Исламский радикализм как фактор политического процесса России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

По всему миру живёт больше 1 млрд. мусульман и человечество в условиях глобализации постоянно сталкивается с проблемой исламского радикализма. Совершаются теракты, на базе исламизма создаётся государство ИГ, действует организованные сети вербовки для рекрутизациии членов террористических группировок. Данная проблема является актуальной и для нашей страны. Значительная часть нашего населения является мусульманами, Российское государство имеет большой и неоднозначный исторический опыт взаимоотношений с исламом

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе
1.1 Особенности ислама, как религии.
1.2 Причины распространения исламского экстремизма.
Глава 2.Особенности влияния исламского радикализма на политический процесс России.
2.1 Государственная политика в сфере регулирования исламского радикализма
2.2 Мировой опыт борьбы с радикальным исламом.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 54.78 Кб (Скачать)

Учитывая нашу тему, важно прояснить ситуацию, связанную с организацией исламского сообщества на территории страны . В России нет единого мусульманского сообщества, а есть две плохо связанные друг другом общины. Это Северокавказское сообщество и татаро-башкирское. «Координация между духовными лидерами заметна в основном  при решении общих задач, поставленных перед ними светской властью…Религиозная солидарность ограниченный характер…». Фактор разобщённости двух общин, как и территориальном, организационном смысле, так и разницу менталитетов мусульманских сообществ России необходимо учитывать при исследовании проблемы исламизма в России. В духовных структурах обоих нет организационного единства. Распад СССР, затронувший все сферы жизни общества, не обошёл стороной и исламские структуры в нашей стране. В годы советского союза существовало Духовное управление мусульман европейской части России и Сибири (ДУМЕС), которое развалилось и преобразовалось в более 40 муфтиятов. Таким образом, получается, что в каждом субъекте федерации, в котором имеется крупная исламская община, появился свой муфтия

 

 

 

1.2 Причины распространения исламского экстремизма.

Существует ряд факторов, влияющих на распространение исламского радикализма в российском обществе:

1.проблема религиозного образования

2. социально-экономические причины

3.внутриполитические факторы   миграция и иммиграция

Следует разобраться в каждом факторе по отдельности и по порядку.

«Процессы, начавшиеся в мусульманской среде в канун распада и в первое десятилетие новой России, специалисты называют… «реисламизация». До 1991 года система религиозного образования отсутствовала, а потребность в духовных и преподавательских кадрах удовлетворялась расположенной в Бухаре медресе «Мир-Араб». Начавшееся в первой половине 1990-х годов воссоздания этой системы происходило сумбурно и вне контроля институционального духовенства» А. Малашенко утверждает, что в массовом порядке создавались кружки и центры, в которых преподавали не профессионалы. «Просветительством занимались обучавшиеся в СССР и России арабские студенты и из технических ВУЗов.» Из этого можно сделать вывод, что уровень преподавания был крайне низок и качество материала не поддаётся изучению. В стране складывается ситуация, при которой в России не было возможности получить качественное исламское образование поэтому «тысячи молодых людей, стремясь получить религиозные знания, устремились на Арабский Восток, в Турцию, Пакистан... Всякий раз эти поездки финансировались из зарубежных источников. Уровень приобретённых знаний навыков работы с верующими действительно был выше того, который можно было получить в России…Выпускники арабских и турецких университетов становятся носителями «иного» ислама». Таким образом и проникли на территорию России идеи «радикального ислама». Более того, под патронажем арабских организаций на территории России были открыто множество различных учебных религиозных организаций, преподававшие ислам по программам делающих акцент на непривычное понимание ислама для кавказцев и татар.

Следующим фактором, способствующим для развития радикального исламизма, является социально-экономические проблемы. После распада СССР уровень важнейшие социально-экономические показатели  резко упали. На этом фоне происходит демографический рост и переселение из горных населённых пунктов населения в город из-за дефицита обрабатываемой земли в горных районов. А по всей стране в это время высокие показатели по безработице, межэтнические конфликты и слабая политическая власть в центе.. В итоге на территории Северного Кавказа возникает большая масса молодого, безработного населения, которое быстро реисламизируется  некачественными духовными кадрами. Всё это не могло не привести к радикализации населения. Александр Искандрян: «В Дагестане более, чем где-либо ещё в России, имеются условия для зарождения радикально-уравнительных идеологий на основе ислама. Социальной основой для исламского радикализма, как и на ближнем Востоке, является обедневшая молодёжь. По мере обнищания населения в результате краха советской экономики популярность «ваххабизма» в республике росла. В горных районах Дагестана при высокой рождаемости и критической нехватки земли перспективы молодёжи практически отсутствуют. Безработица среди молодых достигает 85%.Уровень жизни чрезвычайно низок, и это на фоне коррумпированности элит и криминализованности всей экономической сферы». Если первый чеченский конфликт позиционировался лидерами боевиков как народно-освободительная война за свободу чеченского народа, что было в традициях того времени, достаточно вспомнить популярность этнорелигиозного и регионального  сепаратизма в ряде республик Российской Федерации (Это  сепаратизм тюрских народов на базе  идеологии пантюркизма, Сибирский региональный сепаратизм, Национализм финно-угорских народов и Квази-этнический конфедерализм и сепаратизм русских регионов 7), то по ходу второго конфликта идеологическая база смешалась с национально-освободительного вектора в сторону идей радикального ислама и на создание мультинациональных преступных группировок. На это указывает тот факт, что ликвидированный российскими спецслужбами Доку Умаров в октябре 2007 года расформировал так называемую «Чеченскую республику Ичкерия», президентом которой он и являлся и образовал новую структуру «Эмират Кавказ», которая имеет другую цель и задачи. Длительный процесс перехода идеологии с национализма и сепаратизма отдельной республики Ичкерия  на панисламизм  и формирование новой структуры происходил на фоне подписания невыгодных для федеральных сил Хасавюртовских соглашений и  существование недееспособной власти неподконтрольной Кремлю власти в Республике Чечня. Идеология исламизма была способна сплотить людей против вызовов того времени. В этом и кроется внутриполитический фактор распространения политического радикального ислама на территории Российской Федерации. «В самой Чечне популярность самостоятельного политического бытия вне России после двух военных кампаний заметно снизилась  «…» Даже те, кто в начале 1990-х годов оказался восприимчив к националистической и сепаратистской риторике, пережив реалии "свободной Ичкерии", был вынужден пересматривать свои былые взгляды и оценки.

Схожие процессы разочарования в этническом национализме (правда, совсем по другим причинам) происходили и в других республиках северокавказского региона. Те, кто пришел к власти после распада СССР на волне подъема национальных чувств, не принесли решения сложных вопросов«...» И все это происходило на фоне экономического спада, социальной дифференциации и безработицы. Отсюда и запрос на некую новую идею, способную сплотить людей перед вызовами клановости и коррупции. В условиях религиозного возрождения и восстановления естественного интереса к исламу укрепились и позиции религиозных радикалов».8.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1Государственная политика в сфере регулирования исламского радикализма.

Исламский радикализм является актуальной проблемой для всего мира ,а не только для Российской Федерации. Совершается множество террористических актов. Государство обязано обеспечить гражданам безопасность поэтому осуществляется ряд мер по противодействию деятельности террористов и организаций, проповедующих радикальный ислам. В Российской федерации действуют законы, направленные на эту проблему и они приносят результат. Работа ведётся в разных направлениях, начиная с недопущения радикальных мусульман в открытый политический процесс, путём запрещения этих партий и организаций ,о чём будет написано ниже, а также активной пропагандисткой работой в обществах, подтверждённых распространению идей радикального ислама.

«Динамика терактов характеризуется… устойчивой тенденцией к снижению. В России — с 265 терактов в 2004 году до 10 в 2013 году. В СКФО — с 250 терактов в 2004 году до семи в 2013. Некоторый всплеск наблюдался в 2009 — 15 терактов, и в 2010 – 31. Тем не менее, рост удалось преодолеть»

 

«Активность экстремистских организаций снижается, во многом это происходит благодаря постоянной работе, как силовых структур, так и идеологической пропаганде.»

 начальник главка МВД  по Северо-Кавказскому федеральному  округу Сергей Ченчик 9. Рассматривая эту проблему через призму темы нашей курсовой работы, надо рассмотреть законодательство российской федерации в области регулирования таких политических субъектов, как политические партии. Обратимся к тексту федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 24.11.2014 с изменениями, вступившими в силу с 25.11.2014) "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ". В статье 9 этого закона описаны  ограничения на создание и деятельность политических партий. «1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности».

«3. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.  
    Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.»10

Таким образом, российское законодательство пресекает радикальным силам легально влиять на политический процесс России и принимать участие  в публичной политике. Партиям, деятельность, идеология или цели деятельности которых не отвечают требованиям федерального закона «о политических партиях», будет отказано в регистрации.

Также экстремистская деятельность рассматривается в другой федеральном законе, в котором определяется, что такое экстремизм, экстремисткая деятельность и санкции против этих организация. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает, что  экстремистская деятельность (экстремизм) это:

«…насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения…»11

Попадающие под понятие экстремизм этого закона организации по решению суда запрещаются на территории Российской федерации, её организаторы привлекается к ответственности. Министерство юстиции создаёт список запрещённых организаций, принадлежащих ликвидации. По состоянию на декабрь две тысячи четырнадцатого года в этом списке находиться тридцать шесть организаций, из них связанных с исламом и организованных в России и за его пределами шесть штук. 12

 

 

 

2.2 Мировой опыт борьбы  с радикальным исламом.

Сложная ситуация складывается с распространением радикального ислама в Западной Европе. Достаточно сложная ситуация складывается в Германии. Она является ведущей экономикой евросоюза и поэтому привлекает большие массы иностранной рабочей силы. «В 1997 году число проживающих в Германии иностранцев составило 7,4 млн. человек. Самой многочисленной группой были турки (2,1 млн.), за ними следовали югославы (0,7 млн.), итальянцы (0,6 млн.), греки (0,4 млн.) и поляки (0,3 млн.). В результате, за последние три десятка лет Германия из мононационального государства (немцы составляли до 1960 г. более 99% всего населения) превратилась в страну с весьма сложным этническим составом населения.» Как мы видим, иммигрантов мусульман из Турции больше на сто тысяч ,чем всех остальных эммигрантов не мусульман из европейских стран. Это тенденция сохраняется и  « в настоящее время численность мусульман в ФРГ достигает 3,5 млн. человек . Они стали третьей по величине религиозной группой после католиков и протестантов. Естественный прирост населения в турецкой диаспоре (1,2–1,5% в год) остается значительным, а, следовательно, численность и их доля в населении страны увеличивается, в то время как население Германии в целом стареет и сокращается.» 13

Исламская община Германии является второй в Европе после Французской. Если учитывать, что подавляющее большинство мусульман из Турции, где проповедуется умеренный ислам, то не должно успокаивать немецкие власти. Общины турок эмигрантов создают изолированные общины, в которые живут по своим законам и в которых не действуют западные правовые нормы. И в этих общинах имеют распространение радикальные идеи салафизма. «По данным немецких спецслужб, в Германии насчитывается около 5000 салафитов, по другим данным — до 10 000». 14

 

Не менее важный аспектом данной проблемы можно считать тот факт, что идеи исламизма начали активно распространяться среди коренных немцев. И это меньшенство этнических немцев-мусульман проявляет высокую политическую активность. «в Германии именно в рядах салафитских лидеров немало обратившихся в Ислам немцев. Среди них — Пьер Фогель, принявший имя Абу Хамза и организовавший салафитскую организацию «Приглашение в рай». Фогель активно выступает за отправку в Сирию немецких джихадистов»

Самой громкой общественной акцией этой организации за последнее время было создание «шариатской полиции». Это акция вызвала широкий общественный диссонанс «На прошлой неделе в городке Вупперталь (земля Северный Рейн-Вестфалия) в Германии группа мусульманской молодежи в ярких, светоотражающих накидках с надписями "шариатская полиция" попыталась патрулировать город, разъясняя людям в ресторанах, кафе и клубах их неподобающее поведение.

Они идут туда, где музыка, где люди веселятся, выпивают и играют на деньги — уговаривают все это прекратить и поговорить о Коране. Так, например, рассказывает проповедник Свен Лау, им уже удалось предотвратить безнравственное». Она оказалась на столько шумной что даже Ангеле Меркель пришлось отреагировать. «Монополия на насилие принадлежит лишь государству. И мы должны пресекать подобные случаи, - жестко отреагировала канцлер в интервью германскому телеканалу SAT1.»

Помимо Меркель в осуждающем духе высказались практически все политики и представители мусульманского меньшинства в стране.

 Такая же сложная  ситуация складывается во всей  Европе. В некоторых публикациях  встречается интересный феномен  «саморадикализация».Саморадикализация-это феномен, означающий , что европейской новообращённой молодёжи не надо ехать в мусульманские страны, для того, чтобы прейти в ислам радикального толка и вступить в ряды террористических организаций. В наше время развиты коммуникационные сети, связывающие весь мир и доступны широким массаам населения по всему миру, такие как твиттер и фейсбук. Это значительно осложняет работу правоохранительных органов. 15

Можно сделать вывод, что страны сейчас подвержены угрозам со стороны исламизма и все государства реагируют на этот вызов. Россия стремиться к  тому, чтобы исламизм не участвовал в политическом процессе, проводиться борьба с помощью широкого списка мер, начиная с пропаганды традиционных норм и ценностей, полицейских запретительных мер вплоть до открытого уничтожения исламистов. Анализируя существующее положение, можно сделать вывод, что исламизм продолжить угрожать России и в будущем, и данная проблема останется актуальной.

Информация о работе Исламский радикализм как фактор политического процесса России