Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:42, реферат
Цель работы состоит в изучении избирательных систем современности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть проблему организации избирательной системы;
2) определить основные типы избирательных систем;
3) изучить особенности российской избирательной системы.
Введение 3
1. Проблема организации избирательной системы 4
2. Основные типы избирательных систем 9
3. Особенности российской избирательной системы 15
Заключение 21
Список литературы 22
НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса
Кафедра менеджмента и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
политология
Тема: Избирательные системы и их специфика
Вологда
2012 г.
План
Введение 3
1. Проблема организации избирател
2. Основные типы избирательных систем 9
3. Особенности российской
Заключение 21
Список литературы 22
Избирательная система - непременный элемент современной цивилизации, элемент любой демократии, которая вообще не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом.
Актуальность работы заключается в рассмотрении формирования мировой практики избирательных систем под влиянием демократических ценностей.
Цель работы состоит в изучении избирательных систем современности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть проблему
2) определить основные типы
3) изучить особенности
Избирательная система является важнейшей формой прямой демократии, главная функция которой - формирование полномочного народного представительства. Характер избирательной системы непосредственно предопределяет основные характеристики представительской системы. Выборы - не только важная форма непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти, не только акт избрания представителей народа к органам государственной власти.
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия «избирательная система» - широкий и узкий. Избирательная система в широком смысле - «совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования»1. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле). Избирательная система в узком смысле - порядок определения результатов голосования. Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно узкий смысл.
Избирательная система - непременный элемент современной цивилизации, элемент любой демократии, которая вообще не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом.
Избирательная система является важнейшей формой прямой демократии, главная функция которой - формирование полномочного народного представительства. Характер избирательной системы непосредственно предопределяет основные характеристики представительской системы. Выборы - не только важная форма непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти, не только акт избрания представителей народа к органам государственной власти. Это также средство его воспитания и самоорганизации. Наконец, это практическая реализация избирательного права граждан, эффективное средство перестройки современного общества. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что серьезные изменения общественной жизни в целом и в отдельных его сферах (а в первую очередь - в политической) непременно касались избирательной системы, а в некоторых случаях ее радикальные изменения выдвигались на первый план.
Избирательная система - «совокупность юридических, организационных и других средств формирования представительских органов государственной власти и осуществления гражданами своих избирательных прав»2. Избирательная система строится на таких конституционных принципах, как общее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свободное и всестороннее обсуждение качеств кандидата в депутаты; предвыборная агитация; проведение выборов на средства государства и др.
Избирательная власть - в некоторых странах официально признанная разновидность публичной власти - наравне с законодательной, исполнительной и судебной. Осуществляется она избирательным корпусом страны.
Избирательный участок - территориальная единица, созданная для проведения голосования и подсчета голосов на выборах к всех ланок советов народных депутатов.
Избирательный залог - денежная сумма, которую согласно законодательству ряда стран должен внести при регистрации кандидат в депутаты и которая возвращается ему лишь в том случае, если кандидат получит на выборах не менее пяти процентов голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. Залог, который не подлежит возвращению, засчитывается в государственный бюджет.
Избирательная комиссия - орган, образованный для организации и проведения выборов. Избирательный округ - пространственная (национально-территориальная) единица образовался для проведения выборов. Нормы представительства и количество избирательных округов определяются законодательством о выборах.
Избирательное право имеет два
значения: 1) совокупность юридических
норм, которые регламентируют участие
граждан в выборах
Избирательный процесс - установленная законодательством процедура, порядок организации и проведения выборов, один из элементов избирательной Системы предусматривает определенные этапы, стадии, несоблюдение которых может привести к нежелательным последствиям, - вплоть до кассации результатов выборов. Составляющими избирательного процесса являются: 1) назначение выборов, которые могут быть дежурными, внеочередными (досрочными), повторными, а также вместо депутатов, которые выбыли; 2) образование избирательных округов и избирательных участков, системы избирательных комиссий - Центральной избирательной комиссии, окружных и участковых избирательных комиссий; 3) составление списков избирателей, которое осуществляется участковыми избирательными комиссиями; 4) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты; 5) процессуальные действия, связанные с обеспечением гарантий деятельности кандидатов в депутаты и других участников избирательного процесса; 6) проведение голосования; 7) подсчет голосов и определение результатов выборов (голосования), причем во время подсчета голосов избирательная комиссия должна придерживаться определенной законом последовательности действий, должным образом оформлять соответствующие документы3.
Выборы - чрезвычайно многогранное общественное явление. Как отмечал немецкий государствовед Г. Майер, «в общенациональном масштабе выборы ― это самый массовый процесс, который знает право»4.
В зависимости от оснований можно
различать несколько
По территориальному признаку выборы бывают:
1) общенациональные (общегосударственные),
которые осуществляются на
2) местные (иногда их называют
локальными, коммунальными,
По объекту, который предусматривает органы или должности, в которые входят или на которых избираются представители народа, выборы можно классифицировать как:
1) выборы парламента;
2) выборы на должность
3) выборы представительского органа территориальной автономии;
4) выборы представительских
5) выборы на должности сельских, поселковых, городских председателей.
По времени проведения выборы разделяют на:
1) дежурные. Выборы, которые проводятся
в период окончания срока
2) внеочередные или досрочные. Выборы, которые проводятся в случае досрочного прекращения срока полномочий.
3) повторные. Выборы, которые проводятся в случаях, когда выборы в избирательном округе признаны недействительными или такими, которые не состоялись;
4) выборы, которые проводятся в
случае образования новой
По количественному признаку участия избирателей выборы бывают:
1) общими, основными, когда в
них за законом имеют право
принимать участие все
2) частичными (дополнительными).
Учитывая правовые последствия, выборы разделяют на:
1) действительные - это выборы, проведенные в порядке, определенном Конституцией и соответствующем избирательному закону;
2) недействительные - выборы, в ходе которых имели место нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на итоги выборов5.
Избирательная технология - это механизм, система средств и методов организации и проведения выборов, основа избирательной системы любой страны. По порядку определения результатов выборов различают такие избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Мажоритарная система является самой старой среди избирательных систем. Название ее происходит от французского majorite, что означает «большинство». Мажоритарной считается система определения результатов выборов, благодаря которой депутатские мандаты (один или несколько) от округа получают только те кандидаты, которые получили установленное законом большинство голосов, а все другие кандидаты считаются неизбранными. В 83 странах мира применяется мажоритарная система, в том числе США, Франции, Великобритании, Канаде. В зависимости от того, как определяются большинство голосов, необходимое для избрания кандидата, различают: 1) мажоритарную систему абсолютного большинства; 2) мажоритарную систему относительного большинства; 3) мажоритарную систему квалифицированного большинства6.
При применении мажоритарной системы избирательные округа чаще всего бывают одномандатными. Реже случается вариант многомандатных округов. В одномандатных округах голосуют, как правило, персонифицировано, во многомандатных - как за определенные лица, так и по партийным спискам. Многомандатные округа есть в Японии, США, России.
Мажоритарная система относительного большинства (или простого большинства) является самой простой разновидностью мажоритарной системы. При условиях ее внедрения избранным считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей. При условиях одинакового количества набранных голосов двумя или больше кандидатами, что бывает очень редко, законодательством традиционно используется процедура жеребьевки. При этой системе голосование происходит в один тур. Как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.
Недостатком мажоритарной системы относительного большинства является то, что она не дает возможность учитывать интересы всех избирателей округа, потому что кандидат может быть избранным абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством на момент голосования, при таких условиях голоса избирателей, которые голосовали против избранного кандидата, пропадают. Эта система также фактически аннулирует средние и малые партии.
Отмеченная мажоритарная система абсолютного большинства для избрания кандидата требует собрать больше половины голосов избирателей, то есть действует формула 50 % + 1 голос. Производная от этого количества голосов избирателей может быть разной: 1) общее число зарегистрированных избирателей; 2) общее число избирателей, которые принимали участие в выборах (получили избирательные бюллетени); 3) общее число избирателей, которые принимали участие в голосовании. При применении этой системы, как правило, обязателен нижний порог участия в голосовании. Также иногда устанавливают минимум количества голосов избирателей, набирание которых является тоже условием избрания кандидата.
Преимущество отмеченной системы - в ее потенциальном демократизме: она учитывает интересы большинства избирателей, хотя голоса избирателей, поданных против, опять же теряются. Недостатком системы является ее нерезультативность. Голосование по этой системе предусматривает, как правило, повторное голосование или повторные выборы. Поскольку активность избирателей во втором туре заметно снижается, законодательство часто не устанавливает никаких барьеров, которые имеют место при первом туре голосования. Иным способом, которым преодолевается нерезультативность системы абсолютного большинства уже в первом туре выборов, есть альтернативное голосование (преференциальное, или абсолютное голосование), при каком избиратели голосуют за одного кандидата, но указывают при этом порядок своих преимуществ для других. Если ни один из кандидатов не получает абсолютное большинство при первом подсчете, то тот, который получил наименьшее количество голосов, исключается из списка и подсчитываются соответствующие вторые позиции в системе. Эту операцию повторяют до тех пор, пока один кандидат не наберет абсолютное количество в результате этих превращений голосов. Такая система внедрена в Австралии при выборах Палаты представителей.