Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:59, реферат
Представляется необходимым начать исследование института исполнительного производства с анализа истории его изучения. Исследования, посвященные историческому аспекту становления института исполнительного производства в России, можно условно разделить на три группы: 1) исследования дореволюционного периода; 2) исследования советского периода; 3) исследования современного периода
Введение...................................................................................................................2
1. История развития исполнительного производства..........................................5
2.Причины и основные составляющие реформы принудительного исполнения.............................................................................................................12
Заключение.............................................................................................................18
Список  используемой литературы.......................................................................19
     В 
исполнительном производстве суд участвовал 
также тогда, когда за разрешением 
тех или иных вопросов к нему обращались 
участники исполнительного 
Кроме того, в суд подавались жалобы на неправильное исполнение решений, и все споры по исполнению, за исключением касающихся толкования решения, подлежали рассмотрению судом в сокращенном порядке. Жалобы рассматривались "по сообщении копии противной стороне и вызова ее в заседание" и разрешались частным определением, которое подлежало дальнейшему обжалованию в порядке частного производства, не приостанавливая исполнения обжалованного определения, кроме особо указанных в законе случаев (ст.1205 Устава гражданского судопроизводства).
Законодательство советского периода не только восприняло традицию дореволюционного российского права, когда основной контроль за деятельностью судебных исполнителей (приставов) осуществлялся судебными органами, но и так преобразовало судебный контроль, что в результате судебные исполнители стали подчиняться в своей деятельности непосредственно суду.
     В 
соответствии с нормами Гражданского 
процессуального кодекса РСФСР, 
а также принятыми в их развитие 
инструкциями о порядке исполнения 
судебных решений и об исполнительном 
производстве судебные исполнители 
состояли в штате районных (городских) 
судов и совершали 
Вся деятельность судебных исполнителей по исполнению судебных и других юрисдикционных актов находилась под контролем судьи, который должен был следить за правильностью и своевременностью исполнения (ст.349 ГПК РСФСР, п.3 Инструкции о порядке исполнения судебных решений, п.3 Инструкции об исполнительном производстве). Многие действия судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа и принимаемые им решения утверждались судьей, под контролем которого он находился: например, расчет распределения денежных сумм между взыскателями, акт об отсутствии у должника имущества и доходов, на которые можно обратить взыскание по исполнительному документу (ст.365, 427 ГПК РСФСР). Некоторые, наиболее важные, вопросы, связанные с принудительным исполнением, могли разрешаться только судьей. Это вопросы о возбуждении исполнительного производства, об отказе в возбуждении исполнительного производства, об отложении исполнительных действий, о приостановлении и прекращении исполнительного производства, об отсрочке или рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка исполнения, о возвращении исполнительного документа взыскателю без исполнения, об объявлении розыска должника, о наложении на должника штрафа, взыскании с него расходов по исполнению решения, об окончании исполнительного производства и др. (ст.340, 341-343, 345-347, 351, 352, 355, 360, 361, 362, 366, 367, 406 ГПК РСФСР; п.21, 36, 47, 140 Инструкции о порядке исполнения судебных решений; п.20, 21, 35, 43, 46, 139 Инструкции об исполнительном производстве; п.133 Инструкции по делопроизводству в районном (городском) суде).
     Итак, 
до момента принятия ныне действующего 
законодательства об исполнительном производстве 
действовали: Гражданский процессуальный 
кодекс РСФСР, Инструкция «Об исполнительном 
производстве» (утв. Приказом Минюста 
СССР от 15 ноября 1985 г. №22) и  Инструкция 
по делопроизводству в районном (городском) 
суде  (утв. Приказ Минюста РФ от 16 июня 1994 
г. №19-01-88-94) [12, c. 64].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   2. 
Причины и основные 
составляющие реформы 
принудительного 
исполнения 
Принятие Федерального закона "Об исполнительном производстве", регулирующего порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было прежде всего восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК РСФСР и ст. 56 ГК РФ. Кроме того, важно было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. Реализация этих задач потребовала создания новых органов принудительного исполнения с соответствующими полномочиями. Поэтому одновременно был принят Федеральный закон "О судебных приставах", который определяет правовую основу их деятельности. Его положения позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона "Об исполнительном производстве" [1].
     Шерстюк 
В.М. отвечая на вопрос: что принципиально 
нового внесено законами "О судебных 
приставах" и "Об исполнительном 
производстве" в условия и порядок 
принудительного исполнения судебных 
актов, а также актов других органов, 
предусмотренных федеральным 
Вместе с тем нельзя не сказать о том, что законодательные новеллы действующего законодательства об исполнительном производстве апробированные на практике, не совершенны. Не все они в должной мере согласованы между собой и с ранее действовавшими правовыми нормами, нечетко изложено содержание некоторых из них, что создает определенные трудности при применении.
Если ранее исследователи отмечали, что «это (несовершенство) потребует совершенствования статей Закона на основе анализа и обобщения судебной практики».
     То 
теперь те же исследователи говорят 
о необходимости реформирования 
ныне действующей системы 
     И 
действительно действующее 
     Во-первых, 
во всем пласте исполнительного 
Во-вторых, как отмечает Лукачев М.Н., закон содержит и серьезные
коллизии: 
Так, «вопрос о пределах ответственности 
юридических лиц имеет большое 
значение для нормального 
Между тем ряд положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ "Об исполнительном производстве" не так однозначно определяет пределы ответственности учреждения. Пункт 5 ст.46 Закона предписывает в случае отсутствия у должника денежных средств обратить взыскание на иное имущество должника. При этом исключается наложение взыскания на имущество, если в федеральном законе содержится соответствующий запрет. Одним из таких ограничений может быть п.2 ст.120 ГК РФ [3].
     Далее 
в Законе содержится глава, устанавливающая 
особенности наложения 
Налицо коллизия, которая может привести к нарушению прав как взыскателя, так и должника-учреждения»[15, c. 271].
И не смотря на то, что Президиум ВАС РФ выработал рекомендации по разрешению указанного противоречия - Информационное письмо от 14 июля 1999 г. №45, на законодательном уровне данная коллизия не решена.
     Приведем 
еще один пример подчеркивающий недостаточность 
действующего исполнительного 
     Как 
отмечает, Морозова И.Б., Семин С.А. – 
есть основания полагать, что в 
законе "Об исполнительном производстве 
законодатель противоречиво подходит 
к роли суда и осуществлению им 
предварительного контроля за производством 
исполнительных действий. Авторы подчеркивают: 
решения о принятии отказа взыскателя 
от взыскания, об утверждении мирового 
соглашения принимаются судом, а 
решение о возвращении 
Из сказанного следует, во-первых, что в указанных положениях закона
отсутствует 
логика. Законодатель, по сути, передает 
судебному приставу-
     Итак, 
в настоящее время ряд 
Среди них: Игнатенко А.А., Кириленко И.В., Матвеев А.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В.
Говоря о необходимости принятия Исполнительного кодека Российской Федерации они подчеркивают: конечная цель любой реформы, в том числе в данной сфере, - повышение уровня защиты прав граждан и организаций, эффективности и результативности работы органов принудительного исполнения, обеспечение тем самым стабильности отношений гражданского оборота и публично-правовых отношений. «Венцом» же реформы исполнительного производства в России они выдвигают именно Исполнительный кодекс РФ. Проект которого и предложен в статье «К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации». [13, c. 181]
Как и любой иной кодифицированный кодекс, проект ИК РФ состоит из общей и особенной частей.
Общая часть включает следующие положения:
Раздел I. Общие
Подраздел 1. Основные положения
Подраздел 2. Органы принудительного исполнения
Подраздел 3. Участники исполнительного производства
     Подраздел 
4.  Исполнительные документы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     В 
заключение отметим, что Федеральные 
законы «Об исполнительном производстве» 
и «О судебных приставах» являются 
значительным шагом вперёд в развитии 
исполнительного 
Информация о работе История развития исполнительного права в России