Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 23:12, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение избирательного процесса в РФ.
К задачам изучения относится:
- понятие избирательного процесса,
- основные субъекты избирательного процесса,
- подготовительная стадия,
- голосование на выборах,
- подведение итогов выборов.

Файлы: 1 файл

39714 - б, Избирательный процесс в РФ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

 


 


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Избирательный процесс как политико-правовая категория используется временными рамками (от начала и до окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой. Термин "избирательный процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания" как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов до дня представления, избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на проведение выборов.

Избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения, избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.

Таким образом, можно отметить, что ученые только приступают к научному осмыслению категории избирательного процесса, что и определяет недостаточную степень разработанности данной темы.

Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в рамках осуществления избирательного процесса.

Предметом данной работы являются нормы избирательного права, содержащиеся в международно-правовых актах, Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Целью работы является изучение избирательного процесса в РФ.

К задачам изучения относится:

- понятие  избирательного процесса,

- основные  субъекты избирательного процесса,

- подготовительная  стадия,

- голосование  на выборах,

- подведение  итогов выборов.

 

 

Глава 1 Теоретические особенности избирательного процесса

1.1 Понятие избирательного  процесса

 

Избирательный процесс Российской Федерации получил такое отражение в законодательстве и такое признание в сфере практической реализации электоральных прав российских граждан, которое со всей очевидностью обусловливает его несомненную значимость в регуляции правового режима избирательных кампаний различного вида и уровня.

Термин "избирательный процесс" не является синонимом для обозначения становления или формирования новой самостоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства. Однако, без образующих избирательный процесс действий и процедур полнота юридической картины организации и проведения выборов была бы просто немыслимой. «Под избирательным процессом следует понимать совокупность государственно- правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выбором органов государственной власти и местного самоуправления; подведение итогов выборов и их легитимацию».

Таким образом, избирательный процесс связывается с порядком организации и проведения выборов. Избирательный процесс как политико-правовая категория используется в широком и узком значении, и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой.

В широком смысле термин "избирательный процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания" как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на проведение выборов1. В узком смысле избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных процедур и избирательных действий. Следовательно, понятие "избирательный процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к нему, поскольку охватывает ряд элементов стадий, избирательных действий и процедур за временными рамками последней. (например, государственная регистрация партий, учет избирателей).

 

1.2 Основные субъекты  избирательного процесса

 

Именно в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются субъекты избирательного процесса, находят специфическое содержательное наполнение как избирательный процесс в целом, так и отдельные составляющие его стадии.

1 Избиратели. Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»). Активным избирательным правом согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.

Следует отметить, что избирателями в Российской Федерации признаются не только российские граждане, но и в определенных законодательством случаях иностранные граждане.

Правовой статус избирателя - это закрепленное нормами избирательного права положение избирателя как участника избирательного процесса, который складывается из следующих элементов:

- принципы участия избирателя в выборах;

- права и обязанности избирателя;

- гарантии реализации избирателем предоставленных ему избирательным законодательством прав.

2 Избирательные объединения, избирательные блоки.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» содержит определение избирательного объединения: это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Избирательный блок - создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз двух или трех политических партий. Избирательный блок может быть образован избирательными объединениями. Войдя в состав избирательного блока, избирательное объединение теряет право участвовать в данных выборах самостоятельно2. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одну из входящих в него политических партий выступать от имени избирательного блока в период избирательной кампании. После регистрации избирательного блока Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в его состав не могут быть включены какие-либо другие политические партии.

3 Кандидаты в избирательном  процессе. Кандидатом признается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»)3.

Зарегистрированным кандидатом признается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность, замещаемую посредством прямых выборов.

В соответствии с ст. 39, Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Зарегистрированные кандидаты имеют право на ведение предвыборной агитации в различных ее формах Зарегистрированные кандидаты вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации

4 Избирательные комиссии. Избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, установленные законодательством, организующие подготовку и проведение выборов, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан)4.

Деятельность избирательных комиссий строится на принципах независимости, коллегиальности и гласности.

5 Средства массовой информации. Большая роль в избирательном процессе в целях обеспечения его гласности отводится представителям средств массовой информации. Под средством массовой информации в соответствии с законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Субъектами избирательного процесса являются не все средства массовой информации, а только электронные (организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание) и печатные средства массовой информации (периодические печатные издания, редакции периодических печатных изданий)5.

6 Представители субъектов  в избирательном процессе.

Права и обязанности, предоставленные законом субъектам избирательного права - участникам избирательного процесса, могут осуществляться ими через своих представителей. Представительство в избирательном процессе можно определить как совершение представителем от имени и в интересах представляемого им субъекта избирательного процесса действий, влекущих юридические последствия для представляемого.

Своих представителей могут иметь все участники процесса, кроме избирателей, избирательных комиссий и их членов.

К представителям субъектов избирательного права относятся:

- уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей;

- доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

- члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенные кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками;

- наблюдатели от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей.

7 Иностранные (международные) наблюдатели.

Осуществлять контроль на выборах могут и иностранные (международные) наблюдатели. Иностранными (международными) наблюдателями являются лица, представляющие иностранные или международные организации и приобретающие право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в соответствии с установленным законом порядком6.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

8 Иные субъекты избирательного  процесса.

К иным субъектам избирательного процесса также относятся: органы законодательной власти; суды общей юрисдикции. Перечисленные субъекты избирательного процесса относятся к числу административных. Их главным предназначением в избирательном процессе является обеспечение организационных, финансовых, материальных, информационных и иных условий для реализации политическими субъектами своих прав, осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и их защита. Данные субъекты выполняют в рамках избирательного процесса организационно-управленческие функции7.

Итак, избирательный процесс должен рассматриваться с учетом того обстоятельства, что субъекты избирательного процесса, действуя в направлении цели выборов, должны достигнуть своей основной цели. Для одних - это подготовка и проведение выборов, что достигается построением организационной инфраструктуры реализации гражданами избирательных прав и закреплением результатов волеизъявления избирателей, полученных при голосовании. Для других цель - это реализация своих избирательных прав.

 

 

Глава 2 Характеристика стадий избирательного процесса

2.1 Подготовительная  стадия

 

Назначение выборов в Российской Федерации. Назначение выборов - самостоятельная стадия избирательного процесса. Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти, а также высшего должностного лица субъекта РФ (п. 3 ст. 5). Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются органами и должностными лицами, указанными в соответствующих законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. Выборы депутатов представительных органов назначает, как правило, глава муниципального образования, и наоборот.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, в орган государственной власти субъекта РФ - не ранее чем, за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, в орган местного самоуправления - не ранее чем, за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на 1/3. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией РФ в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта РФ - его избирательной комиссией не позднее, чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования.

Информация о работе Избирательный процесс