Избирательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 22:02, реферат

Краткое описание

В условиях становления и развития в России демократического право-вого государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, опре-деляющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выбор-ных органов федерального, регионального и местных уровней, в значи-тельной степени зависит общее направление движения страны на обозри-мый период.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 2
I. Избирательное право.
1.1. Виды и назначение выборов ………………… 3
1.2. Избирательная система и принципы избирательного права………… 4
1.3. Гарантии избирательных прав граждан…………………………. 16
II. Реализация избирательного права.
2.1. Законодательные акты регулирующие выборы………………………10
2.2. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан…… 13
Заключение……………………………………………………………… 14
Список литературы……………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Достаточно распространенным стало явление опубликования опросов общественного мнения по тем или иным вопросам, связанным с выборами, рейтингами кандидатов. Однако к такому рода информированию необходимо относиться с особой осторожностью. Нередко по заказу кандидата публикуется выгодный ему «рейтинг» кандидатов, составленный якобы по результатам опроса общественного мнения, при этом указывается организация, «проводившая опрос», не существующая в действительности. Рейтинг является сильным инструментом давления на сознание избирателей и зачастую способствует созданию лживого мифа нейтральности и объективности, скрывая продуманное манипулирование сознанием.

Агитационные гарантии избирательных прав граждан −совокупность условий и средств, обеспечивающих участникам избирательного процесса свободное, осознанное, ответственное осуществление агитационной деятельности, а также равный доступ к источникам ее освещения.

Агитационные гарантии касаются деятельности как граждан (избирателей), так и кандидатов на выборные должности.

Общие условия проведения предвыборной агитации базируются на принципе равенства.

Закон «Об основных гарантиях…» вводит ограничения негосударственным средствам массовой информации, учрежденных менее чем за год до начала избирательной кампании, на предоставление для агитации телевизионного эфира или печатной площади в СМИ, (ст.50). Известно, что на каждых выборах в массовом порядке появляются «газеты-однодневки», созданные специально для данной кампании.

Важная гарантия закреплена в ст. 48 Закона «Об основных гарантиях…», согласно которой использование изображения физического лица, положительных высказываний о кандидатах, избирательных объединениях в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица.

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами.

Кандидаты вправе беспрепятственно распространять агитационные материалы в законном порядке. Законный порядок умело обходится опытными кандидатами посредством за ангажированных способов ведения агитации.

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать исходные данные организации, изготовившей материалы, заказавшей их, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.

Организации, осуществляющие выпуск СМИ, обязаны хранить учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее 3 лет со дня голосования.

Под специальными юридическими гарантиями (правовыми санкциями) следует понимать закрепление свободы выборов нормами права и обеспеченность их всей правоохранительной деятельностью государства в лице его государственных органов и общественно-политических организаций, которые в случае нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах, применяют соответствующие санкции.

Рассматривая специальные юридические гарантии избирательных прав и правовые санкции как их составляющую, в первую очередь необходимо обратить внимание на институт обжалования и судебной защиты, а также институт ответственности за нарушения избирательных прав и законодательства о выборах.

Обобщение судебной практики позволяет выделить основные виды заявлений и жалоб:

1) на обжалование неправильностей  в списке избирателей;

2) на решения об отказе  в регистрации инициативных групп;

3) на решения об отказе  в регистрации кандидатом;

4) на решения об итогах  выборов;

5) обращение в суд  окружных избирательных комиссий  об аннулировании выдвижения  кандидата, если он ведет предвыборную кампанию, грубо нарушая законы о выборах и этические нормы;

6) обжалования избирателями  и кандидатами в суд результатов  выборов, прочие заявления и жалобы.

Что же касается непосредственно юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, то она является публично-правовым средством обеспечения общественной заинтересованности в правопорядке при реализации избирательных прав граждан.

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы, различают три вида ответственности: по избирательному, административному, и уголовному праву.

Ответственность по избирательному праву представляет собой разновидность государственно-правовой ответственности, фактическим основанием которой служит избирательное правонарушение, понимаемое как прямо закрепленное в избирательном законодательстве виновное, противоправное деяние, нарушающее избирательные права граждан и влекущее применение санкций, предусмотренных в нормах избирательного законодательства.

Отличительная особенность ответственности по избирательному праву: предусмотрена законодательством ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений).

По административному и уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах всегда строго персональная – к административной или уголовной ответственности коллективные субъекты не привлекаются.

Объемный перечень составов правонарушений избирательных прав граждан и законов о выборах приведен в федеральном законе «Об основных гарантиях…», а также нашел отражение в уголовном и административном законодательстве. Статья 141 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; 141.1 – за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока…; 142 - за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов; 142.1 – за фальсификацию итогов голосования, а нарушения этих положений расцениваются как посягательство на политические права граждан. Менее опасные нарушения избирательного законодательства влекут административную ответственность, которая регламентирована статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Нарушения законодательства о выборах, за которые предусмотрена административная ответственность, довольно распространены. Большое количество споров, связанных с нарушением избирательных прав, рассматривается также посредством гражданского судопроизводства. Нельзя забывать и о санкциях собственно избирательного законодательства, например, предусмотренных статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях…» − аннулирование (отмена) регистрации кандидата.8

 Выборы, если они действительно  свободны, являются важным показателем демократизма. Гарантии избирательных прав граждан – это условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления. Условия – это политический режим, в котором  проходят выборы. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления. Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:

  • политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;
  • организационных, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке  и проведении выборов;
  • материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);
  • правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора  юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.

 Все эти гарантии  избирательных прав граждан должны  обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

    1. Законодательные акты регулирующие выборы.

Источниками избирательного права Российской Федерации являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права. Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой каждый вид источников имеет свое функциональное назначение. При этом различные источники избирательного права имеют разную юридическую силу. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации.

Статьей 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Это положение составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Тем самым устанавливается иерархическое положение выборов в системе других демократических институтов. Конституция является основой для развития всего избирательного законодательства. Это проявляется в различных формах. Во-первых, Конституция определяет содержание избирательных прав граждан Российской Федерации. Статьей 32 Конституции Российской федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными только граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы чел о века и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, объем возможных ограничений избирательных прав граждан установлен непосредственно Конституцией Российской Федерации. Во-вторых, в Конституции Российской Федерации проводится разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства. Статьей 71 Конституции Российской Федерации (п. "в") установлено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (а следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. В ведении Российской Федерации находится также формирование федеральных органов государственной власти (п. "г" ст. 71). В то же время защита прав и свобод человека и гражданина находится в со в местном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). Это означает, что в соответствии с федеральными законами субъекты Российской Федерации осуществляют детальное регулирование всех вопросов организации этой системы, что включает и определение конкретных способов формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросов избирательного права относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Так, субъект Российской Федерации самостоятельно определяет избирательную систему, применяемую при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, а также самостоятельно устанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и институтов в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации. Естественно, что при этом должны соблюдаться стандарты избирательных прав граждан, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. 9 В-третьих, Конституция Российской Федерации определяет круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами Российской Федерации, и устанавливает уровень их нормативного регулирования. К числу таких органов относятся Президент Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает основы избирательного права при выборах Президента. Достаточно подробное регулирование основ выборов Президента обусловлено его статусом главы государства и широким объемом его конституционных полномочий. Конституция предусматривает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом, то есть в ы боры Президента могут проходить только в соответствии с федеральным законом, принятым в установленном Конституцией порядке. Такой закон был принят 21 апреля 1995 года. В соответствии со статьей 96 Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года; порядок формирования другой палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", принятым 9 июня 1995 года.10 В-четвертых, Конституция исходит из того, что демократические принципы избирательного права являются частью правовой системы Российской Федерации. Особенностью Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, по сравнению с Конституцией 1978 года является отсутствие в ней специального раздела "Избирательная система". Прежняя Конституция России устанавливала демократические принципы избирательного права (всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) применительно к выборам всех уровней. Такого рода общность правового регулирования была возможна в силу единства в организации системы Советов. В действующей Конституции эти принципы определены только в отношении выборов Президента Российской Федерации. Вместе с тем статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Как известно, демократические принципы избирательного права определены, в частности, во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах. В-пятых, в самой Конституции установлен общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан. Нормы Конституции Российской Федерации согласно статье 15 Конституции имеют прямое действие. В силу этого при разрешении различного рода споров по п о воду избирательного права обоснована ссылка на нормы Конституции. Суды всех уровней обязаны принимать меры по обеспечению прямого действия Конституции. Сейчас активно формируется практика применения судами содержащихся в Конституции Российской Федерации норм избирательного права. Если законами, определяющими процедуру проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, нарушается Конституция Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации при наличии соответствующих обращений в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 24 июня 1994 года.11 "О Конституционном Суде Российской Федерации" рассматривает эти дела и вправе признать соответствующие акты или отдельные их положения неконституционными. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В практике деятельности Конституционного Суда Российской Федерации рассмотрение дел по поводу избирательного права получило достаточное распространение. В-шестых, Конституция определяет меру самостоятельности населения соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации население соответствующих территорий самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Тем самым создается основа для регулирования актами органов местного самоуправления ряда вопросов, возникающих при проведении муниципальных выборов.

Федеральными законами регулируется проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации. Последняя задача решается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятым Государственной Думой 5 сентября 1997 года.12 Указанный Федеральный закон имеет особое значение в системе источников избирательного права, так как, во-первых, имеет универсальный характер, поскольку в нем устанавливаются гарантии избирательных прав граждан, общие для всех выборов независимо от их уровня, и его действие распространяется также на референдумы, проводимые в Российской Федерации, а во-вторых, конкретизирует содержание конституционного права граждан избирать и быть избранными, формулирует гарантии его реализации применительно к различным стадиям избирательного процесса, определяет основные понятия и термины избирательного права, устанавливает порядок защиты избирательных прав граждан, а также закладывает организационно-правовые основы построения избирательной системы России как федеративного государства. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет более высокую юридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этого Федерального закона "федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные прав о вые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона". Очевидно, что после принятия Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принятые ранее акты федерального законодательства и законодательств субъектов Российской Федерации должны были быть приведены в соответствие с его положениями. В настоящее время эта работа проводится на уровне Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации. Среди актов федерального избирательного законодательства отметим Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации изб и рать и быть избранными в органы местного самоуправления»,13 в котором установлены временные правила назначения и проведения муниципальных выборов для тех субъектов. Российской Федерации, в которых нет законодательной базы для выборов в органы местного самоуправления, а равно не сформирован организационный механизм их проведения - соответствующие избирательные комиссии. Состав федеральных законов, являющихся источниками избирательного права, не исчерпывается собственно избирательными законами, каковыми являются законы о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Кроме них при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления должны применяться и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права. Эти федеральные законы, которыми регулируются отдельные институты избирательного права (статус общественных объединений, участвующих в выборах, деятельность средств массовой информации в связи с предвыборной агитацией, ответственность за нарушение избирательных прав граждан и некоторые другие), упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

Информация о работе Избирательное право