Экономическая сфера гражданского общества как феномен рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Выделяют 3 группы теорий или концепций демократии
1. теории коллективистской демократии
2. теории либеральной демократии
3. теории плюралистической демократии

Оглавление

1. Основные концепции демократии 3
1.1. Коллективистская демократия 3
1.2. Либеральная демократия 5
1.3. Плюралистическая демократия 7
2. Экономическая сфера гражданского общества как
феномен рыночной экономики 9
2.1. Причины и условия образования экономической
сферы гражданского общества 12
2.2. Основные характеристики экономической сферы
гражданского общества, ее структура и цели функционирования 14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Российские коммерческие банки, как уже отмечалось, со­здали множество разного рода некоммерческих объединений. Основным среди них продолжает оставаться Ассоциация рос­сийских банков. Ее функции сводятся к отстаиванию интересов российского банковского сообщества в целом: координация их действий, изыскание форм помощи банкам, попавшим в труд­ные условия. В Ассоциации работают специалисты-аналитики в области банковского дела, с помощью которых разрабатывают­ся проекты нормативных документов, регламентирующих рабо­ту коммерческих банков и их отношения с Центральным бан­ком. В задачу Ассоциации входит разработка концепции совер­шенствования работы коммерческих банков и кредитного дела в стране в целом.

Второй пример создания на российском экономическом поле некоммерческих организаций, обслуживающих негосударствен­ные предприятия, связан с финансово-промышленными груп­пами (ФПГ). В условиях рыночной экономики даже такие мощ­ные гиганты, как ФПГ, нуждаются по многим причинам в со­здании объединительных (некоммерческих) центров.

Первая российская ФПГ была зарегистрирована в самом конце 1993 г. К концу 1995 г. образовалась Ассоциация ФПГ России. Если учесть, что по состоянию на 10 апреля 1997 г. в реестр ФПГ Российской Федерации включено 63 группы, то становит­ся очевидным, что Ассоциация ФПГ возникла практически вме­сте с первыми подобными образованиями.

Ассоциация ФПГ России была учреждена в январе 1996 г. Она отражает предназначение такого рода организаций. Это преж­де всего;

                 защита законных интересов и прав членов Ассоциации. Оказание им всесторонней помощи;

                 организация симпозиумов, семинаров,  конференций, выставок в целях установления деловых контактов и обме­на опытом;

                 осуществление сотрудничества с российскими и зарубеж­ными ассоциациями и объединениями;

                 представление интересов ФПГ в органах власти и защита этих интересов;

                 участие в разработке законодательных инициатив по воп­росам формирования и функционирования ФПГ

Конечно, ФПГ — это не мелкие и средние предприятия стра­ны, а гиганты, осознающие свою немаловажную миссию в подъе­ме экономики России. Поэтому среди целей, которые провозг­лашены Ассоциацией:

                 выработка общих позиций ФПГ и других российских про­мышленных и финансовых объединений в развитии ре­форм в России;

                 объединение усилий для создания экономических и пра­вовых возможностей в целях оздоровления российской эко­номики — экономического и финансового.

Кроме приведенных двух примеров образования негосудар­ственными хозяйственными формами своих организаций неком­мерческого типа, можно привести многочисленные примеры создания такого рода организаций кооперативами, индивидуальными предпринимателями, совместными предприятиями, биржами, представителями малого и среднего бизнеса, акцио­нерными обществами, товариществами с ограниченной ответ­ственностью. Более того, у перечисленных хозяйственных еди­ниц оснований для объединения и создания своих организаций еще больше, чем у таких гигантов, каковыми являются ФПГ и крупнейшие коммерческие банки.

Таким образом, рыночное хозяйство современных государств, включая и страны с переходной к рынку экономикой, пред­ставлено не двумя, как это часто полагают, звеньями — госу­дарством и частными предприятиями (во всем многообразии их видов), а тремя, то есть дополнительно к двум названным — еще многочисленным слоем организаций (ассоциаций, объеди­нений, союзов, симпозиумов и т.д.).

Не будучи коммерческими, все они по своей сути выражают экономические отношения (внутри частных предприятий, между ними, а также между частными предприятиями и государством).

Роль этих отношений в экономическом развитии страны нельзя преуменьшать.

 

2.1. Причины и условия образования экономической сферы гражданского общества

 

Демократия как политический режим и частная собственность как основа экономической свободы предпринимателя имеют и другую сторону медали: очень многое (если не всё) в своей хо­зяйственной деятельности должны обеспечивать сами предпри­ниматели, работающие на свой страх и риск. Опыт рыночного хозяйства показывает, что действовать в одиночку в решении возникающих многочисленных проблем сложно и малоэффек­тивно. Специальные союзы становятся жизненно необходимы­ми. Именно им поручаются отношения предпринимателей с го­сударством по многим вопросам: уровень налогов, таможенных пошлин, законодательство об охране окружающей среды, госу­дарственное страхование, правила хранения и перевозки грузов и т.д.

Как показывает мировая практика, бизнес далеко не всегда бывает доволен действиями по отношению к нему государствен­ных органов: повышение налогов, завышенное обязательное резервирование части средств коммерческих банков в централь­ном банке, необходимость соблюдения правил честной конку­рентной борьбы, запрещение в ряде стран слияний и поглоще­ний предприятий в рамках одной отрасли и многое другое. Что­бы государство было в активе бизнеса (отдельных его групп, слоев и т.д.), необходимы усилия — групповые, ассоциирован­ные. Вот для этого (правда, не только для этого) и создаются частными предприятиями специальные организации.

У крупных частных предприятий свои проблемы, и они об­разуют свои организации. У мелких и средних — свои. Как показывает опыт, наиболее эффектив­ными являются коллективные усилия — объединения собствен­ников: в зависимости от профессии, отрасли хозяйства, вели­чины предприятий. В странах с рыночной экономикой таких организаций — десятки, а иногда и сотни.

Итак, частная собственность в ее различных формах — пер­вая причина формирования и функционирования третьего зве­на в системе современной рыночной экономики. Кроме нее су­ществует еще вторая причина. Ее суть заключается в неспособ­ности государства охватить своим вниманием и корректирую­щими действиями исключительные по многообразию и много­численности экономические интересы граждан и предприятий, возникающие в условиях демократических прав и свобод и раз­вивающихся рыночных отношений.

Поэтому требуется инициатива самих граждан и предприя­тий как агентов рыночной экономики, чтобы информировать государственные структуры о сбоях, неполадках в рыночном механизме, о своем неудовлетворении действиями правитель­ства в части хозяйственной сферы. Это обстоятельство, так же как частная собственность, порождает многие десятки тысяч организаций бизнеса, которые выполняют среди прочих функ­ций также функцию связи с государственными структурами. В России среди таких организаций: Российский союз частных собственников, Российский союз промышленников и предпри­нимателей, Конгресс российских деловых кругов, Ассоциация совместных предприятий, Союз акционерных обществ, Союз предпринимателей и арендаторов, Союз малых предприятий, Союз молодых предпринимателей и многие другие.

Говоря о причинах возникновения этих медиаторских (по­среднических) организаций, делающих объективно необхо­димым их функционирование как третьего звена (наряду с государством и частным бизнесом) в системе свободной ры­ночной экономики, следует отметить и те обстоятельства, которые создают условия для их беспрепятственного возник­новения. Речь идет о том, что демократия как политический режим обеспечивает экономическую свободу в части созда­ния организаций для выражения, отстаивания и удовлетворе­ния экономических интересов (в рамках конституционных прав и обязанностей).

Эти организации и возникшие на их основе общественные отношения призваны в условиях рыночной экономики выпол­нять то, что государство в силу разных причин (это может быть просто отсутствие информации) по своей инициативе сделать не может, но что является чрезвычайно важным для граждан и предприятий хозяйственной сферы.

 

2.2. Основные характеристики экономической сферы гражданского общества, ее структура и цели функционирования

 

Основными характерными чертами данной сферы граждан­ского общества являются следующие.

1. Добровольный характер создания образующих ее структур.

2. Независимое от государства образование и функциониро­вание. Следовательно, экономическая сфера гражданского об­щества может существовать только в условиях демократии (в ущербном виде — в условиях авторитаризма) и исключена в условиях тоталитарного политического режима.

3. Все организации этой сферы гражданского общества имеют некоммерческий характер. Если они ставят основной целью по­лучение прибыли, то это автоматически переводит их из граж­данского общества в производственно-воспроизводственную хозяйственную структуру страны.

Структурно экономическая сфера граждан­ского общества представлена негосударственными, некоммер­ческими, принимающими различные формы организациями, ос­новными целями которых являются следующие.

1. Содействие укреплению экономического положения пред­приятий, входящих в объединения (союзы, ассоциации и т.д.) бизнеса. Это может осуществляться в разных формах: помощь в освоении внутренних рынков, рынков сырья, создание и совместное решение перспективных проектов, реализация мер по улучшению работы всего комплекса предприятий, входящих в данное объединение.

2. Защита прав и интересов данных предприятий. Как это орга­низуется? Существуют различные пути. Главные из них — учас­тие представителей данных организаций в разработке проектов. Для этого необходимо, чтобы представители данных организа­ций участвовали в работе соответствующих комиссий законода­тельных органов. Нередко сами данные организации выступают с инициативой внесения поправок в те или иные правовые акты либо принятия новых документов в связи с изменяющимися условиями функционирования отечественного бизнеса.

3. Данные организации стремятся, насколько это им доступ­но, обеспечить контроль за проведением в жизнь антимонополь­ного законодательства.

4. В рамках данных организаций в целях финансового обеспе­чения проводимой ими работы, как правило, создаются специальные фонды (в том числе и благотворительные). Разумеется, это не делает их коммерческими предприятиями.

5. Нередко в рамках организаций экономической сферы граж­данского общества создаются курсы, центры, школы и т.д. для повышения профессионального уровня бизнесменов.

В сложном механизме экономической, хозяй­ственной сферы современных демократических стран тесно вза­имодействуют три крупных звена: частный бизнес, государство как регулирующая система и экономическая сфера гражданско­го общества, выполняющая в основном посреднические (между бизнесом и государством) функции. Если из анализа хозяйствен­ного поля страны выпадает полностью или даже частично один из названных агентов, то на достоверные результаты такого ана­лиза, а тем более экономического прогноза рассчитывать не приходится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.           Бегунов Ю.К., Лукашев А.В., Пониделко А.В. 13 теорий демократии: - СПб.: Изд. дом «Бизнес пресса», 2002. – 240с.

2.           Воробьев К.А. Политология: учеб. для вузов. – М.: Академический проспект, 2003, - 432с.

3.           Давлетшина Н.В., Кларк Р.ДЖ., Рэй Д.У. Демократия: государство и общество: учеб. пособие для сред. обр. шк., лицеев и гимназий. –М: Инст. пед. систем, 1995. – 302с.

4.           Даль Р. О демократии / Пер с англ. А.С. Богдановского; под ред. О.А. Алякринского. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 208с.

5.           Полунина Г.В. Курс политологии: учеб. 2-е изд., пер. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 460с.

6.           Политология. Учебник. / Под ред. М.А. Василик, И.П. Вишнякова – Вишневецкая, Ю.Г. Вилунас и др. – СПб.:ООО  Изд-во «Пионер»; М.: ООО Изд-во «Астрель», 2002. – 400с.

 

9

 



Информация о работе Экономическая сфера гражданского общества как феномен рыночной экономики