История становления и этапы развития политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Политология - это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Политические учения Древнего Востока и Античности……………………..4
Политические учения Средневековья и Нового Времени……………………7
Политическая наука XX века и ее основные школы………………………....13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

политология.......doc

— 80.50 Кб (Скачать)

   Содержание

   Введение………………………………………………………………………..3

   Политические  учения Древнего Востока и Античности……………………..4

   Политические  учения Средневековья и Нового Времени……………………7

   Политическая  наука XX века и ее основные школы………………………....13

   Заключение………………………………………………………………………15

   Список  литературы…………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

    Политология - это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.

    В истории развития политического  знания выделяют три крупных этапы:

    первый  этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;

    второй  этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;

    третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Политические  учения Древнего Востока  и Античности

   Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают  задачи управления большими массами  населения из единого центра.

   Из  древнейших учений несомненный интерес  представляет религиозно-политическое учение брахманизма (Древняя Индия).

   В соответствии с ним общество делится  на 4 варны (сословия) К ним относились брахманы (жрецы, учителя), кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы), шудры (слуги). Собственно, в политической жизни участвовали только первые две верны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.

   Другим  центром цивилизации в Древнем  Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли, прежде всего, учением Конфуция (551 – 479 гг. до н. э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданные – детей. В управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков.

   Политические  идеи разрабатывались не только в  Древнем Китае и Индии. Среди  источников древневосточной политической мысли следует назвать Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник "Законы Хаммурапи", а также "Авесту", в которой, по преданию, изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры

   Своего  наивысшего развития политическая мысль  древности достигла в период Античности (Древняя Греция и Рим). Особенность политического развития Древней Греции заключалась в огромном разнообразии государственных форм, возникших в городах–полисах, что дало большой материал для научных обобщений.

   Многие  историки считают основателем политической науки великого древнего философа Платона (427 – 347 гг. до н. э.). В своих произведениях ("Государство", «Политика", "Законы") он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов (мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы) обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения.

   Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях и соответствующие  ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся демократия – власть честолюбцев, олигархия – господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия – власть большинства, опьяненного свободой и вседозволенностью, демократию сменяет тирания – власть одного над всеми (по мнению Платона, наихудший вид правления).

   Другой  великий греческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э) свои взгляды на политику изложил в трудах "Политика", "Афинская политика", "Этика".Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию  – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политик), сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

   Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают "собственностью средней величины и умеренными взглядами". Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-Х функций: воинская, административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, предопределено человеку от рождения, рабы не входят в число граждан.

   Значительный  интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106 –43 гг. до н э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления. Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политики, в связи с этим его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство, в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Политические  учения Средневековья и Нового Времени

   Абсолютное  господство религии в духовной жизни  Средневековья наложило заметный отпечаток  на круг политических идей и на взгляды  мыслителей этого периода. Существование  политики рассматривалось как дополнение к процессу христианизации народов. Правители государств занимались теми делами, которыми по тем или иным причинам не могла заниматься церковь.

   Один  из выдающихся политических теологов Августин Аврелий (353 – 430гг.) доказывал превосходство духовной власти над светской. Государство необходимо в силу грехопадения человека и неспособности самостоятельно выйти на путь веры. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.

   Идею божественного происхождения государства и его подчиненности церкви развивает другой средневековый теолог Фома Аквинский (1225 – 1274гг.). Модернизировав учение Аристотеля о божественной форме, он выделил в структуре государства три важнейших компонента: содержание, выражающееся в отношениях господства и подчинения, государственную форму, которая должна соответствовать жизни народа и использование правителем государственной власти, которое может быть справедливым или не справедливым. Закон – это веление разума, который должен быть направлен правителем на общественное благо. Если правитель отступает от божественных предписаний, нарушает закон, то подданные могут отказать светскому властителю в доверии.

   Отход от чисто теологической интерпретации  политики предпринял выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469 – 1527гг.). Он считал, что действия правителя следует оценивать в первую очередь с точки зрения тех законов, которые действуют в политике, а лишь затем с точки зрения морали.

   Макиавелли  первым вводит понятие государства (stato) как особого аппарата управления, отделенного от населения. Важнейшей своей задачей он считал теоретическую разработку искусства государственного управления. Политика - удел немногих, но этому искусству также нужно учиться. В своей работе «Государь» Н. Макиавелли сформулировал правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе еще не развиты гражданские добродетели. Особое внимание ученый уделил политической психологии. Он писал, что поведением людей руководят два главных мотива - страх и любовь. Если правитель стремится добиться власти, то ему лучше пользоваться теми символами, которые проистекают из любви. Но удержать ее можно лишь опираясь на мотив страха. Существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу поражению.

   В XVII веке в Европе начались буржуазные революции, которые вывели на политическую сцену третье сословие. Политическая мысль в этот период приобретает светский характер и гражданское звучание. Разработки политических идей получают характер научного обоснования. В эту эпоху разрабатываются проблемы естественных прав человека, гражданского общества и общественного договора, народного суверенитета, правового государства и разделения властей.

   Первую  попытку систематического изложения  учения о естественном праве предпринял голландский ученый Гуго Гроций (1583 - 1645 гг.). Дальнейшее развитие эта теория получила в политических доктринах английских мыслителей Томаса Гоббса (1588 – 1679 гг.) и Джона Локка (1632- 1704 г г.).

   Томас Гоббс по своим взглядам был представителем естественнонаучного подхода в исследовании общества. Такая направленность его политических идей обнаруживается в трактовке государства как большого механического чудовища Левиафана, которое господствует над отдельными людьми. До возникновения государства люди жили, по мнению Гоббса, в диком состоянии Жизнь в таком состоянии напоминает "'войну всех против всех", в ней нет победителей. Люди постоянно стремятся выйти из состояния дикости, и в этом им помогает разум. Разум показывает людям законы жизни, которые соответствуют их собственной природе. По его мнению, первый закон гласит: в любой ситуации нужно стремиться к миру. Мир обеспечивается заключением договора, в котором каждый человек отказывается от части своих прав. Заключенный договор, по мнению философа, служит основанием для новой формы человеческого общения людей – государства. Заключив договор, люди наделяют главу государства (верховную власть) правом следить за соблюдением договора и разрешением конфликтов. Государственная власть, по учению Гоббса, не имеет внешних ограничений, она никому не подчинена и не подотчетна, кроме законов разума. Она стоит над законами гражданскими, которые от нее только и могут получить силу. Она подобна душе в теле человека.

   Джон  Локк был младшим современником Томаса Гоббса, и его взгляды сложились во многом через критику взглядов последнего. Д. Локк полагал, что в естественном состоянии люди не ведут ожесточенную войну, а свободно занимаются своими делами, стремление к общению и миру заставляет их заключить общественный договор и создать государство.

   Создав  государство, люди передают ему только часть своих естественных прав, важнейшие, неотчуждаемые права (право на жизнь и свободу) они оставляют за собой. К числу неотчуждаемых естественных прав Локк относил и право частной собственности. Для сохранения неотчуждаемых естественных прав Локк предлагает строить государство в соответствии с принципом разделения властей. Разъясняя этот принцип, Локк указывает, что нужно различать три ветви власти: законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная - проводит законы в жизнь, а союзная - занимается внешней политикой, эти власти должны быть разделены. Это означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Законодательная власть среди них верховная, но она ограничена соблюдением неотчуждаемых прав человека.

Информация о работе История становления и этапы развития политической науки