Избирательные системы и их специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении избирательных систем современности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть проблему организации избирательной системы;
2) определить основные типы избирательных систем;
3) изучить особенности российской избирательной системы.

Оглавление

Введение 3
1. Проблема организации избирательной системы 4
2. Основные типы избирательных систем 9
3. Особенности российской избирательной системы 15
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

политология для сайта.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Мажоритарная система квалифицированного большинства предусматривает, что  избранным считается кандидат (или  список кандидатов), который получил  определенное, квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законодательством и, как правило, превышает большинство абсолютное. Эта система применяется изредка в практике выборов. Основная причина этого заключается в ее нерезультативности. До 1993 г. она действовала в Италии при выборах Сената, также применяется в Чили.

Вторым видом избирательных  систем является пропорциональная система. Впервые она внедрена в 1889 г. в  Бельгии, а теперь 57 стран используют эту систему, в том числе Израиль, ФРГ, Испания, Италия, Португалия. При пропорциональной системе «депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов избирателей, собранных каждой из них в пределах избирательного округа»7. При применении этой системы округи всегда многомандатные.

Есть два пути создания избирательных  округов при применении пропорциональной системы подсчета голосов. Наиболее распространенный способ, когда пределы  избирательных округов совпадают  с пределами административно-территориальных единиц. Реже применяют способ, когда территория всего государства составляет единственный избирательный округ.

По влиянию избирателей на расположение кандидатов в списке для голосования  различают следующие виды пропорциональной системы: 1) с жесткими списками; 2) с преференциями; 3) с полужесткими списками.

При применении жестких списков  избиратель голосует за список партии, что он избирает, в целом. В избирательном  бюллетене указываются только названия, эмблемы партий, иногда определенное количество первых кандидатов в партийных списках. Система жестких списков практикуется в Испании, Португалии, Израиле, России.

При применении системы преференций (в переводе значит «преимущество») избиратель не просто голосует за списки партии, которую избирает, но и делает пометку напротив номера того кандидата в кандидатском списке от партии, которому он отдает свой голос. Таким образом, избирается тот, кто получил наибольшее число преференций, в случае равенства количества преференций у нескольких кандидатов от партии преимущество отдают тому, кто занимает высшее место в партийном списке. Система преференций практикуется в Финляндии, Бельгии, Нидерландах.

Система полужестких списков предусматривает  возможность для избирателя голосовать: 1) за список в целом; 2) определять преференции, вписав фамилии одного или нескольких кандидатов. В первом случае голоса избирателей подсчитываются по системе жестких списков, во втором ― по системе преференций. Эта система практикуется в Швейцарии, Австрии, Италии.

Пропорциональная система с жесткими списками имеет свои преимущества: при голосовании избирается, прежде всего, политическая платформа и программа будущей деятельности партии; данная система проще всего по форме осуществления и самая дешевая. Недостатком ее является то, что партийный список могут попасть неизвестные, некомпетентные, непопулярные политики. В отличие от этого, система преференций дает возможность расширить сферу волеизъявление самих избирателей, потому что голосуют и за списки, и за персоналии. Внедрение системы с полужесткими списками вызвано необходимостью преодолеть изъяны системы жестких списков и преференций.

С целью предотвращения быстрого роста количества мелких, непредставительских партий при пропорциональных системах выборов внедряют избирательный порог, который заключается в том, что для участия в распределении мест после голосования допускаются только те партийные списки, которые набрали определенный, установленный в законодательстве процент голосов. Эти пороги бывают разные, например в Нидерландах - 0,67%, Израиле - 1%, Швеции, Германии - 5%, Лихтенштейне - 8%, Турции - 10%.

Существует достаточно широкий  спектр смешанных систем, которые являются сочетанием мажоритарной и пропорциональной систем. По крайней мере 20 стран мира применяют их. Смешанные системы применяются, как правило, в тех странах, где «идет поиск и становление избирательных систем или необходимо достичь компромисс между принципом представительства в парламенте разных политических сил и стабильностью сформированного ими правительства»8. Иногда смешанные системы внедряются в модифицированном виде с преимуществом той или другой избирательной системы.

Избирательными системами, которые предоставляют преимущество мажоритарному методу голосования при применении и пропорционального голосования выступают следующие смешанные системы:

1) система с единственным голосом,  который не допускает передачи. Содержание ее заключается в том, что во многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от партии. Это практикуется в Японии, Китае;

2) ограниченное голосование, которое  предусматривает, что избиратели  могут избрать нескольких кандидатов из одного бюллетеня, но их должен быть меньше, чем количество мест для заполнения;

3) кумулятивное голосование предусматривает,  что избиратель имеет столько  голосов, сколько мандатов в  округе, и может их распределить  между всеми кандидатами, а  может и отдать все свои голоса за только одного из кандидатов.

Существует и смешанная система, которая использует преимущественно  модифицированную пропорциональную систему  представительства.

Система с единственным голосом, который  передается, предусматривает, что избиратели голосуют за одного кандидата независимо от числа мандатов в избирательном округе, но при этом выражают преимущество и относительно других кандидатов.

Самым простым вариантом смешанной  избирательной системы является параллельное комбинирование: определенная часть представительского органа избирается за мажоритарным, другая - по пропорциональному принципу. Примером является парламент Германии, где нижняя палата - Бундестаг - наполовину избирается по мажоритарной системе, а наполовину - по пропорциональной. Такие же факторы положены в основу избрания парламентов Литвы, Грузии, Словении, Болгарии.

 

 

 

 

3. Особенности  российской избирательной системы

 

Избирательная система современной  России претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится «в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач»9. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

Нынешняя российская избирательная  система сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные  системы, т.е. четыре способы организации  прямых выборов: мажоритарная система  абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая применятся для выборов в Государственную Думу. Такая ситуация существует во многих зарубежных странах, когда по-разному избираются разные органы, в том числе, во Франции, в Бразилии и некоторых других странах.

Однако, не смотря на существование  ряда проблем, законодательство (федеральное  и региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной системы при формировании конкретных органов политической власти.

Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они  по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину. Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей10.

Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и  исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя  от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу. Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Более того, в законе о выборах депутатов Государственной Думы есть статья, в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие  субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации  или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. А в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей).

Главы регионов назначаются путем  представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих  субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его11.

Существенным изменением в избирательном  законодательстве РФ является исключение из избирательных бюллетеней графы  «против всех», что по идее законодателя должно привести российских избирателей  к более активной политической позиции, к повышению их ответственности за судьбу страны. Однако исключение данной графы во многом ограничивает избирательные возможности граждан. Голосование против всех кандидатов было легальной и достаточно эффективной возможностью для граждан показать политической элите, что при наличии политической активности (граждане участвуют в выборах), они не обнаруживают в политической системе сил, способных представлять их интересы. С исключением графы «против всех» такие сигналы политическая элита перестанет получать, или будет получать их в более радикальной форме.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные  силы. Среди них много таких  политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему  «под себя», гарантируя себе победу. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России. В этом смысле рассмотрение мирового опыта, различных схем избирательного процесса в тех или иных условиях, существующих типов избирательных систем, позволяет глубже понимать происходящие в России политические процессы, оценивать реальную репрезентативность российской политической власти, осознанно и компетентно участвовать в избирательном процессе, и тем самым по максимуму возможностей влиять на качество политической системы своей страны, а, значит, и на качество собственной жизни.

 

 

Информация о работе Избирательные системы и их специфика