Историческая эволюция политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:09, реферат

Краткое описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить становление партийной системы и ее эволюцию в разные периоды, определить роль партий в политической системе. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

•Исследовать процессы формирования и эволюции политических партий;
•Определить идеологии политических партий;
•Рассмотреть социальные базы и организационные структуры партий;
•Рассмотреть стратегические цели ведущих политических партий.

Оглавление

Введение

Глава 1. Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации

1.Возникновение партийной оппозиции в СССР в конце 1980-х гг.
2.Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.
3.Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.
Глава 2. Политические партии в наше время.

2.1 Стратегические цели ведущих политических партий

2.2 Обладают ли властью политические партии в современной России?

2.3 Ресурсы политических партий в современной России

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии Самойловой К. Мт-417.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Общественное  объединение «Яблоко» выступает  за развитие в России частной собственности (в том числе на землю) и предпринимательства, но критикует правительственную программу приватизации («по Чубайсу»). Движение ратует за изменение направленности реформ таким образом, чтобы их результатами могли пользоваться большинство россиян. С этой целью предлагается проработка программ приватизации каждого отдельного предприятия, ориентация не на внешние займы, а на долгосрочные инвестиционные проекты (как западные, так и отечественные). «Яблоко» высказывается за подлинный федерализм, когда регионам будет придана большая экономическая самостоятельность. Стратегическими партнерами России на международной арене объявляются США и страны Западной Европы.

2.2 Обладают ли властью политические партии в современной России?

     Главной задачей любой политической партии является достижение государственной исполнительной или законодательной власти. В современной России партии имеют влияние только в законодательной ветви власти. Наиболее значительные партии, пройдя через выборы, имеют фракции в Государственной Думе, в законодательных органах субъектов Федерации.

     При этом сам Президент России не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется  не по партийному, а по профессиональному  признаку. Большинство глав администраций  субъектов Федерации, мэров крупных  городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата.

     Этому есть свои причины. Во-первых, в России еще не сложилась устойчивая партийная система. Обилие партий, носящих во многом искусственный характер, обусловлено не отличием программ, а амбициями их лидеров. Такие партии заботит больше не реализация интересов электорального слоя, а «голый интерес власти». Во-вторых, водораздел в партийной борьбе происходит по линии «партия власти — протестирующие группировки» при неизжитости кардинальных идеологических противоречий, способных вылиться в силовое противостояние, устойчивой партийной системы достичь трудно. В-третьих, становлению сильных партий не способствует и позиция верхних эшелонов власти (Президент и Правительство), которым выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. Исполнительная власть сознательно проводит в России политику «деполитизации», чтобы не допустить большего влияния политических партий на население. В условиях, когда по Конституции России большинство властных полномочий сосредоточено в руках Президента и исполнительных органов власти, воздействие и влияние политических партий на общенациональную политику сведено к минимуму и осуществляется в основном в рамках парламентских дебатов.

     Власть  политических партий в России имеет  латентный (скрытый) характер, сводясь  к деятельности их парламентских  фракций. В этом случае воздействие на исполнительную власть осуществляется через процесс законотворчества, посредством лоббирования принятия политических и социально-экономических решений, торга на «рынке власти» с Правительством и Президентом (имеющего зачастую вид «схватки под ковром»). Пытаясь преодолеть партийное влияние, исполнительная власть предпринимает шаги, направленные на изменение Закона о выборах в Государственную Думу. В частности, Б.Ельциным был предложен законопроект, предусматривающий выборы только по мажоритарному, а не смешанному (в том числе и партийному) принципу.

     Однако  объяснить слабость политических партий в современной России лишь противодействием со стороны исполнительной вертикали  власти нельзя. Сами партии в своей  деятельности допускают много просчетов  и прямых нарушений действующего законодательства. Многие лидеры, с чьими именами связаны партии в умах электората, просто скомпрометировали себя. Партии зачастую представляют не интересы населения, а свои собственные властные амбиции и поэтому не имеют устойчивых связей с различными социальными слоями общества. Пока партии проявляют завидную активность лишь в преддверии выборных кампаний. Особенно это относится к парламентским партиям, использующим предоставленные им возможности и аппарат (средства связи и коммуникации, финансирование и т.п.) часто не по прямому назначению.

     Сильным рычагом потестарного воздействия  этих партий на исполнительные органы власти в России является процесс  принятия бюджета. Однако здесь узкопартийные  пристрастия и интересы, лоббистская деятельность, непрофессионализм и идеологическая зашоренность берут зачастую верх над общенациональными приоритетами. Становится очевидной необходимость повышения ответственности партийных фракций в Государственной Думе за те решения, которые ею принимаются.

2.3 Ресурсы политических партий в современной России

     Для участия в политическом процессе и достижения своих целей политические партии и общественно-политические движения в современной России должны обладать ресурсами. Главными из них  являются:

1) наличие сильной организации, имеющей отделения в регионах России, обладающие реальным влиянием в них на общественную жизнь и органы государственной власти и самоуправления;

2) устойчивая  связь с обществом, (аккумуляция  и артикуляция интересов избирателей,  постоянное давление на потестарные органы и государство с целью их осуществления);

3) наличие политической  идеологии, основные положения  которой интегрировали бы в  себе предельно широкие общественные  интересы, общенациональные приоритеты  и с помощью которой можно было бы мобилизовать избирателей на поддержку политической партии или движения;

4) сильный политический  лидер, способный вести за собой  не только членов собственной  организации, но и людей из  различных слоев общества. При  этом лидер должен обладать  реальным влиянием на политическую элиту общества (региональную и центральную), уметь решать сложные политические проблемы;

5) наличие финансовой  базы. Партии и движения должны  обладать устойчивыми источниками  финансовых средств, поддержкой  со стороны крупных финансовых центров (банков, крупных фирм и предприятий) для ведения повседневной политической деятельности, для агитации, содержания центрального руководства. Потребность в серьезных финансовых ресурсах особенно ощущается в период предвыборных кампаний, когда зачастую победу обеспечивает размер партийной кассы (к примеру, колоссальная поддержка НДР со стороны структур «Газпрома»). Это особенно актуально в современных условиях, когда материальная поддержка со стороны простых избирателей сведена к минимуму из-за тяжелого экономического положения большинства населения страны;

6) информационная  поддержка. Политические партии  и движения должны иметь не  только собственные журналы или  газеты, но и пользоваться поддержкой  масс-медиа (в первую очередь,  телевидения). Создаваемый партиями и движениями со стороны масс-медиа имидж и паблисити в немалой степени способствуют их успеху или неудаче.

7) информационно-аналитическая  база. Политические партии и движения  должны иметь связь с ведущими  аналитическими центрами страны  и свою собственную команду аналитиков. Аккумулируя полученную информацию, они могут прогнозировать дальнейшую ситуацию в стране и в зависимости от этого корректировать свою деятельность.

     В современной России ни одна из существующих политических организаций не обладает всей совокупностью данных ресурсов. Например, КПРФ обладает мощной и разветвленной периферийной структурой в регионах и общественной поддержкой. У ЛДПР сильный партийный лидер и солидная финансовая поддержка (в том числе и из-за рубежа). «Яблоко» при наличии сильного и профессионального лидера проигрывает в поддержке общественных масс даже при имеющихся финансовых возможностях. 

Заключение

     В своей курсовой работе я попыталась показать феномен политических партий, рассматривая его в некоторых  основных аспектах. Проследила исторический процесс постепенного роста и превращения партий из мелких общественных групп, имеющих влияние внутри своего класса, в более крупные объединения, которые оказались способны результативно бороться за власть и при, удачном исходе этой борьбы, успешно осуществлять управленческие функции.

     Действительно, партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы  общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

     На  мой взгляд, партии всегда должны побуждать  к движению вперед. Всем им необходимо хорошо определять и разграничивать интересы той или иной социальной группы, которую они представляют. Кроме того, партии обязаны четко видеть формы и методы движения к осуществлению этих интересов, так как в противном случае их деятельность окажется чисто декларативной и не принесет должных результатов.

     Политическим  партиям необходимо постоянное обновление. Они должны быть привлекательными для  молодежи и представителей новых  профессий, воспитывать кадры, которые  хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Только активные действия партий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в конечном итоге расширять свою социальную базу.

     Так же я хотела бы подчеркнуть и то обстоятельство, что политические партии выиграют, если будут развиваться  как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства  и ответственности. Деятельность их является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления, и чем результативнее она станет осуществляться, тем зрелее и прочнее будет гражданское общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Авакян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: конституционно-правовые основы. М., 1996.

2. Верт Н. История советского государства 1900—1991. М., Прогресс, 1992.

Гайдар Е. Дни  поражений и побед. М., 1996.

3. Краснов В.   Система многопартийности в современной России. М., 1995.

4. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. / Серия «Высшее образование». – М., 2001. – 272 с.

5. Шмачкова Т.В.  Теории коалиций  и становление российской многопартийности //Полис. 1996. №5.

    Приложение 
 

Диаграмма : «Иллюстрация каппа-индексов» 

 Примечание: Диаграмма демонстрирует значения каппа-индексов исследуемых размежеваний между парами партийных семей с 1993 по 2003 гг.

Информация о работе Историческая эволюция политических партий