Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:35, контрольная работа
Выделяют 3 группы теорий или концепций демократии
1. теории коллективистской демократии
2. теории либеральной демократии
3. теории плюралистической демократии
1. Основные концепции демократии 3
1.1. Коллективистская демократия 3
1.2. Либеральная демократия 5
1.3. Плюралистическая демократия 7
2. Экономическая сфера гражданского общества как
феномен рыночной экономики 9
2.1. Причины и условия образования экономической
сферы гражданского общества 12
2.2. Основные характеристики экономической сферы
гражданского общества, ее структура и цели функционирования 14
Список использованной литературы
НОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» (БИЭФ)
Кафедра Финансы и Кредит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Политология
Вопросы: №77 Основные концепции демократии
№81. Экономическая сфера гражданского общества как феномен рыночной экономики
Студентки: Терешко Е.В.
Курс: 3
Группа: 3601
Шифр: 56-2321
Дата сдачи:
Дата проверки:
Проверил преподаватель:
Салихов А.В.
Калининград, 2008
1. Основные концепции демократии 3
1.1. Коллективистская демократия 3
1.2. Либеральная демократия 5
1.3. Плюралистическая демократия 7
2. Экономическая сфера гражданского общества как
феномен рыночной экономики 9
2.1. Причины и условия образования экономической
сферы гражданского общества 12
2.2. Основные характеристики экономической сферы
гражданского общества, ее структура и цели функционирования 14
Список использованной литературы 17
Выделяют 3 группы теорий или концепций демократии
1. теории коллективистской демократии
2. теории либеральной демократии
3. теории плюралистической демократии
Наиболее видные теоретики – Платон, Руссо, Маркс, Шмидт.
Данная концепция демократии снимает ряд недостатков либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в политической жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация «общей воли» закладывает теоретическую основу для практики подавления личности, вторжения государства в личную жизнь гражданина, лишения его права на высказывание собственного мнения, отличного от мнения всех.
Эти идеи нашли отражение в марксистской теории государства и демократии и в практике функционирования политической системы социализма и социалистической демократии.
С одной стороны, в условиях социалистической коллективистской демократии гражданин активно включается в политический процесс, участвует в массовых политических акциях (демонстрациях, собраниях, выборах), может контролировать деятельность депутатов всех уровней, давать им наказы, участвовать в деятельности органов самоуправления по месту жительства и работы. Это повышает гражданскую активность члена общества, чувство ответственности за его развитие, патриотизм и коллективизм. Однако коллективистская демократия предполагает жесткий контроль за поведением каждого гражданина, принудительное включение его в политику, политико-идеологическое и морально-этическое подчинение человека воле большинства, недопущение плюрализма мнений и политической оппозиции «руководящей и направляющей силе общества» — коммунистической (социалистической) партии. В результате гражданин терял индивидуальность и не мог реализовать записанные в конституции политические права и свободы.
С другой стороны, это вело к всевластию самой компартии, ее аппарата, подмене ею государственных органов, усилению авторитарных, деспотических методов правления со стороны партийной элиты. Таким образом, коллективистская демократия, формально открывая возможности прямого, активного участия каждого гражданина в политической жизни, делая это его обязанностью, на деле ограничивала индивидуальные права и свободы, приводя к жесткому контролю его духовной и личной жизни, способствуя появлению антидемократических, тоталитарных режимов.
Общие черты коллективистской демократии:
1. признаки народа единым целым с единой волей и интересами
2. отрицание существующих противоречий внутри народа и исходя из этого признание позиции как патологии
3. понимание свободы как активного участия в управлении государством (человек под капельницей - голосует)
4. абсолютный характер власти и отождествление вождей с народом
5. устранение проблем прав чел т.к. государство – выразитель воли каждого человека
6. преимущественно прямое участие в управлении или всеобщая политическая мобилизация
7. декларирование социальной демократии т.е. обеспечение равных социальных условий для управления государством
Основные представители – Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Основные идеи, высказанные этими мыслителями, могут быть сведены к следующим положениям.
1. На догосударственном этапе человечество находилось в естественном состоянии, человек жил по естественным законам, обладал широким набором свобод и использовал их по своему усмотрению. Таким образом, исходное состояние человеческой природы, ее сущность — это индивидуальная свобода. Однако ее использование не должно приводить к нарушению прав других людей, иначе это может вызвать, по Гоббсу, «войну всех против всех», вражду людей, нарушить жизнедеятельность общественного организма. Даже если отношения между людьми в естественном состоянии предполагают, по Дж. Локку, «взаимную доброжелательность», на определенном этапе общественного развития они требуют закрепления, улаживания в виде договора, который получил название «общественного».
2. Общественный договор предполагает негласную форму соглашения между людьми о передаче функций регулирования отношений между ними государству, являющемуся гарантом предупреждения анархии и вражды между членами общества, обеспечения индивидуальных прав и свобод граждан.
3. Власть должна разделяться на парламентскую, судебную и военную (по Дж. Локку) или на законодательную, исполнительную и судебную (по Ш. Монтескье). По мнению создателей концепции политического плюрализма, только разделение властей предупреждает злоупотребления со стороны правителей, сдерживает их амбиции, предупреждает любые формы деспотизма, тем самым обеспечивая гарантии свободы граждан.
Таким образом, либеральная идея общественного договора как основы создания государства и концепция разделения властей в качестве условия ограничения власти суверена (правителя) определили принципы и условия взаимоотношения гражданина и государства, допустимые границы вмешательства государства в область личных прав и свобод граждан:
равенство всех граждан в использовании их естественных прав;
автономность личности по отношению к государству и обществу, человек — единственный источник власти, предоставивший государству права на осуществление управления всем обществом и требующий от него гарантии личных прав и свобод;
личность имеет право отстаивать свою позицию по отношению к другим членам общества, на законном основании опротестовывать решения органов государственной власти;
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, четкое определение их функций и полномочий, а также ограничение сферы деятельности самого государства, не позволяющее ему вмешиваться в личную жизнь граждан и экономическую сферу жизнедеятельности общества;
парламентская форма представительной демократии, предусматривающая передачу гражданами в результате выборов функции управления государством тем лицам, которые смогут защитить законные права и свободы своих избирателей.
Основные черты:
1 отождествление народа как субъекта власти только собственниками. Недостаток – социально-классовая ограниченность реальных моделей, построенных на этой теории.
2 признаки приоритета прав индивида над правами государства. Недостатки – игнорирование коллективной природы человека, стимулирование эгоцентризма.
3 понимание свободы как право быть огражденным от государства и других людей. Недостатки – декларативность демократии в реальности углубление социальных противоречий и классовых различий
4 парламентаризм преобладание представительских форм участия в управлении. Недостатки – слабая легитимация власти, отрыв политической элиты от народа.
5 ограничение компетенции государства функций охраны общественного порядка.(протекционизм)
6 разделение властей, создание систем сдерживания противовесов между различными ветвями власти.
7 ограничение власти большинства над меньшинством.
Основные представители: Г. Ласки, Д. Труман, Р. Даль.
Рассматривает демократию как результат компромисса между различными силами в обществе.
Основные же положения плюралистической теории демократии могут быть сведены к следующему:
1) Главным субъектом политики является не весь народ в целом, а различные социальные группы, так как именно в их рамках формируется политическое сознание и именно через них происходит участие индивида в политике;
2) Сущность политики - борьба различных групп за власть; при этом ни одна из них не может завладеть ею полностью, что делает необходимыми компромиссы;
3) Демократия - не власть народного большинства, а результат баланса сил или соглашения групп по формированию власти и выработке политики;
4) Минусы плюралистической теории демократии состоят в том, что она не принимает во внимание того факта, что в современных странах Запада к заинтересованным группам (которые она считает субъектом политики) относится не более 1/3 населения, а степень влияния различных групп на власть и жизнь общества неодинакова: среди них есть более сильные и более слабые.
Основные черты:
1 рассмотрение народа как совокупность социальных групп, а значит основной субъект власти – социальная группа.
2 общая воля рассматривает как результат компромисса интереса различных групп
3 государство рассматривается как орган отвечающий за нормальное функционирование всей обществ системы
4 наличие ценностного консенсуса в обществе, т.е. признание всеми группами законов общества (не заставить принять, а принять закон)
Изложение данного вопроса целесообразно начать с двух примеров. Первый из них относится к стартовому периоду образования системы коммерческих банков в России. Второй связан с возникновением в стране финансово-промышленных групп.
Известно, что российские коммерческие банки существуют всего несколько лет. Их общее количество возрастало весьма высокими темпами, превысив 2000 в 1996 г. При этом показательно, что уже тогда, когда этих банков было совсем немного, они образовали разного рода некоммерческие организации (ассоциации, союзы и др.). Возникли региональные объединения московских, санкт-петербургских, пермских, новороссийских., дальневосточных банков. Была создана Ассоциация российских банков, в которую вошли перечисленные региональные банковские союзы. В последние годы число российских коммерческих банков заметно сократилось, при этом, однако, количество их разного рода объединений продолжает возрастать. Возникает вопрос: зачем нужны эти некоммерческие объединения (ассоциации, центры, советы, клубы и т.д.) в банковской среде? Могут ли коммерческие банки функционировать и без них? В принципе могут. Но в реальной действительности во всех странах мира банки «обрастают» густой сетью таких организаций: от регионального масштаба в рамках одной страны — до международного уровня (Парижский банковский клуб, Лондонский и др.).
Причины образования широкой сети таких организаций очевидны, они практически лежат на поверхности. Рынок с его жесткими законами и государство как регулятор рыночных отношений далеко небезразличны для коммерческих банков. От них в существенной мере зависит успех банковской деятельности, а также неудачи. Например, там, где есть рынок, — есть конкурентная борьба. Конкурент может быть общим, противостоящим всему банковскому сообществу страны. Для России в первой половине 90-х годов таковой оказалась угроза со стороны иностранных банков — мощных, многоопытных, универсальных. Чтобы предотвратить широкий масштаб активности в стране столь сильного конкурента, от имени и по поручению российских коммерческих бликов действовала их крупнейшая некоммерческая организация — Ассоциация коммерческих банков. Ее переговоры с властными структурами дали успешный результат: специальным указом президента деятельность иностранных коммерческих банков на территории России была ограничена до 1996 г. Таким путем был, по существу, нейтрализован очень крупный конкурент российских банков на территории страны на период их становления.
Информация о работе Экономическая сфера гражданского общества как феномен рыночной экономики