Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:54, реферат
Целью реферата является исследование института президентства в современном обществе, анализ и сравнение институтов президентства в Республике Беларусь и Французской Республике.
Введение……………………………………………………………………………..2
1 Институт президентства в зарубежных странах………………………...3
2 Анализ института президентства в Республике Беларусь и Французской Республике…………………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………………14
Президент обладает правом относительного (отлагательного) вето (отказа в подписи), которое парламент может преодолеть.
Президент имеет право обращаться в органы конституционного контроля на предмет соответствия законопроектов конституции. Таким правом обладают Президенты Франции, Польши, Румынии.
К полномочиям президента в сфере взаимоотношений с парламентом можно также отнести его право назначать в ряде стран членов верхних, а иногда и нижних палат парламента. Конституции некоторых государств (Ирландии, Индии, Танзании и др.) включают Президента в состав парламента как его органическую часть.
4. Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс, президент во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов (указов, декретов, приказов, ордонансов и др
Распоряжения президента - это организационно-оперативные акты, они имеют вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности президента. Распоряжения не носят нормативного характера, а регламентируют организационно-технические стороны взаимоотношений президента и его администрации.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что президенты в ряде стран вправе издавать акты, имеющие силу закона (например, ч. 5 ст. 87 Конституции Италии, ст. 61 Конституции Казахстана, ст. 234 Конституции Республики Польша).
5. Полномочия
президента в сфере
6. Полномочия
президента в сфере
права отправить их в отставку.
В парламентарных республиках (Австрия, ФРГ) президент также назначает федеральных судей.
Президенты некоторых стран (Франция, Италия, Португалия, Румыния, Алжир и др.) возглавляют Высший совет магистратуры — это особый орган государственной власти, главными задачами которого являются подбор кандидатур на должности судей и прокуроров, а также осуществление функции дисциплинарного совета судей.
7. Полномочия
президента в области обороны
и безопасности. Глава государства
является верховным
Согласно ст. 16 Конституции Франции 1958 г., Президент Республики в случае угрозы независимости нации, территориальной целостности, прекращения нормального функционирования конституционных публичных органов может принять все необходимые меры, диктуемые обстоятельствами. Президент должен проконсультироваться с премьер-министром, Конституционным советом и председателями палат парламента, однако их мнение для Президента не обязательно. Парламент не может быть распущен, но он лишается на этот период возможности выражения недоверия правительству.
8. Президенту
принадлежит право решения
Президент осуществляет право помилования. Порой президенты весьма расширенно трактуют право помилования. Об этом свидетельствует решение Президента США Дж. Форда об освобождении от судебного преследования Р. Никсона после отставки последнего с поста Президента США в связи с угрозой применения импичмента в 1974 г.6
9. Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения на территории всей страны или части ее, вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществляя федеральную интервенцию в субъекты.
Во время действия чрезвычайного положения высший представительный орган власти (парламент) не может быть распущен.
10. Как высшее
должностное лицо президент
Наряду с перечисленными основными группами полномочий президент наделен правом решения и иных вопросов. Например, решение о назначении референдума. Показателен в этом отношении опыт Франции. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г., изменила положения ст. 11 Конституции Франции 1958 г., расширив сферу применения референдарной процедуры Президентом.
Прекращение президентского мандата в обычном порядке наступает по истечении срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента. Как правило, выборы нового президента происходят в заранее определенный срок, предшествующий истечению срока мандата, и сама процедура смены главы государства особых юридических проблем не порождает. Одновременно конституции предусматривают и досрочное прекращение полномочий президента: в результате досрочной отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия, в случае кончины.
Вопрос о замещении должности президента в случае его досрочного выбытия конституции решают различным образом. В ряде стран предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Болгария, Коста-Рика, Сирия). Необходимо подчеркнуть, что вице-президент, избранный вместе с президентом, не вправе открыто выступать против политики президента. Если он с этой политикой не согласен, то должен уйти в отставку.
В тех странах, где должность вице-президента отсутствует, обязанности главы государства в период вакансии поста президента исполняют либо председатель верхней палаты парламента (Франция, Италия. ФРГ), либо председатель парламента, если парламент однопалатный (Венгрия), либо глава правительства (Финляндия, Австрия). В Арабской Республике Египет временное осуществление полномочий Президента возлагается на председателя Верховного конституционного суда (в случае, если председатель Народного собрания не может их принять, так как Народное собрание распущено). Может устанавливаться определенная очередность замещения президента, когда при невозможности выполнения функций президента данным лицом это делает следующее, указанное в перечне. Так, 1948 г. в США был принят Закон о преемственности должности Президента, который предусматривает 16 степеней замещения должности Президента (включая самого Президента). Открывают список: вице-президент, спикер Палаты представителей, временный председатель сената, госсекретарь, затем министры (11), начиная с министра финансов, завершает перечень министр образования 7.
С замещением поста президента непосредственно связан вопрос о его ответственности. Согласно конституционно-правовой доктрине, монархический глава государства не несет ответственности за свою деятельность.
Основаниями привлечения президента к ответственности являются: умышленное нарушение конституции государства, государственная измена,
взяточничество, совершение иных тяжких преступлений.
В конституционном праве предусмотрена особая процедура привлечения президента к ответственности и отстранения его от должности, получившая название - импичмент. Импичмент впервые появился в Англии в конце XIV в. и применялся для осуждения высших должностных лиц короны.
Процедура привлечения президента к ответственности также неодинакова. Можно выделить парламентский метод отрешения президента от должности. Например, в США дело об отрешении Президента от должности возбуждается и решается парламентом.
В других странах, прежде всего в европейских, парламент только
инициирует
вопрос о привлечении к
Референдарный метод. В отдельных странах (например, Австрии, Исландии) президент может быть отстранен от должности на основании народного голосования (референдума). Отклонение предложения об отстранении Федерального Президента Австрии референдумом со своей должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета (нижней палаты) (п. 6 ст. 60 Конституции Австрии).
Последствием импичмента является только отрешение (смещение) президента от должности и утрата права занимать ее вновь (единственная санкция при импичменте). Это первый уровень ответственности. Второй уровень — это возможные последствия после отрешения, когда лицо привлекается к ответственности в качестве обычного гражданина, т.е. в дальнейшем президент или иное должностное лицо, отстраненное от должности в порядке импичмента, может быть привлечено к ответственности на общих основаниях в соответствии с совершенным им деянием. Здесь не исключена уголовная ответственность. Такой подход закреплен в конституциях большинства стран. Однако отдельные конституции зарубежных стран закрепляют в корне иной подход. Согласно ч. 3 ст. 65 Конституции Чехии 1992 г., уголовное преследование за преступления, совершенные во время исполнения должности Президента Республики, исключается навсегда.
Вопросу сложной
природы президентской
сторонники, так и противники этой позиции.
Современная практика
привлечения президентов к
В 1998-99 гг. пункты обвинения были выдвинуты против Уильяма Клинтона9 (среди них - лжесвидетельствование перед Большим жюри, препятствование отправлению правосудия). Однако сенат не набрал требуемых 2/3 голосов от всего состава. Обвинение было отклонено.
В 1998 г. процесс импичмента был начат Государственной Думой в отношении Президента Российской Федерации Б. Ельцина. Процедура не была завершена.
Мировой практике известны и иные примеры, в частности в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г., президенты в обоих случаях ушли в отставку. В 2004 г. в результате импичмента был смещен с занимаемой должности Президент Литвы Роландос Паксас.
Что касается отраслевой ответственности лица, смещенного с поста президента, то такие случаи также редки.
Анализ
института президентства в
В институте
президентства Франции и
В какой-то мере
некую «похожесть»
Информация о работе Институт президенства в современном мире