Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:09, реферат
Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить становление партийной системы и ее эволюцию в разные периоды, определить роль партий в политической системе. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
•Исследовать процессы формирования и эволюции политических партий;
•Определить идеологии политических партий;
•Рассмотреть социальные базы и организационные структуры партий;
•Рассмотреть стратегические цели ведущих политических партий.
Введение
Глава 1. Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации
1.Возникновение партийной оппозиции в СССР в конце 1980-х гг.
2.Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.
3.Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.
Глава 2. Политические партии в наше время.
2.1 Стратегические цели ведущих политических партий
2.2 Обладают ли властью политические партии в современной России?
2.3 Ресурсы политических партий в современной России
Заключение
Список используемой литературы
Общественное объединение «Яблоко» выступает за развитие в России частной собственности (в том числе на землю) и предпринимательства, но критикует правительственную программу приватизации («по Чубайсу»). Движение ратует за изменение направленности реформ таким образом, чтобы их результатами могли пользоваться большинство россиян. С этой целью предлагается проработка программ приватизации каждого отдельного предприятия, ориентация не на внешние займы, а на долгосрочные инвестиционные проекты (как западные, так и отечественные). «Яблоко» высказывается за подлинный федерализм, когда регионам будет придана большая экономическая самостоятельность. Стратегическими партнерами России на международной арене объявляются США и страны Западной Европы.
2.2 Обладают ли властью политические партии в современной России?
Главной задачей любой политической партии является достижение государственной исполнительной или законодательной власти. В современной России партии имеют влияние только в законодательной ветви власти. Наиболее значительные партии, пройдя через выборы, имеют фракции в Государственной Думе, в законодательных органах субъектов Федерации.
При
этом сам Президент России не связан
ни с одной политической партией.
Правительство также
Этому есть свои причины. Во-первых, в России еще не сложилась устойчивая партийная система. Обилие партий, носящих во многом искусственный характер, обусловлено не отличием программ, а амбициями их лидеров. Такие партии заботит больше не реализация интересов электорального слоя, а «голый интерес власти». Во-вторых, водораздел в партийной борьбе происходит по линии «партия власти — протестирующие группировки» при неизжитости кардинальных идеологических противоречий, способных вылиться в силовое противостояние, устойчивой партийной системы достичь трудно. В-третьих, становлению сильных партий не способствует и позиция верхних эшелонов власти (Президент и Правительство), которым выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. Исполнительная власть сознательно проводит в России политику «деполитизации», чтобы не допустить большего влияния политических партий на население. В условиях, когда по Конституции России большинство властных полномочий сосредоточено в руках Президента и исполнительных органов власти, воздействие и влияние политических партий на общенациональную политику сведено к минимуму и осуществляется в основном в рамках парламентских дебатов.
Власть политических партий в России имеет латентный (скрытый) характер, сводясь к деятельности их парламентских фракций. В этом случае воздействие на исполнительную власть осуществляется через процесс законотворчества, посредством лоббирования принятия политических и социально-экономических решений, торга на «рынке власти» с Правительством и Президентом (имеющего зачастую вид «схватки под ковром»). Пытаясь преодолеть партийное влияние, исполнительная власть предпринимает шаги, направленные на изменение Закона о выборах в Государственную Думу. В частности, Б.Ельциным был предложен законопроект, предусматривающий выборы только по мажоритарному, а не смешанному (в том числе и партийному) принципу.
Однако объяснить слабость политических партий в современной России лишь противодействием со стороны исполнительной вертикали власти нельзя. Сами партии в своей деятельности допускают много просчетов и прямых нарушений действующего законодательства. Многие лидеры, с чьими именами связаны партии в умах электората, просто скомпрометировали себя. Партии зачастую представляют не интересы населения, а свои собственные властные амбиции и поэтому не имеют устойчивых связей с различными социальными слоями общества. Пока партии проявляют завидную активность лишь в преддверии выборных кампаний. Особенно это относится к парламентским партиям, использующим предоставленные им возможности и аппарат (средства связи и коммуникации, финансирование и т.п.) часто не по прямому назначению.
Сильным рычагом потестарного воздействия этих партий на исполнительные органы власти в России является процесс принятия бюджета. Однако здесь узкопартийные пристрастия и интересы, лоббистская деятельность, непрофессионализм и идеологическая зашоренность берут зачастую верх над общенациональными приоритетами. Становится очевидной необходимость повышения ответственности партийных фракций в Государственной Думе за те решения, которые ею принимаются.
2.3 Ресурсы политических партий в современной России
Для участия в политическом процессе и достижения своих целей политические партии и общественно-политические движения в современной России должны обладать ресурсами. Главными из них являются:
1) наличие сильной организации, имеющей отделения в регионах России, обладающие реальным влиянием в них на общественную жизнь и органы государственной власти и самоуправления;
2) устойчивая
связь с обществом, (аккумуляция
и артикуляция интересов
3) наличие политической
идеологии, основные положения
которой интегрировали бы в
себе предельно широкие
4) сильный политический
лидер, способный вести за
5) наличие финансовой
базы. Партии и движения должны
обладать устойчивыми
6) информационная
поддержка. Политические
7) информационно-аналитическая
база. Политические партии и
В
современной России ни одна из существующих
политических организаций не обладает
всей совокупностью данных ресурсов. Например,
КПРФ обладает мощной и разветвленной
периферийной структурой в регионах и
общественной поддержкой. У ЛДПР сильный
партийный лидер и солидная финансовая
поддержка (в том числе и из-за рубежа).
«Яблоко» при наличии сильного и профессионального
лидера проигрывает в поддержке общественных
масс даже при имеющихся финансовых возможностях.
Заключение
В своей курсовой работе я попыталась показать феномен политических партий, рассматривая его в некоторых основных аспектах. Проследила исторический процесс постепенного роста и превращения партий из мелких общественных групп, имеющих влияние внутри своего класса, в более крупные объединения, которые оказались способны результативно бороться за власть и при, удачном исходе этой борьбы, успешно осуществлять управленческие функции.
Действительно, партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.
На мой взгляд, партии всегда должны побуждать к движению вперед. Всем им необходимо хорошо определять и разграничивать интересы той или иной социальной группы, которую они представляют. Кроме того, партии обязаны четко видеть формы и методы движения к осуществлению этих интересов, так как в противном случае их деятельность окажется чисто декларативной и не принесет должных результатов.
Политическим партиям необходимо постоянное обновление. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Только активные действия партий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в конечном итоге расширять свою социальную базу.
Так
же я хотела бы подчеркнуть и то
обстоятельство, что политические партии
выиграют, если будут развиваться
как демократические и
Список используемой литературы
1. Авакян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: конституционно-правовые основы. М., 1996.
2. Верт Н. История советского государства 1900—1991. М., Прогресс, 1992.
Гайдар Е. Дни поражений и побед. М., 1996.
3. Краснов В. Система многопартийности в современной России. М., 1995.
4. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. / Серия «Высшее образование». – М., 2001. – 272 с.
5. Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности //Полис. 1996. №5.
Диаграмма
: «Иллюстрация каппа-индексов»
Примечание: Диаграмма демонстрирует значения каппа-индексов исследуемых размежеваний между парами партийных семей с 1993 по 2003 гг.
Информация о работе Историческая эволюция политических партий