Интернет как поле для информационного противоборства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение основных методов влияния на общественное мнение через сеть Интернет.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты: понятия, структуру и характеристику Интернета как пространства для ведения информационного противоборства;
2. Охарактеризовать основные существующие методы влияния на общество в социальных сетях, и рассмотреть Интернет как средство распространения информации и дезинформации;
3. Проанализировать пространство Интернет и его роль в локальных военных конфликтах для ведения информационной войны;
4. Рассмотреть политические блоги и их влияние на людей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………... 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В СФЕРЕ ИНТЕРНЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
1.1. Информационное противоборство и информационная война: понятие и основные признаки…........................................
9
1.2. Методы влияния на человека посредством Интернет........... 14
2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ
2.1. Блоги и социальные сети и их влияние на людей………….. 18
2.2. Информационная война в Интернет: роль информации в военных конфликтах……………………………………………....
22
Заключение………………………………………………………………… 24
Список используемых источников……………………............................. 25

Файлы: 1 файл

Трубникова 506.docx

— 54.55 Кб (Скачать)

Информационная война реализуется в двух направлениях, которые воздействуют на психологические и информационно технические факторы. Одна действует непосредственно через человеческий фактор, другая – технические составляющие. Два этих аспекта образуют единое средство борьбы.

Виртуальных характер сетевой войны имеет одну особенность. Информационные операции ведутся не только против противника, но и против союзников и нейтральных членов. Контролировать надо и союзников, скрывая от них схемы и алгоритмы информационного воздействия. В информационной войне сегодняшний союзник– это потенциальный завтрашний враг. Поэтому информационные операции и информационное воздействие направлено на всех.

Более ярким примером информационного противоборства в Интернет является грузино-югоосетинский конфликт, сопровождающийся информационной активностью в виртуально-социальных сетях. Многие эксперты считают, что в грузино-югоосетинском конфликте роль информационной составляющей возросла, по сравнению с другими информационными войнами в локальных военных конфликтах.

Чтобы вести информационную войну, не обязательно быть хакером, журналистом, блоггером, достаточно иметь свой аккаунт в любой социальной сети. Достаточно клика мышкой в онлайн-голосовании на сайте. Пример тому – голосование на сайте CNN, на нем было предложено оценить действия России к Грузии. Накрутка голосов способствовала признанию поведения России миротворческим, примерно 329 тыс. человек, 92% отдали свой голос за этот вариант ответа. И всего 8% оценили отношения между двумя странами как вторжение России в Грузию. Хочется заметить, что в таких голосованиях велика возможность вмешательства хакеров, взлома системы (накрутка голосов с несуществующие страниц ботов12) для манипуляции мышлением и представлением о реальном положении дел. Чаще всего такие схемы не заметны, и не показывают правду. Но обывательскому взгляду достаточно массовость действия и мнение большинства.

В статье «Россия – Грузия: сетевая война» акцентируется новое явление, такое как онлайновые стычки. Такое представление о информационной войне было высказано в публикации на британском сайте о международной политике и культуре «Open Democracy» - «эта информационная война - первый воистину глобальный user-generated13 конфликт: профессиональные телерепортажи отошли на второй план, а ведущую роль играют блоги и комментарии»14. На защиту государства в грузино-югоосетинском конфликте 2008 года встали российские кибернетики и блоггер. В пропагандистской войне национальные интересы отстаивались российскими пользователями Интернет и блоггеры. На англоязычном «поле боя», представляющем собой блоги, сайты и сообщества Интернет, развернулась своя информационная война, отличная от официальных источников СМИ.

В сети на фоне грузино-югоосетинского конфликта был даже разработан некий план по ведению информационных операций. В инструкциях были подчеркнуты основные действия. Например, площадками для транслирования информации выбирались блоги и форумы, где большее количество народа представляет собой англоязычную аудиторию. Эффективными способами воздействия и манипуляции на людей, и привлечение сторонников было следующее:

    • размещение фотографий или карикатур к постам и комментариям для большего привлечения внимания, и оценки реального положения дел. Это быстро и наглядно доказывало правдоподобность мысли;
    • цитирование известных политиков и лидеров общественного мнения для подтверждения своей позиции;
    • предоставление информации своим знакомым, кто будет заинтересован в помощи в информационной войне;
    • заполнение информационного пространства личными впечатлениями, небольшими, но интересными комментариями.

Активное использование виртуально-социального пространства позволяет влиять на общественное мнение и взгляды оперативно. Пользователи сети Интернет всегда находятся на передовой, создавая благоприятную почву для событий в виртуальном и реальном пространстве.

Как пишет в своей книге Н.А. Брусницын: «В будущих войнах информационные операции будут иметь всевозрастающее значение, прежде всего потому, что информационные технологии стали определяющими не только в системах управления войсками, личным составом, разведки, выработке и принятии решений, но и в системах управления самим оружием, боевой техникой»15.

Заключая мысль, можно подчеркнуть, что всеобщая информатизация общества, управление с помощью технических средств и автоматизация производства подняли роль и результативность информационного воздействия. Новые информационные технологии могут непосредственно влиять на исход и развитие военных и государственных событий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие информационных технологий поспособствовало не только достижениям в науки, но и появлению угроз безопасности как человека, так и общества в целом. Почти каждый компьютер объединен различные информационные сети от малых сетей в предприятиях и офисах до глобальных сетей, таких как Интернет.

Создание международной информационной сети Интернет является достижением человечества. В век информационных технологий Интернет оказал существенное влияние на образование и процветание информационного общества.

С точки зрения информационного противоборства, Интернет является свежей почвой для ведения информационной войны. Как субъект информационного противоборства Интернет имеет свои интересы в информационно-психологическом пространстве. Информационная война в Интернете – явление которое охватывает практически все страны миры. Правительственные сети, сети корпораций и предприятий, военных учреждений, институтов образования и науки выступают полем информационных операций. Интернет как глобальная структура в сфере информационного противоборства сталкивает в проблемой управляемости процессов и информационных операций. Государство не в силах контролировать все информационные потоки в «всемирной паутине»16. Именно в Интернет, как и в любом СМИ, распространяется влияние на население страны. Через социальные сети, альтернативные СМИ, зомбируют людей происходит прежде всего в индивидуальном порядке, в официальных СМИ, можно говорить о массовом контроле сознания. Это пошатывает общественное мнение, национальные и личные интересы.

Более 20 стран мира закрепили основные положения законодательства о глобальном информационном пространстве, а том числе Интернет, в нормативно-правовых документах. Между развитыми странами идет невидимая борьба за доминирование в мировом информационном пространстве. В международном праве пока отсутствуют нормативно-правовые документы в информационной области. Это повышает угрозы к безопасности России. Установление монополии на информационное пространство в Интернете, приведет к вытеснению России как с внешнего, так и внутреннего информационного поля. Это может поставить нашу страну в отрешенное положение в развитии информационных технологий.

В Российской Федерации основной проблемой в информационном пространстве, охватывающем сеть Интернет, является неустойчивость государственной позиции в международной и национальной сфера. В области информационно-вычислительных технологий Россия на данном этапе развития отстает от передовых стран Запада. Внутреннее информационное пространство Российской Федерации захвачено практически полностью зарубежными фирмами по производству и транспортировке телекоммуникационных средств и компьютерной техники. Именно эти факторы отстраняют Россию от участия в информационной революции, которая протекает во всех странах мира.

Подводя итог, можно отметить, что главная задача перед российскими гражданами и органами информационной безопасности это противостоять разрушительным информационным операциям против России и ее народа. А так же стимулировать развитие информационных технологий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями);

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями)

  1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»;

  1. Брусницын Н.А. Информационная война и безопасность. М., 2001;

  1. Васянин А. Патриарх Кирилл отвечает на вопросы вечные и повседневные. // Российская газета неделя. 2014. №231. Стр.12.

  1. Волковский Н.Л. История информационных войн: ы 2 ч./ СПб.: 2003;

  1. Воронцова Л.В., Фролов Д.Б. История и современность информационного противоборства. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006.

  1. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Модели информационного влияния и информационного управления в социальных сетях // Проблемы управления, 2009;

  1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

  1. Информационное противоборство. Четвертое измерение противостояния /В. С. Пирумов, А. Г. Шнайдер, и д.р. — М., Оружие и технологии,2010;

  1. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны. М., 1999

  1. Сидоренко. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.;

  1. Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика: монография /А. В. Королёв, В. В. Королёва, В. М. Щекотихин и др; под общ. ред. В. М. Щекотихина. – М., Академия ФСО России, ЦАТУ, 2010. – 999 с.;

1 Информационные операции – действия государства с целью затруднить сбор, обработку, передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем.

2 Художественный перевод фразы: «No man is good enough to govern another man without that other's consent.» Авраама Линкольна — американского государственного деятеля, 16-го президента США.

3Сидоренко. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

4 При составлении таблицы использовалась работа Доценко Е. Л. «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита».

5 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с

6 Микроблоггинг – это форма блоггинга, которая позволяет пользователям писать короткие заметки и публиковать их.

7 Пост – это отдельно взятое сообщение на форуме, в рамках данной темы рассматривается как сообщение в блоге.

8 Блог Михаила Прохорова, ведется его командой https://twitter.com/MD_Prokhorov

9 Копирайтер – человек, которые профессионально занимается копирайтингом – деятельностью по написанию текстов для рекламы или популяризации товаров, компаний или личностей и их идей.

10 Васянин А. Патриарх Кирилл отвечает на вопросы вечные и повседневные. // Российская газета неделя. 2014. №231. Стр.12.

11 Информационная война и безопасность. М., 2001

12Бот – программа, автоматически или по заданному алгоритму выполняющая какие-либо действия в виртуально-социальной сфере.

13User-generated content – пользовательский контент, информационное содержимое сайта, которое создается пользователем.

14OpenDemocracy.net — британский веб-сайт, где публикуются новости и мнения авторитетных учёных, журналистов и политиков об актуальных мировых событиях и проблемах.

15Информационная война и безопасность. М., 2001;

 

16 Всемирная паутина – глобальное информационное пространство, открывающее доступ к информации на различных компьютерах, находящихся на расстоянии и подключенных к Интернету.

 

 


Информация о работе Интернет как поле для информационного противоборства