Институт президенства в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:54, реферат

Краткое описание

Целью реферата является исследование института президентства в современном обществе, анализ и сравнение институтов президентства в Республике Беларусь и Французской Республике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
1 Институт президентства в зарубежных странах………………………...3
2 Анализ института президентства в Республике Беларусь и Французской Республике…………………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Президент обладает правом относительного (отлагательного) вето (отказа в подписи), которое  парламент может преодолеть.

Президент имеет  право обращаться в органы конституционного контроля на предмет соответствия законопроектов конституции. Таким правом обладают Президенты Франции, Польши, Румынии.

К полномочиям  президента в сфере взаимоотношений  с парламентом можно также  отнести его право назначать в ряде стран членов верхних, а иногда и нижних палат парламента. Конституции некоторых государств (Ирландии, Индии, Танзании и др.) включают Президента в состав парламента как его органическую часть.

4. Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс, президент во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов (указов, декретов, приказов, ордонансов и др

Распоряжения  президента - это организационно-оперативные акты,  они имеют вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности президента. Распоряжения не носят нормативного характера, а регламентируют организационно-технические стороны взаимоотношений президента и его администрации.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что президенты в ряде стран вправе издавать акты, имеющие силу закона (например, ч. 5 ст. 87 Конституции Италии, ст. 61 Конституции Казахстана, ст. 234 Конституции Республики Польша).

5. Полномочия  президента в сфере взаимоотношений  с правительством. Президент так или иначе участвует в формировании правительства, назначает премьер-министра и принимает его отставку; по предложению премьер-министра назначает и смещает министров; в некоторых странах президент созывает заседания совета министров и председательствует на них.

6.   Полномочия  президента в сфере взаимоотношений  с судебной системой. Конституционно-правовая  доктрина и конституции зарубежных  стран провозглашают независимость  судебной власти. Вместе с тем,  за президентом сохраняются весьма  значительные полномочия в отношении формирования и состава судебных органов. Прежде всего, президент назначает самостоятельно или предлагает парламенту судей верховного или других судов, генерального прокурора. Так, в США только Президент назначает членов Верховного суда и других федеральных судей. Все президентские назначения подлежат одобрению Сенатом конгресса США. Судьи Верховного суда США назначаются пожизненно, Президент не имеет

права отправить  их в отставку.

В парламентарных республиках (Австрия, ФРГ) президент  также назначает федеральных судей.

Президенты  некоторых стран (Франция, Италия, Португалия, Румыния, Алжир и др.) возглавляют  Высший совет магистратуры — это  особый орган государственной власти, главными задачами которого являются подбор кандидатур на должности судей и прокуроров, а также осуществление функции дисциплинарного совета судей.

7.  Полномочия  президента в области обороны  и безопасности. Глава государства  является верховным главнокомандующим  вооруженными силами страны и  отвечает за ее безопасность. Президент назначает высший командный состав армии и флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания. Конституции многих стран предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира, хотя, как правило, для этого требуется санкция парламента. Президент наделен правом проведения мобилизации вооруженных сил.

Согласно ст. 16 Конституции Франции 1958 г., Президент  Республики в случае угрозы независимости  нации, территориальной целостности, прекращения нормального функционирования конституционных публичных органов может принять все необходимые меры, диктуемые обстоятельствами. Президент должен проконсультироваться с премьер-министром, Конституционным советом и председателями палат парламента, однако их мнение для Президента не обязательно. Парламент не может быть распущен, но он лишается на этот период возможности выражения недоверия правительству.

 

8. Президенту  принадлежит право решения вопросов  о предоставлении, восстановлении гражданства, разрешении на выход из него, право предоставления убежища, а также право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий, право предоставления почетных званий.

Президент осуществляет право помилования. Порой президенты весьма расширенно трактуют право помилования. Об этом свидетельствует решение Президента США Дж. Форда об освобождении от судебного преследования Р. Никсона после отставки последнего с поста Президента США в связи с угрозой применения импичмента в 1974 г.6

9.   Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения на территории всей страны или части ее, вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществляя федеральную интервенцию в субъекты.

Во время  действия чрезвычайного положения высший представительный орган власти (парламент) не может быть распущен.

10. Как высшее  должностное лицо президент назначает  государственных служащих определенных рангов.

Наряду с  перечисленными основными группами полномочий президент наделен правом решения и иных вопросов. Например, решение о назначении референдума. Показателен в этом отношении опыт Франции. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г., изменила положения ст. 11 Конституции Франции 1958 г., расширив сферу применения референдарной процедуры Президентом.

Прекращение президентского мандата в обычном порядке наступает по истечении срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента. Как правило, выборы нового президента происходят в заранее определенный срок, предшествующий истечению срока мандата, и сама процедура смены главы государства особых юридических проблем не порождает. Одновременно конституции предусматривают и досрочное прекращение полномочий президента: в результате досрочной отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия, в случае кончины.

Вопрос о замещении должности президента в случае его досрочного выбытия конституции решают различным образом. В ряде стран предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Болгария, Коста-Рика, Сирия). Необходимо подчеркнуть, что вице-президент, избранный вместе с президентом, не вправе открыто выступать против политики президента. Если он с этой политикой не согласен, то должен уйти в отставку.

В тех странах, где должность вице-президента отсутствует, обязанности главы государства  в период вакансии поста президента исполняют либо председатель верхней  палаты парламента (Франция, Италия. ФРГ),   либо   председатель   парламента,   если   парламент   однопалатный (Венгрия), либо глава правительства (Финляндия, Австрия). В Арабской Республике Египет временное осуществление полномочий Президента возлагается на председателя Верховного конституционного суда (в случае, если председатель Народного собрания не может их принять, так как Народное собрание распущено). Может устанавливаться определенная очередность замещения президента, когда при невозможности выполнения функций президента данным лицом это делает следующее, указанное в перечне. Так, 1948 г. в США был принят Закон о преемственности должности Президента, который предусматривает 16 степеней замещения должности Президента (включая самого Президента). Открывают список: вице-президент, спикер Палаты представителей, временный председатель сената, госсекретарь, затем министры (11), начиная с министра финансов, завершает перечень министр образования 7.

С замещением поста  президента непосредственно связан вопрос о его ответственности. Согласно конституционно-правовой доктрине, монархический глава государства не несет ответственности за свою деятельность.

Основаниями привлечения президента к ответственности являются: умышленное нарушение конституции государства, государственная измена,

взяточничество, совершение иных тяжких преступлений.

В конституционном  праве предусмотрена особая процедура  привлечения президента к ответственности  и отстранения его от должности, получившая название - импичмент. Импичмент  впервые появился в Англии в конце XIV в. и применялся для осуждения высших должностных лиц короны.

Процедура привлечения  президента к ответственности также  неодинакова. Можно выделить парламентский  метод отрешения президента от должности. Например, в США дело об отрешении  Президента от должности возбуждается и решается парламентом.

В других странах, прежде всего в европейских, парламент  только

инициирует  вопрос о привлечении к ответственности, а дело по существу рассматривается  вне парламента - специальной судебной инстанцией. Это смешанный метод отрешения президента от должности.

Референдарный метод. В отдельных странах (например, Австрии, Исландии) президент может быть отстранен от должности на основании народного голосования (референдума). Отклонение предложения об отстранении Федерального Президента Австрии референдумом со своей должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета (нижней палаты) (п. 6 ст. 60 Конституции Австрии).

Последствием импичмента является только отрешение (смещение) президента от должности и утрата права занимать ее вновь (единственная санкция при импичменте). Это первый уровень ответственности. Второй уровень — это возможные последствия после отрешения, когда лицо привлекается к ответственности в качестве обычного гражданина, т.е. в дальнейшем президент или иное должностное лицо, отстраненное от должности в порядке импичмента, может быть привлечено к ответственности на общих основаниях в соответствии с совершенным им деянием. Здесь не исключена уголовная ответственность. Такой подход закреплен в конституциях большинства стран. Однако отдельные конституции зарубежных стран закрепляют в корне иной подход. Согласно ч. 3 ст. 65 Конституции Чехии 1992 г., уголовное преследование за преступления, совершенные во время исполнения должности Президента Республики, исключается навсегда.

Вопросу сложной  природы президентской ответственности  уделяется большое внимание. В  правовой литературе предлагается характеризовать  президентскую ответственность  как позитивную ответственность 8. Есть как

сторонники, так  и противники этой позиции.

Современная практика привлечения президентов к ответственности  в порядке импичмента достаточно редка. В истории США процедура  импичмента в отношении Президентов  применялась не единожды. В 1868 г. в  отношении 17-го Президента США Эндрю Джонсона, но не хватило одного голоса для его осуждения. В 1974 г. под угрозой применения импичмента, не дожидаясь начала процедуры, ушел в отставку Ричард Никсон в связи с «уотергейтским делом». (Организация Комитетом Республиканской партии по переизбранию Президента противозаконного подслушивания телефонных разговоров в штаб-квартире соперничающей Демократической партии, размещавшейся в вашингтонском отеле «Уотергейт».)

В 1998-99 гг. пункты обвинения были выдвинуты против Уильяма Клинтона9 (среди них - лжесвидетельствование перед Большим жюри, препятствование отправлению правосудия). Однако сенат не набрал требуемых 2/3 голосов от всего состава. Обвинение было отклонено.

В 1998 г. процесс  импичмента был начат Государственной  Думой в отношении Президента Российской Федерации Б. Ельцина. Процедура не была завершена.

Мировой практике известны и иные примеры, в частности  в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле  в 1993 г., президенты в обоих случаях  ушли в отставку. В 2004 г. в результате импичмента был смещен с занимаемой должности Президент Литвы Роландос Паксас.

Что касается отраслевой ответственности лица, смещенного с  поста президента, то такие случаи также редки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  института президентства в Республике Беларусь и Французской Республике

В институте  президентства Франции и Беларуси есть как общие черты, так и  весомые  различия.

В какой-то мере некую «похожесть» обуславливает, например, один и тот же вид системы  правления - смешанная республика. Только вот пост президента во Франции был введён в 1848 году, а в Беларуси в 1991.

 

  • В статье 79 Конституции Республики Беларусь сказано, что Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В статье 5 конституции Франции говорится, что Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов государственной власти, а также преемственность государства.
  • В Конституции Французской Республики отсутствует статья о вопросах возраста, гражданства и остальных требованиях предъявляемых президенту.
  • Основной из общих черт  института президентства этих двух Республик заключается в том что, срок полномочий Президента 5 лет и количество этих сроков не ограничено.
  • Существуют отличия в назначении даты выборов: во Франции выборы нового Президента проводятся не позднее, чем за двадцать и не ранее, чем за тридцать пять дней до истечения полномочий действующего Президента(статья 7 Конституции Французской Республики), а в Беларуси выборы назначаются не позднее чем за 5 месяцев и проводятся не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.(статья 81 Конституции Республики Беларусь).
  • Как Президент Франции, так и Беларуси имеет право назначить премьер-министра.
  • В обеих странах Президенты имеют право выносить на референдум любой законопроект, касающийся организации органов государственной власти, реформ, относящихся к социальной или экономической политике Нации и к государственной службе, которая способствует их проведению в жизнь, а также разрешающих ратификацию соглашений, не противоречащих Конституции, но последствия которых могут оказать какое-то влияние на функционирование государственных институтов.
  • Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны (статья 15 Конституции Французской Республики, часть статьи 84 Конституции Республики Беларусь).
  • Президент осуществляет право помилования (часть статьи 84 конституции Республики Беларусь, статья 17 Конституции Французской Республики).
  • Статья 89 Конституции Республики Беларусь гласит: В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру. А статья 7 Конституции Французской Республики гласит: если пост Президента Республики, по какой бы то ни было причине, окажется вакантным или Конституционный Совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатирует обстоятельства, препятствующие Президенту осуществлять свои функции, то они, за исключением тех, которые предусмотрены нижеследующими Статьями 11 и 12, временно возлагаются на Председателя Сената, а если у него, в свою очередь, возникнут препятствия к их исполнению - на Правительство.

Информация о работе Институт президенства в современном мире