном виде — в условиях авторитаризма) и исключена в условиях тоталитарного политического режима.
3. Все организации этой сферы гражданского общества имеют некоммерческий характер. Если они ставят основной целью получение прибыли, то это автоматически переводит их из гражданского общества в производственно-
Структурно экономическая сфера гражданского общества представлена негосударственными, некоммерческими, принимающими различные формы организациями, основными целями которых являются следующие.
1. Содействие укреплению экономического положения предприятий, входящих в объединения (союзы, ассоциации и т.д.) бизнеса. Это может осуществляться в разных формах: помощь в освоении внутренних рынков, рынков сырья, создание и совместное решение перспективных проектов, реализация мер по улучшению работы всего комплекса предприятий, входящих в данное объединение.
2. Защита прав и интересов данных предприятий. Как это организуется? Существуют различные пути. Главные из них — участие представителей данных организаций в разработке проектов. Для этого необходимо, чтобы представители данных организаций участвовали в работе соответствующих комиссий законодательных органов. Нередко сами данные организации выступают с инициативой внесения поправок в те или иные правовые акты либо принятия новых документов в связи с изменяющимися условиями функционирования отечественного бизнеса.
3. Данные организации стремятся, насколько это им доступно, обеспечить контроль за проведением в жизнь антимонопольного законодательства.
4. В рамках данных организаций в целях финансового обеспечения проводимой ими работы, как правило, создаются специальные фонды (в том числе и благотворительные). Разумеется, это не делает их коммерческими предприятиями.
5. Нередко в рамках организаций экономической сферы гражданского общества создаются курсы, центры, школы и т.д. для повышения профессионального уровня бизнесменов.
В сложном механизме экономической, хозяйственной сферы современных демократических стран тесно взаимодействуют три крупных звена: частный бизнес, государство как регулирующая система и экономическая сфера гражданского общества, выполняющая в основном посреднические (между бизнесом и государством) функции. Если из анализа хозяйственного поля страны выпадает полностью или даже частично один из названных агентов, то на достоверные результаты такого анализа, а тем более экономического прогноза рассчитывать не приходится.
1. Бегунов Ю.К., Лукашев А.В., Пониделко А.В. 13 теорий демократии: - СПб.: Изд. дом «Бизнес пресса», 2002. – 240с.
2. Воробьев К.А. Политология: учеб. для вузов. – М.: Академический проспект, 2003, - 432с.
3. Давлетшина Н.В., Кларк Р.ДЖ., Рэй Д.У. Демократия: государство и общество: учеб. пособие для сред. обр. шк., лицеев и гимназий. –М: Инст. пед. систем, 1995. – 302с.
4. Даль Р. О демократии / Пер с англ. А.С. Богдановского; под ред. О.А. Алякринского. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 208с.
5. Полунина Г.В. Курс политологии: учеб. 2-е изд., пер. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 460с.
6. Политология. Учебник. / Под ред. М.А. Василик, И.П. Вишнякова – Вишневецкая, Ю.Г. Вилунас и др. – СПб.:ООО Изд-во «Пионер»; М.: ООО Изд-во «Астрель», 2002. – 400с.
9
Информация о работе Экономическая сфера гражданского общества как феномен рыночной экономики