Избирательная система США

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе затрагивается тема определения и значения избирательной системы. Они в этой работе рассматриваются как с теоретической стороны, так и на примерах действующих. В качестве примера взят процесс избрания Президента в Республике Беларусь и процесс избрания членов Конгресса США, на котором был выставлен акцент.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ…………..5
1.1 Понятие избирательной системы…………………………………………….5
1.2 Виды избирательных систем…………………………………………………6
ГЛАВА2 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………..……….15
ГЛАВА3 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПО ВЫБОРАМ В КОНГРЕСС США………………………………………………………………………..…….18
3.1 Избирательная система по выборам в Конгрессменов Палаты представителей…………………………………………………………………..19
3.2 Избирательная система по выборам сенаторов в Конгресс США………………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......26

Файлы: 1 файл

Левковец_текст.docx

— 55.79 Кб (Скачать)

При системе «гибких» списков  избиратель, голосуя за список в  целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий  наибольшее число знаков предпочтения.

При системе преференцированного  голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет  кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в  какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая  система применяется, например, в  Италии на выборах в Палату депутатов.

Несомненно, в условиях многопартийности, пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной. Она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности  в формировании правительства, так  как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой  основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.

Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство  в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование  осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь  между депутатами и избирателями слабая.

В-четвертых, поскольку при  данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что  может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов [7, c. 95].

Смешанная избирательная  система.

Недостатки пропорциональной и мажоритарной систем очевидны и существенны. Поэтому попыткой устранить или хотя бы смягчить их стало формирование в послевоенный период 
смешанной избирательной системы. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

Такая избирательная система  принята в Украине, Молдове, Литве, Грузии, Армении, Узбекистане и т.д.

На основе смешанной избирательной  системы в России проходит формирование Государственной Думы: 225 депутатов  избираются по мажоритарной системе  относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе [20, c.76].

В Австралии смешанная  система проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая – по пропорциональной системе. В Египте смешанная система  представляет собой сочетание голосования  по партийным спискам и индивидуального  баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру  индивидуально, а остальные мандаты  распределяются среди тех, кто включен  в партийные списки. В Мексиканских Соединенных Штатах Палата депутатов  Федерального Конгресса состоит  из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе  пропорционального представительства.

Таким образом, смешанная  избирательная система, построенная  на едином принципе – сочетании  элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные  вариации, отличаясь большей или  меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости  к конкретным условиям каждой страны.

Система подсчета голосов  избирателей на выборах, являясь  на первый взгляд чисто организационно-технической  процедурой, оказывает обратное воздействие  на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны.

Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических  закона» взаимосвязи партийной  и избирательной систем. Их основные положения таковы:

пропорциональная избирательная  система обусловливает возникновение  и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью  партий и их жесткой структурой;

абсолютная мажоритарная система способствует формированию многопартийной системы, в которой  партии занимают гибкие позиции и  стремятся к поиску консенсуса и  компромисса;

относительная мажоритарная система порождает двухпартийную  систему.

Эта взаимосвязь обусловливает  воздействие избирательной системы  не только на форму демократии, но и  на ее судьбу. Многие авторы утверждают, что введение пропорциональной избирательной  системы (в чистом виде или смешанной) на ранней фазе развития демократии, в  отсутствие устоявшихся сильных  партий, дробит партийную систему. Фрагментарность  же партийной системы, по мнению Х.Х. Линца, служит фактором, способствующим крушению молодых демократий. В связи  с этим предметом не только теоретического, но и практического интереса является изучение современной российской избирательной  системы. Ряд исследователей считают, что в российской Государственной Думе благодаря смешанной избирательной системе формируется политическая структура неустойчивого равновесия, при которой разные политические фланги не имеют решающего большинства, а центр ослаблен, и не в состоянии влиять на итоги важнейших голосований. Эта ситуация особенно ярко проявилась в результате выборов в Думу в 1993 г., повторилась она и на следующих выборах [9].

Таким образом, избирательные  системы являются чувствительными  индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.

 

ГЛАВА 2 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

В Республике Беларусь применяется  мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно  избирателями Республики Беларусь. Это  самая простая система, при которой  избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число  голосов, то есть больше голосов, чем  любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового  наибольшего числа голосов двумя  или более кандидатами.  
Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос для выборов Президента в статье 56 [1]. Эта статья предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев до истечения срока его полномочий, и проводятся в воскресенье не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Если по каким-либо причинам должность Президента является вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией. 

Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий.  
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов парламента и местных Советов депутатов с определенными особенностями, зависящими от вида выборов, обеспечивают:

- Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (Центральная комиссия),

- территориальные избирательные комиссии – областные,

- Минская городская,

- районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. 

В соответствии со ст.80 Конституции  Республики Беларусь Президентом может  быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно  проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно  перед выборами. [1]

Президент избирается на пять лет на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права. Одно и то же лицо может быть Президентом  более двух сроков.[1]

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь (нижней палатой парламента) не позднее чем за пять месяцев  и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока  полномочий Президента [2].

Право на выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь предоставлено  гражданам Республики Беларусь при  наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей [2]. По Конституции 1994 г. такое право имели также депутаты парламента в количестве не менее 70 чел.

Избранным в первом туре выборов считается кандидат в  Президенты, получивший на выборах  больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися при  условии, если в голосовании приняло  участие больше половины граждан, включенных в списки для голосования.

По действующему законодательству второй тур голосования проводится, если ни один из кандидатов не набрал в  первом туре необходимого числа голосов. В нем участвуют два кандидата, получившие наибольшее число избирателей. Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие  более половины избирателей, включенных в списки для голосования. Избранным  считается кандидат в Президенты, набравший больше половины голосов  избирателей.

Повторные выборы Президента проводятся только в том случае, если в результате выборов ни один из кандидатов не был избран. Повторные  выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов.

 

 

ГЛАВА 3 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА ПО ВЫБОРАМ В КОНГРЕСС США.

Конгресс США — высший представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат — палаты представителей и сената.

Заседает конгресс в Капитолии, г. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия.[8, c.74].

Роль конгресса в политическом механизме США определяется двумя конституционными факторами: федеративным устройством США и механизмом “разделения властей”. Первый из них определяет предметы ведения конгресса. Второй — конкретные формы и объем реализации властных полномочий конгресса.

В настоящее время квота  представительства составляет 520 тыс. человек. Наибольшее представительство  имеют штаты Калифорния (45), Нью-Йорк (34), Техас (27), Пенсильвания (23) и Иллинойс (22). Ряд штатов — Аляска, Вермонт, Вайоминг, Делавэр, Южная и Северная Дакота — имеют по одному представителю. Это минимальная норма представительства по Конституции [17, c.36].

Помимо полноправных членов в палату избираются по одному делегату от Федерального округа Колумбия, о-ва Гуам, Виргинских о-вов, Восточного Самоа и Пуэрто-Рико. Они имеют право участвовать в работе палаты и ее комитетов, но лишены права голоса [12, c.187]. 

Партийная организация каждой из палат конгресса структурно представлена следующим образом: лидеры большинства и меньшинства, “кнуты”, политические комитеты и конференции (кокусы) партий.[19, c.80].

 

 

3.1 Избирательная  система по выборам в Конгрессменов  Палаты представителей

Нижней палатой конгресса  США является палата представителей. Каждый штат в ней представлен  пропорционально численности проживающего на его территории населения. Число  мест в палате остается неизменным и составляет 435 кресел, хотя решением Конгресса можно скорректировать  число представителей штатов в данном органе правительства США. Каждый из представителей штата на своем посту  находится в течение двухлетнего  срока, при этом он может переизбираться неограниченное число раз. Палата представителей США возглавляется спикером, который избирается непосредственно членами палаты [3].

Порядок созыва и полномочия конгресса Соединенных Штатов Америки  устанавливаются в соответствии с первой статье конституции страны. При этом в тексте данной статьи нет упоминаний о разделении конгресса  на две палаты. По факту же главной  функцией палаты представителей является рассмотрение и принятие законов  федерального характера, то есть тех, которые  принимаются за руководство к  действию на территории любого штата. Принятые палатой представителей билли  обсуждаются в Сенате, визируются президентом США и только после  этого становятся законами.

Кандидатам на членство в  палате представителей необходимо быть старше 25 лет, являться гражданами Соединенных  Штатов Америки и жить не менее  семи последних лет в том штате, от которого им предстоит избираться. Каждый из членов палаты может использовать перед своим именем обращение  «TheHonorable», или сокращенно «TheHon.» Получают свои посты члены палаты представителей путем прямого голосования граждан. Так, каждый из 435 представителей штатов представляет свой избирательный округ [9].

Пропорции распределения  мест в палате между отдельными штатами  пересматриваются в соответствии с  предусмотренной процедурой один раз  в 10 лет. Основанием для пересмотра является количество жителей штата. При каких-либо изменениях населенности может уменьшиться или увеличиться  число членов нижней палаты парламента, представляющих жителей конкретного  штата, но общее число кресел в  палате представителей останется неизменным.

Информация о работе Избирательная система США