Исламский радикализм как фактор политического процесса России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

По всему миру живёт больше 1 млрд. мусульман и человечество в условиях глобализации постоянно сталкивается с проблемой исламского радикализма. Совершаются теракты, на базе исламизма создаётся государство ИГ, действует организованные сети вербовки для рекрутизациии членов террористических группировок. Данная проблема является актуальной и для нашей страны. Значительная часть нашего населения является мусульманами, Российское государство имеет большой и неоднозначный исторический опыт взаимоотношений с исламом

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе
1.1 Особенности ислама, как религии.
1.2 Причины распространения исламского экстремизма.
Глава 2.Особенности влияния исламского радикализма на политический процесс России.
2.1 Государственная политика в сфере регулирования исламского радикализма
2.2 Мировой опыт борьбы с радикальным исламом.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 54.78 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный педагогический

Университет имени А.И. Герцена

Факультет социальных наук

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

 

Васильев Евгений Алексеевич

Исламский радикализм как фактор политического процесса России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

  

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе

1.1 Особенности ислама, как  религии.

1.2 Причины распространения исламского экстремизма.

Глава 2.Особенности влияния исламского радикализма на политический процесс России.

2.1 Государственная политика в сфере регулирования исламского радикализма

2.2 Мировой опыт борьбы  с радикальным исламом.

Заключение.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

По всему миру живёт больше 1 млрд. мусульман и человечество в условиях глобализации постоянно сталкивается с проблемой исламского радикализма. Совершаются теракты, на базе исламизма создаётся государство ИГ, действует организованные сети вербовки для рекрутизациии членов террористических группировок. Данная проблема является актуальной и для нашей страны. Значительная часть нашего населения является мусульманами, Российское государство имеет большой и неоднозначный исторический опыт взаимоотношений с исламом. Данная работа рассматривает воздействие исламского фактора на политический процесс России.

Исламский радикализм уже достаточно давно является проблемой для многих стран. Уже не один десяток лет деятельность  политико-религиозных организаций является одним из дестабилизирующих фактором в ряде регионов мира. Террористические акты радикальных исламских движений стали угрозой не только для отдельных государств и регионов, но и всего мирового сообщества. Проблема исламского экстремизма перестала носить локальный характер, а стала действительно транснациональным явлением. За последние годы исламский радикализм распространился на новые территории, в том числе и в ряде регионов СНГ(Центрально-азиатский регион), и в России(Северный Кавказ).Подобное распространение в  «ширь» делает  рассмотрение данной проблемы интереснее и актуальнее.

Не прекращаются совершаться террористические акты по всему миру, в том числе и в Европе. Так седьмого января две тысячи пятнадцатого года  в столице Франции –Париже  произошло нападение на редакцию газеты Charlie Hebdo, повлёкшее гибель 12 человек. При этом нападавшие выкрикивали мусульманские лозунги.Стоит заметить, что в ответ на это преступление по всей Франции и Европе прошли памятные митинги и даже совершены нападения на мечети. «Сразу несколько мечетей подверглись нападениям во Франции после теракта, произошедшего 7 января в редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo в Париже» .http://lenta.ru/news/2015/01/08/mechet/ 

Подобные процессы показывают, насколько феномен исламского, да и любого экстремизма опасен для современного информационного общества, насколько способен посеять нестабильность в целом регионе мира .

На сегодняшний день проводятся различные работы и исследования, посвящённые тому, чтобы доказать значительность влияние, или, наоборот – незначительность влияния исламского радикализма на политику в странах, имеющих проблему исламизма на своей территории. Это такие страны, как Германия, Франция, и особенно внимательно в этой работе будет рассматриваться  Россия. Особенно многочисленны данные исследования там, где проблема взаимодействия культур, религий, национальностей и этносов не только считается одной из важнейших, но и до сих пор вызывает опасения - в России - государстве, где исламский радикализм имеет широкую базу для развития, и где государство имеет значительные трудности с решением этой проблемы. Этим обусловлена актуальность моей курсовой работы.

Цель исследования данной курсовой работы: доказать, что исламский радикализм оказывает значительне влияние на политический процесс России. Предметом исследования являются особенности влияния исламизма  в России, а также его сходства и различия с мультикультурализмом в других государствах. Объектом исследования выступает непосредственно сам феномен радикального ислама в России.

 

 

«Исламские религиозно-политические движения как радикального, так и умеренного толка часто характеризуются одним термином — исламизм.  

Исламизм — это идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые проблемы и противоречия общества и государства, где живут мусульмане, а также между этими государствами будут разрешаться исключительно посредством исламских норм.  

 Идейные корни исламизма  обычно находят в учении Ажамаля ад-Дина аль-Афгани (1839—1897). Согласно его теории, этническая или национальная связь между людьми — низшая форма связи по сравнению с единением верующих в мусульманской общине. И потому успех будет сопутствовать такому сообществу, в котором религиозные узы прочнее, чем этнические.»1

 

«Ваххабизм» сегодня употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. В этой связи под «ваххабитами» понимаются либо носители идей, составляющих учение аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением.

Реальный ваххабизм, появившийся в 18 веке и ваххабизм Северного Кавказа, имеют друг другу опосредованное отношение, так считает Александр Искандерян, автор статьи «Экстремисты» первого номера журнала  «Родина», выпущенного 2000 году. Так называемых северокавказских ваххабитов стоит называть религиозными экстремистами и салафитами, сторонниками возвращения  этических норм раннего ислама.

Зачастую явление исламский радикализм сопряжено также с такими явлениями, как терроризм и сепаратизм. Автор работы приводит в пример конфликты на территории Северного Кавказа. Это так называемые Первая и Вторая «Чеченские войны». Терроризм является методом, которым пользуются радикалы в достижении своих целей. По мнению профессора Санжаревского И.И., высказанное в работе «политическая наука: словарь-справочник» созданной в 2010, терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Целями организаций, идеология которых базируется на идеях радикального или «чистого ислама», в российских реалиях может быть, в том числе, и нарушение территориальной целостности государства и создание на её территории новых государств. Таким образом, исламисты используют идею исламизма для консолидации сил для сепаратизма.

В. Коновалов в словаре по политологии определяет политический процесс как, совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества.

Проблема политического  исламского радикализма и влияние ислама на политику в российской науке представлена работами  Р.Г.Ланда, Алексея Малашенко и другими.

Исламский фактор в жизни общества стал усиливаться в нашей стране в 90-ые годы, что вызвало увеличение публикаций на эту тему. Авторы по-разному оценивают основную причину исламского фундаментализма. А.В. Малашенко считает, что фундаментализм - это "форма выражения цивилизованной константы", а суть его - в стремлении воссоздать фундаментальные основы "свой" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций, вернуть ей "истинный облик".2 

По мнению Р. Ланда фундаментализм является "постоянной чертой всех зрелых цивилизаций, культур, наций в момент вызова, создаваемого конфронтацией, отречением, глубоко ощутимой угрозой так же как и тупиковой ситуацией".3

«Под политическим процессом понимается совокупность видов деятельности субъектов политических отношений,отражающих стадии изменения политической системы и направленных на достижение политических целей». 4

В качестве источников при написании данной курсовой работы использовались материалы периодической печати: статьи, репортажи, интервью с деятелями ислама и отечественными специалистами.  

 

Предметом данной работы является особенности исламского радикализма как фактора политического процесса  современной России. Под современной Россией автором понимается Российская Федерация, начиная с конца 80-ых годов 20 века до марта 2014 года.

 

Основная цель работы состоит в попытке рассмотреть причины и предпосылки для появления исламского радикализма как фактора политического процесса, опираясь главным образом на выводы исследования отечественных авторов, а также анализ материалов периодической печати в качестве источниковедческой базы. Задачи, вытекающие из поставленной цели состоят в том, чтобы:

1) изучить принципы и способы (метода) влияния исламского радикализма на политический процесс;

2) рассмотреть исламский радикализм как фактор в других странах, где он существует;

3) проанализировать сходства и различия исламского радикализма в России и в других странах, учитывая различные факторы;

 

Этим задачам соответствует структура работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, примечания.

Основные методы, использованные в работе – аналитический и иллюстрированный.

ГЛАВА 1. Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе

1.1 Особенности ислама  как религии

В мусульманских странах и или в странах со значительной долей мусульман экстремизм приобретает черты религиозного экстремизма. В чём же причина этого явления?

Причина в том, что ислам имеет свои специфические и отличительные черты.

В отличие от других мировых религия ислам (и большинство его течений)  имеет предписания действий во всех сферах жизни и ориентирован на социально-политические проблемы. Он не только модель идеального, "справедливого" общества, но и: 1) прямо предполагает насилие как средство его достижения или защиты (концепция джихада)12 ; 2) имеет разработанную доктрину мусульманского государства с четко очерченным набором формальных признаков.5  К наиболее важным из них относится то, что верховным правителем должен быть мусульманин, а правление должно осуществляться на основе мусульманского права. Третий важный момент состоит в том, что ислам в конечном счете предполагает неограниченную территориальную экспансию исламского общества. Согласно концепции джихада все, что не относится к "территории ислама" (дар ал-ислам) является (по крайней мере потенциально) "территорией войны" (дар ал-харб). В современных условиях неисламские страны воспринимаются мусульманскими странами как основные виновники экономической отсталости. А в России в памяти народов Северного Кавказа свежи воспоминания об народно-освободительных войнах. «Резкий рост значения «исламского фактора» здесь связан с событиями народно-освободительной войны 19 века под руководством Шамиляи восстанием 1877 года».5 Эта идея приобретает особую актуальность для обоснования экстремистской (террористической) практики.

Наблюдая явные расхождения между положениями учения пророка Муххамада и негативными реалиями современности, многие склонны видеть корень зла в отходе от религиозных предписаний, нравственным разложением общества, забвением традиционных норм. С данным стереотипом тесно переплетается идеализация общины (уммы) первых мусульман. В этом идеале далекого прошлого в полной мере воплотились эгалитаристские чаяния городских низов, на которых в наибольшей степени отразились все провалы социально-экономических реформ в развивающихся странах.

В целом можно сказать, что особенности ислама как религии сыграли определяющую роль в преобладающем использовании его в качестве основы идеологии современного экстремизма в мусульманских странах. Это, конечно, не исключает того, что та оптимальность идеологических форм, которые ислам дает экстремизму, уже сама по себе способствует его подъему, но вряд ли в очень значительной степени.

 

Ислам-вторая по распространённости религия в России. Численность мусульманского населения в стране согласно переписи населения 2002 года составила 14,5 млн. человек, а к 2006 году количество мусульман увеличилось до 15 млн. человек.6. Но, по мнению Алексея Малашенко, высказанному в книге «Ислам для России», эти цифры не учитывают легальную и нелегальную иммиграцию. «Добавив к гражданам Российской Федерации 1,5-2,0 млн. азербайджанцев(«по самым скромным оценкам-1,5 млн.),а также более 2 млн. выходцев из центральной Азии(душанбинские эксперты утверждают, что только таджиков России 1 млн.),получаем примерно 20 млн. На этой цифре настаивают духовные лидеры мусульман….при этом замечу ,что в 20 веке соотношение православных и мусульман постоянно менялось в пользу последних: в 1926 году оно составляло 16:1,то в 1999-м уже 10:1.» Эти данные показывают, насколько многочисленна исламская община в России. Также стоит учитывать, что российское мусульманство состоит из двух ареалов-татаро-башкирского и северокавказского. Самым крупным исламским этносов являются татары(5.5 млн.), которые проживают на территории Башкортостана и Татарстана, а также в нескольких областях Сибири, Поволжья и Южного Урала. Чеченцы-самый крупный этнос, представляющий северокавказский ареал проживания мусульман в России. Алексей Малашенко предлагает следующую информацию (на 2007 год) «Их 1,3 млн. из которых, по неофициальным источникам свыше 800 тысяч обитаю на территории  в самой Чечне. Общее количество мусульман в Северокавказском регионе - примерно 6 млн. человек». Эта информация позволяет сделать вывод, что два ареала проживания мусульман многочисленны и количественно равнозначны.     Ареалы равнозначны по количеству людей, входящих в них, но различны по характеристикам. Татары более интегрированы в российское общество, нежели народы Кавказа, которые имели конфликт с центральной властью в 19,20 и 21 веках. Представители татаро-башкирского ареала проживания мусульманских народов прошли этот пик в 16-18 веках. Первый президент Татарстана утверждает, что у татар «… особый менталитет, отличающийся от среднеазиатского и кавказского. Даже чисто внешне татары выглядят больше как европейцы… Хотим мы или не хотим, конфронтация между исламом и христианством сегодня в мире есть. А у нас другой опыт».

А. Малашенко считает, что Северный Кавказ сохраняет приверженность традиции как никакой другой регион европейской части России. Более исламизированной является его восточная часть-Дагестан, Ингушетия, Чечня, менее - запад региона. 

Информация о работе Исламский радикализм как фактор политического процесса России