Избирательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 22:02, реферат

Краткое описание

В условиях становления и развития в России демократического право-вого государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, опре-деляющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выбор-ных органов федерального, регионального и местных уровней, в значи-тельной степени зависит общее направление движения страны на обозри-мый период.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 2
I. Избирательное право.
1.1. Виды и назначение выборов ………………… 3
1.2. Избирательная система и принципы избирательного права………… 4
1.3. Гарантии избирательных прав граждан…………………………. 16
II. Реализация избирательного права.
2.1. Законодательные акты регулирующие выборы………………………10
2.2. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан…… 13
Заключение……………………………………………………………… 14
Список литературы……………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения – карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и  впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права» носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

  • Президента РФ;
  • Депутатов Государственной Думы;
  • Глав администраций субъектов РФ;
  • Депутатов законодательных органов субъектов РФ;
  • Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.6

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим  18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает  принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином  «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет  элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы – 25. На выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.

Кроме граждан России активное избирательное право предоставляется иностранцам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. Правом быть избранным не граждане не обладают.  

          Пассивное избирательное право  ограничивается рядом дополнительных  условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами  субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. При выборах главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный Федеральным законом 21 год. такой же возраст установлен и для кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен минимальный возраст 30 лет.

        Избирательные  права граждан законодательно  защищены от любой дискриминации. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными,  а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объёме.

        Равное  избирательное право, этот принцип  предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов. Каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Следовательно, процедуры, касающиеся  определения границ избирательных округов, регистрации избирателей и составления  избирательных списков является недопустимым. На каждого депутата должно приходится примерно одинаковое число жителей или избирателей округа.

        Прямое  избирательное право означает, что  избиратели голосуют «за» или  «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы  позволяют гражданам непосредственно  выбирать тех, кого они знают  и кому доверяют. Косвенные выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, и им доверяют избирать Президента, как в США, являются менее предпочтительными. Недостатки этой системы красноречиво показали выборы Президента США  2000 года, особенно в штате Флорида, где после долгих пересчётов, всего несколько голосов дали перевес в пользу Дж.Буша. Прямые выборы в большей степени гарантируют волю избирателей от всяких искажений, в том числе от неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.

        Тайное  голосование – обязательное условие демократической системы выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. Избирателю гарантировано право: никому и никогда не сообщать о своём выборе. В Российской истории тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

         Добровольность, этот принцип заключается  в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. Никто не вправе  оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок – это гражданский долг каждого человека.7          

 

    1. Гарантии избирательных прав граждан.

 

Всякое право лишь тогда проявляет себя как ценность, когда оно реализуется, то есть располагает определенной системой гарантий. В равной мере это относится и к праву граждан избирать и быть избранными. Гарантии избирательных прав наряду с избирательным правом, правовыми принципами, избирательным процессом являются элементом избирательной системы России. Гарантии, как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера выступают средством реального осуществления избирательных прав, а в необходимых случаях - эффективной защиты от возможных нарушений.

Законодатель определил гарантии избирательных прав граждан как «установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры», обеспечивающие их реализацию… (ст. 2 закона «Об основных гарантиях…»).

С точки зрения науки конституционного права, под гарантиями избирательных прав граждан следует понимать систему правовых норм, закрепляющих упорядоченную совокупность политических, организационно-материальных, информационных, агитационных, специальных юридических условий и средств, обеспечивающих избирателям беспрепятственную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Традиционно гарантии принято подразделять на общие и специальные.

Общие гарантии обеспечиваются демократическим политическим режимом, соблюдением прав свобод человека и гражданина, состоянием законности и правопорядка в обществе, высоким уровнем правовой культуры. В системе общих гарантий выделяют общеправовые гарантии-предпосылки: законодательство, законность, уровень правосознания граждан. Они тесно связаны с принципами правового государства - верховенством права, приоритетом прав личности, разделением властей.

Особое внимание необходимо уделить специальным гарантиям избирательных прав граждан, которые представляют собой систему особых правовых, корпоративных и других социальных норм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей. Все они находятся во взаимной зависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов. Система специальных гарантий состоит из:

1) политических гарантий;

2) организационно-материальных  гарантий,

3) информационных гарантий,

4) агитационных гарантий,

5) специальных юридических гарантий (правовых санкций).

Политические гарантии избирательных прав граждан –это совокупность условий и средств, определяющих воздействие всей политической системы на избирательный процесс и обеспечивающих его субъектам реальное, осознанное, ответственное и свободное участие в организации и проведении выборов органов государственной власти и местного самоуправления.

Политические гарантии избирательных прав можно разделить на две группы:

1) гарантии кандидатов  на выборные должности;

2) гарантии избирателей.

К политическим гарантиям кандидатов на выборные должности относятся:

1) демократизм выдвижения  кандидатов на выборные должности;

2) добровольное участие  кандидатов в выборах;

3) равенство прав кандидатов  на выборные должности в однопорядковые органы;

4) неприкосновенность зарегистрированных  кандидатов;

5) свобода предвыборной  агитации.

Организационно-материальные гарантии избирательных прав − это система закрепленных нормами права условий, средств и способов, обеспечивающих материально-техническую и финансовую деятельность субъектов избирательного процесса.

К ним стоит отнести:

1) меры, обеспечивающие  осуществление избирательных прав  в процессе образования избирательных  комиссий, избирательных округов, избирательных  участков;

2) правила, согласно которым  государственные и общественные  органы, руководители предприятий, учреждений и организаций, расположенных  на территории избирательного  округа, обязаны оказывать кандидату  на выборную должность: содействие  в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, в получении необходимых справочных и информационных материалов;

3) меры, обеспечивающие  личное и тайное голосование, публичное опечатывание и вскрытие избирательных урн, гласный подсчет голосов избирателей и т.д.

Информационные гарантии избирательных прав − совокупность условий и средств, обеспечивающих субъектам избирательного процесса свободный и равный доступ к источникам полной, объективной, достоверной информации о ходе подготовки и проведения выборов и нормативном их обеспечении.

Составляющими информационных гарантий являются: право избирателей на полную и достоверную информацию о кандидатах на выборные должности; право избирателей на информацию о ходе подготовки и проведения выборов; о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах; право кандидатов на объективное и достоверное содержание и распространение информационных материалов; право кандидатов на равный доступ к источникам распространения информации; право участников избирательного процесса на свободный доступ к информации об итогах голосования и результатов выборов и др.

Основное внимание уделяется праву избирателей на полную и достоверную информацию о кандидатах на выборные должности, которая включает перечень сведений общего биографического характера, сведения о неснятых или непогашенных судимостях, сведения о гражданстве, сведения о размере и об источниках доходов кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. Все стороны жизнедеятельности кандидата на выборную должность должны быть достаточно «прозрачными» для избирателей. Кандидат несет ответственность за полноту и достоверность доводимой до сведения избирательной комиссии информации о себе.

Информация о работе Избирательное право