Интернет как поле для информационного противоборства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение основных методов влияния на общественное мнение через сеть Интернет.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты: понятия, структуру и характеристику Интернета как пространства для ведения информационного противоборства;
2. Охарактеризовать основные существующие методы влияния на общество в социальных сетях, и рассмотреть Интернет как средство распространения информации и дезинформации;
3. Проанализировать пространство Интернет и его роль в локальных военных конфликтах для ведения информационной войны;
4. Рассмотреть политические блоги и их влияние на людей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………... 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В СФЕРЕ ИНТЕРНЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
1.1. Информационное противоборство и информационная война: понятие и основные признаки…........................................
9
1.2. Методы влияния на человека посредством Интернет........... 14
2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ
2.1. Блоги и социальные сети и их влияние на людей………….. 18
2.2. Информационная война в Интернет: роль информации в военных конфликтах……………………………………………....
22
Заключение………………………………………………………………… 24
Список используемых источников……………………............................. 25

Файлы: 1 файл

Трубникова 506.docx

— 54.55 Кб (Скачать)

В своей книге «Тренинг влияния» Е. Сидоренко дает психологическому влиянию следующее определение:

«Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие»3.

Введем несколько основных понятий, которые пригодятся нам в дальнейшем изучении данного вопроса:

Инициатор влияния – непосредственно тот, кто проявляет или оказывает влияние любыми из известных способов.

Адресат влияния – тот, к кому обращено влияние.

Как и инициатором, так и адресатом может являться не только человек, но и группа лиц, оказывающих воздействия на людей. В процессе взаимоотношений партнеров роли «инициатора» и «адресата» могут меняться между ними. После первой попытки оказания влияния, инициатива может переходить от одного к другому.

Для того, чтобы выделить основные методы влияния на человека посредством Интернет, нужно изучить виды или способы влияния. Так как именно на них будут основываться совокупность действий в взаимоотношении людей для оказание влияния. Составим таблицу по основным видам влияния (табл.1).

Вид влияния

Определение

1

Убеждение

Применение сознательного, аргументированного воздействия на другого человека или группу людей, целью которого является изменение суждений, хода мысли, отношения или решения кого-то вопроса

2

Внушение

Изменение предрасположенности к определенным действиям, сознательно воздействуя на человека или группу людей

3

Манипуляция

Скрытое побуждение к выполнению определенных действий, заданных манипулирующим, для удовлетворения и достижения собственных целей

4

Заражение

Осознанная или бессознательная передача своего состояния и отношения другому человеку или группе людей

5

Побуждение к подражанию

Осознанная или бессознательная способность вызвать стремление к копированию чужого поведения и образа мысли

6

Просьба

Вежливое обращение к человеку или группе людей с просьбой удовлетворить потребности или желания инициатора влияния

7

Принуждение

Инициатор влияния под угрозой наложения санкций заставляет человека или группу лиц принять его позицию и делать то, что ему необходимо

8

Деструктивная критика

Высказывания или осуждение личности человека или его мыслей и поступков

9

Формирование благосклонности

Привлечение к себе путем положительных и благоприятных высказываний о человеке, подражание ему или оказание поддержки и разного рода услуг

10

Самопродвижение

Сознательный вид влияния, при котором человек пропагандирует цели и представление своей квалификации и компетенции для того, чтобы быть оцененным по достоинству и получить преимущества

11

Игнорирование

Сознательное невнимание инициатора к высказываниям или поступкам людей или группы лиц для выражения своего неуважения позиции других

Таблица 14


Ознакомившись с кратким определение различных видом влияния на людей, можно отметить, что через пространство Интернет проходят почти все виды влияния. Через рекламу в Интернете на нас бессознательно воздействует множество предприятий и фирм, и мы порой бессознательно поддаемся этому влиянию.

Так как в данной работе не удастся осветить все виды, мы решили сконцентрировать свое внимание на одном – на манипуляции. Манипуляция в Интернете достаточно распространенный феномен. «Внушение желаемого массе» - такое определение манипуляции дает В.С. Королёв. В современном мире, этот вид психологического и духовного воздействия приобретает профессиональный характер, манипуляция общественным сознанием стала технологией, которую используют профессиональные работники.

В XX веке явление манипуляции находит свое применение в СМИ, Интернете и политических мероприятиях. Целью обычно выступает программирование мнения масс, его контроль. «Манипуляторы и их жертвы — это одни и те же люди, которые взаимно помыкают друг другом, впиваются друг в друга во взаимном стремлении использовать другого для решения собственных проблем: каждый нужен каждому»5.

Методов манипуляции, довольно много, рассмотрим следующие:

    • использование слухов, толкование неясной политической или социальной ситуации – этот метод журналисты и блогеры называют «слушок», для него характерно то, что информация достаточно быть расходиться в массы и вводит людей в смуту.
    • метод многократных повторов, или «метод Геббельса», оперируя этим методом, манипулятор многократно повторяет заведомо ложную информацию, добиваясь того, чтобы публика в нее поверила, это различная реклама «всплывающих окон» в Интернете, и «желтая» пресса;
    • метод «страшилок» - манипуляторы ставят пользователь перед выбором, этот метод можно еще назвать «меньшее из двух зол»;
    • метод фрагментации осуществляется посредством деления информации на части, не связанных друг с другом

В заключении хотелось бы сказать, что Интернет был создан как способ передачи текстовой информации, но в настоящее время используется для влияния на общественное мнение, поскольку доступ всегда и везде, и имеет возможность вмешать неограниченное количество информации. Сочетание текста, музыки, комфортной обстановки – все это расслабляет наш мозг, что способствует исполнению всех манипуляционных схем.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ.

 

 

    1. Блоги и социальные сети и их влияние на людей

 

 

Социальные сети и блоги в настоящее время являются самым распространённым средством получения и передачи информации. Пользователь социальных сетей получает доступ к информации, а также возможность участвовать во взаимодействиях в социальных сетях. Социальные сети активно используют для влияния на общественное мнение, поскольку доступ к виртуальному миру человек может получить в любое время с помощью специальных гаджетов. Есть много способов высказать свое мнение или оценку какого-то вопроса в социальных сетях:

    • в виде текста в личной переписке с другим пользователем, можно не только высказаться, но и узнать мнение другого;
    • в форме сообщения и комментариев – так чаще всего происходит обсуждения поднимаемого вопроса;
    • в виде опроса, тут мнение выражается в форме голосование по какому-либо вопросу;
    • в форме оценки, оценки кого-то или чего-то по балльной шкале, в зависимости от рода социальной сети (например,: Facebook, Vkontakte, Одноклассники);

В последнее время социальные сети и блоги становятся объектами и средствами ведения информационных операций на арене информационного противоборства. В этой информационной сфере информационное противоборство приобретает свою особенность: взаимодействие нескольких субъектов, или групп субъектов, которые обладают не несовпадающими интересами. Можно отметить, что именно при этом условии возникает такое явление, как информационное управление. Информационное управление выступает в качестве метода влияния, целью которого является получение от субъекта требуемого поведения, или изменение его мнения.

Основной целью социальной сети является передача информации и проведение досуга. Но это лишь вершина айсберга социального виртуального пространства. В глубине кроется многое другое. К примеру, через социальные сети рекламируют и продают товары. Информационное пространство в социальных сетях предоставляет практически неограниченную и неконтролируемую государством зону для афиширования событий, новостей и прочего.

В информационном противоборстве социальные сети – это вид субъектов, представляющий собой социальные системы различных типов, которые пронизывает информационное пространство. Одним из видов виртуально-социальных сообществ являются блоги. Происхождение слова блог пошло от английского blog – «сетевой журнал» или «дневник событий». Каждый участник ведет собственный журнал, оставляя в нем записи в хронологическом порядке. Другие посетители, или называемые по-другому «читатели», могут оставлять свои комментарии к любой записи. Пользователь так же получает возможность регулировать доступ к записям своей «хроники» и искать себе собеседников по интересам.

Акцентируем внимание на такой социальной сети, как Twitter. Эта довольно молодая социальная сеть была создана в 2006 году, но уже сейчас она достаточно популярна во многих странных, в таких как США, Великобритания, Германия, а также Канада, Россия и Бразилия. Создатели Джек Дорси, Эван Уильямс, Биз Стоун в основу создания положили идею «микроблогинга6». Упростив все, что можно было, тем самым подстроившись под быструю жизнь современного мира, они дали возможность пользователям при нехватки времени выражать свою позицию быстро и достаточно просто. Для многих блог – это единственное доступное место для выражения своей гражданской позиции, чему способствует не столь жесткий контроль государственной власти в Интернет-пространстве.

В информационном обществе возрастает роль социальных сетей: множество политиков и государственных деятелей имеют свой блог. Многие политики использует блоги для информирования граждан и пропаганды своих идей. Тон российского микроблоггинга задают глава государства В.В. Путин и премьер-министр Д.А.Медведев. Правительственные указы сначала появляются в блогах, а уже потом публикуются на других различных сайта. От первого лица общаясь с миром, государственные деятели и политики привлекают к себе последователей и сторонников. В виде небольших постов7 пользователь может расположить публику к себе, а также найти единомышленников. К примеру, блог Михаила Прохорова8 мог бы вполне выходить в периодической печати, или в станции радиовещания. Информации на данной странице в социальной сети будет достаточно для того, чтобы напечатать книгу. Но для газеты или другого вида СМИ надо было бы рассчитывать на затраты, на журналистов, помещение, аппаратуру и т.п. Но twitter предоставляет блогеру возможность собрать публику, в случае Михаила Прохорова и не малую, и совершенно не используя никакие материальные и физические ресурсы, кроме личного времени. Безусловно, не у каждого политика есть время на виртуальную реальность. Для этого нанимается делегация копирайтеров9, которые не просто комментируют и ведут активное обсуждение от чужого лица, но и искусно копируют манеру речи и поведения своего работодателя.

Увидел, снял видеоматериал, сфотографировал, выложил в блог. Пока «старший брат» приготовит сюжет, Интернет уже соберет людей. Блогосфера отличается мгновенной реакцией участников на происходящее событие. Во время предвыборных кампаний и деятельности различных партий блог становится основным театром действий. Например, пока действует запрет на публикацию данных с социальных опросов и других опросов избирателей в СМИ, в блогах пользователи Интернет уже делятся информацией о своих голосах.

Стоит отметить, что не обязательно быть журналистом или известной личностью для того, чтобы вести свой блог. «…блогеры, которые собирают большую аудиторию, не имея ни образования, ни опыта, а иногда и понимания тех проблем, которые они затрагивают, становятся не менее влиятельными, чем профессиональные высокообразованные журналисты». – эту характерную особенность блогеров выделяет Патриарх Кирилл10.

В информационный век возрастает информационная роль блогов как своеобразной альтернативы официальных каналов СМИ. Патриарх Кирилл отвечая на вопросы журналиста в Российской газете, высказывает свое мнение по поводу нынешней журналистики: «Сегодня журналистом становится каждый участник интернет-дискуссии. Слова любого могут уходить в информационное пространство и прикасаться к сознанию миллионов людей».

Таким образом, блог является средством современных информационных операций. Кроме влияния на людей в мирное время, социальные сети выступают новом участником информационной войны. Если раньше все решало вооружение: количество танков или самолетов-истребителей, то в современной войне, самое главное владение информацией.

2.2. Информационная война в Интернет: роль информации в военных конфликтах

Обеспечение военной безопасности является важнейшей функцией любого государства. В военных конфликтах на сегодняшний день предпочтение отдается не военным методам их решения. Современная война включает в гонку вооружений такой фактор, как информация. В связи с бурным развитием информационных технологий информационная война захватывает деятельность человека, в том числе и в военной области.

С древнейших времен любые военные действия включают проведение информационных операций, прежде всего это сбор информации о противнике, и не посредственно разведку. Это особая сфера деятельности государства, которая направлена на получение данных о государстве, как потенциальном противнике, во всех областях: социальной, экономической, политической и т.д. Две тысячи лет назад китайский генерал-философ Сунь Цзы считал, что достоверные знания о противнике можно получить только через живых людей. В век электроники, носителем важной секретной информации выступают электронные машины, базы данных, информационные системы, сети связи.

В области информатизации военных рассматривается не только воздействие на личный состав, на населения, на командование армии, но и на средства управления оружием, и в целом систему управления государством. Информационное противостояние двух государств имеет следующие направления, которые перечисляет в своей книге Н.А. Брусницын11:

    • борьба с системами управления;
    • информационно-разведывательные операции;
    • электронная борьба;
    • психологическая борьба;
    • хакерская борьба;
    • кибернетическая и сетевая борьба;
    • экономическая борьба.

Информация о работе Интернет как поле для информационного противоборства