Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 23:12, реферат
Целью работы является изучение избирательного процесса в РФ.
К задачам изучения относится:
- понятие избирательного процесса,
- основные субъекты избирательного процесса,
- подготовительная стадия,
- голосование на выборах,
- подведение итогов выборов.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах) относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов).
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения или блока, наблюдателем18. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной миссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.
Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней. Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования19.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному окрyгy. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей также, если они признаны недействительными не менее чем одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.
Окончательные результаты выборов подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в кратчайшие сроки для ознакомления с итогом всего процесса всех граждан Российской Федерации и мировой общественности.
Таким образом, можно сделать вывод, что избирательный процесс является совокупностью юридически значимых стадий, следующих непрерывно одна за другой. Каждая стадия избирательного процесса имеет сугубо индивидуальное юридическое значение, но в тоже время данный процесс невозможен в отсутствии какой-либо его стадии.
Также, подводя итог, имеет смысл повторить отличительные особенности и значение отдельных стадий избирательного процесса, проведя, таким образом, их сравнительный анализ.
Назначение выборов - обязательная отправная стадия избирательного процесса, дающая начало всей деятельности, которая связана с организацией и проведением выборов. При рассмотрении данной стадии необходимо учитывать, что перед официальным опубликованием решения о проведении выборов проводиться сложная и трудоемкая подготовка данного решения и его принятие уполномоченными органами (должностными лицами), что в редких случаях бывает сопряжено с разрешением избирательных споров о сроках и порядке назначения и проведения выборов20.
Формирование организационно-технологической основы выборов есть одна из наиболее трудоемких стадий избирательного процесса. По факту именно на этой стадии реализуются основные подготовительные действия, при отсутствии которых ставиться под сомнение сама возможность практической реализации права граждан избирать и быть избранными. Выдвижение и регистрация кандидатов фактически наиболее значимая стадия избирательного процесса, именно с нее начинается реализация пассивного избирательного права российских граждан. По степени важности с ней может сравниться лишь объявление результатов выборов.
Условия для выдвижения кандидатов предельно конкретизированы. Такие условия связаны с федеральным и региональным законодательством, и строго при удовлетворении таким условиям возможно выдвижение кандидатуры на выборах.
Голосование представляет собой самую ответственную стадию избирательного процесса. Она представляет собой логическое завершение всей избирательной компании. Действующим законодательством подробно оговариваются условия и виды голосования, и, конечно, требования, которые предъявляются к деятельности избирательных комиссий, связанных с обеспечением волеизъявления избирателей.
Таким образом, подведение итогов голосования можно назвать самым ответственным и одним из самых важных этапов избирательного процесса. Также следует отметить, что довольна большая часть судебных тяжб, связанных с избирательным процессом, посвящена выявлению итогов голосования и их оспариванию.
В заключение данной темы следует отметить, что назначение выборов - одна из основных стадий избирательного процесса. По существу это отправной момент избирательной кампании, которая, как было ранее отмечено, начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Поэтому принципиально важно, чтобы выборы были назначены в установленные законом сроки. Это позволит и кандидатам, и политическим партиям и иным участникам избирательного процесса развернуть полноценную предвыборную кампанию, что в свою очередь повысит интерес к выборам избирателей и позволит рассчитывать на их явку в день голосования на избирательные участки.
В последнее время все большую актуальность приобретает проблема признания выборов недействительными. Современным избирательным законодательством предусмотрено значительное количество оснований для признания выборов недействительными, серьезно изменился порядок отмены решений о результатах выборов. С каждым годом растет число обращений с соответствующими жалобами в суды. Для многих кандидатов, проигравших выборы, такого рода обращения превращаются в своеобразный способ продолжения избирательной кампании. Сейчас уже имеется достаточно обширная практика решения этих вопросов избирательными комиссиями и судами. С учетом ее можно сделать выводы об оправданности существующего порядка признания недействительными итогов голосования и результатов выборов.
Нынешняя практика признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, а равно отмены решений избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов убедительно доказывает: чтобы обеспечить соблюдение избирательных прав граждан при подведении итогов голосования, определении результатов выборов, требуются весьма существенные изменения в законодательстве. Назовем важнейшие из этих мер.
В законодательстве и прежде всего в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должны быть установлены четкие критерии признания недействительными итогов голосования. В настоящее время это самый уязвимый момент во всей конструкции пересмотра итогов голосования, результатов выборов. Без объективных (количественных и качественных) критериев признания недействительными итогов голосования возможно аннулирование результатов волеизъявления по избирательному участку на основе единичных незначительных нарушений избирательного законодательства, которые никоим образом не повлияли и не могли повлиять на результаты выборов.
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2012.- 672.С.
2 Бузин А.Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними. - М.: Центр «Панорама», 2012. - 271 с. С 65-71.
3 Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. 104 с.
4 Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2011. С. 240.
5 Головин А. Г. Избирательное право России. М., 2010. С. 336.
6 Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. - Ростов-н/Д.: Норма, 2010.- 894.С.
7 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов/Отв. рек. д. ю. н. А.В. Иванченко. - М.: Юристь, 2011.- 228.С
8 Конституционное право: Учебник, отв.ред. Козлов А.Е..М., 2012.
9 Князев С.Д. Российское избирательное право: Учебник. -Владивосток : Юристь, 2010.- 238.С
10 Князев С.Д., Цырфа В.М. Избирательный процесс в Российской Федерации. Хабаровск, 2010.
11 Кочетков А.П. Политические партии и партийные системы. М.; 2013. С 56
12 Масловская М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации. Автореф. диссертация канд. наук. Волгоград, 2012.
13 Основы избирательного право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Монография Петров А.А., Иркутск 2010, С 53.
14 Прудников А., Гасанов К. Избирательное право. М., 2011. С. 416.
15 Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии: Учеб.пособие. -М.: Юристь, 2012.- 252.С.
16 Сидякин А. Г., Степанюк Д. Ю., Волкодав Ю. П. Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. Часть 2. М., 2012. С. 280.
17 Тавадов Г.Т. Политология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2012, с.368. С 296.
18 Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2010. С. 384.
19 Основы избирательного право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Монография Петров А.А., Иркутск 2010, С 53.
20 Юридическая процессуальная форма: теория и практика. - М.: Юриспруденция, 2011.- 214.С.