Институт президенства в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:54, реферат

Краткое описание

Целью реферата является исследование института президентства в современном обществе, анализ и сравнение институтов президентства в Республике Беларусь и Французской Республике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
1 Институт президентства в зарубежных странах………………………...3
2 Анализ института президентства в Республике Беларусь и Французской Республике…………………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ”

 

               Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине: Политология

На тему: Институт президенства в современном мире

 

 

 

 

Студент 
ФП,1-й курс, ДПВ-1                          11.12.2012                                   М.Ю. Гудко

 

 

Проверил                                                                                                  П.В. Турунцев

 

 

 

Минск 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..2

1 Институт президентства в зарубежных странах………………………...3

2 Анализ института президентства в Республике Беларусь и Французской Республике…………………………………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

                                                            

Введение

 

Необходимость изучения института президентства приобрела особое значение в современных условиях в связи с «третьей» волной демократизации, охватившей государства Центральной и Восточной Европы и республики бывшего СССР. В этих государствах произошла ломка старой тоталитарной политической системы, и началось формирование новой, одним из основных элементов которой выступает институт президентства. Актуальной и острой является проблема взаимодействия Президента с основными государственными органами, определение места Президента в системе разделения властей.

Целью моего  реферата является исследование института  президентства в современном  обществе, анализ и сравнение институтов президентства в Республике Беларусь и Французской Республике.

Президент выполняет  особую роль в системе государственной  власти, выступая гарантом Конституции, государственности, обеспечивая согласованную деятельность государственных структур. Он  наделен действенными конкретными полномочиями в области внешней политики, обороны, безопасности, других сферах, обеспечивающими реализацию его прав и обязанностей.

На Президента возложена очень важная функция  в системе органов государственной  власти: он обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это способствует и выполнению его  роли гаранта Конституции, обеспечению реализации конституционных норм, регламентирующих организацию и деятельность органов государственной власти, поддержанию законности в деятельности  органов исполнительной власти. Он своего рода “арбитр” в системе органов государственной власти, способствующий разрешению противоречий между ними, согласованию их работы.

Российский  юрист Б.П.Елисеев определяет институт президента как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в  согласовании деятельности институтов государственной власти.

В политической науке институт президентства должен рассматриваться в первую очередь  как совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления, которые в равной степени  зависят как от конституционных  норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности Президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции Президентом. 1

 

 

 

      1 СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА  В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

      Президент - высшее должностное лицо государства, избираемое на определенный срок в соответствии с требованиями и в порядке, установленном конституцией и законами.

      Статус президента обусловлен его предназначением. Могут быть следующие основные варианты: 1) президент - глава государства; 2) президент - глава исполнительной власти; 3) президент- глава государства и глава исполнительной власти; 4) президент - глава государства - арбитр2.

Роль президента, порядок его избрания зависят  от того, какая форма республики избрана в государстве.

    Существуют различные способы избрания президента:

1. Чаще всего  президент избирается путем прямых  выборов (Франция, Польша, Румыния,  большинство стран Латинской  Америки и Африки).

2.   Избрание  президента парламентом государства(  Греция, Чехия , Венгрия, Турция, Израиль).

3. Избрание президента  специальной избирательной коллегией  (собранием), состоящей наряду с  членами парламента также из  представителей территорий, на которые  делится государство, делегируемых  их законодательными собраниями  или органами управления. Президент ФРГ избирается Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности (пункт 3 ст. 54 Основного Закона ФРГ). Избранным считается лицо, получившее абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух турах голосования такое большинство не будет собрано, избранным считается тот, кто в следующем туре соберет наибольшее число голосов (пункт 6 ст. 54 Основного Закона ФРГ).

4. Избрание президента коллегией выборщиков. Так, в США избиратели голосуют за выборщиков от определенной партии, выборщики же, связанные партийной дисциплиной, подают свои голоса за определенного кандидата в президенты. При этом результат выборов становится известен, как правило, еще до голосования выборщиков по их партийной принадлежности: президентом будет тот, кто имеет большинство выборщиков своей партии.

 

5. Избрание президента  возможно путем референдума (плебисцита), например Сирия, Египет.

Практически во всех странах, где существует пост президента, конституционно введены нормы с требованиями, которым должен соответствовать кандидат в президенты. Конституции практически всех стран требуют, прежде всего, чтобы кандидат в президенты был гражданином данного государства. А в Конституциях таких стран, как США, Финляндия, Албания, Болгария, Колумбия, Монголия, содержатся также требования быть прирожденным, а не натурализованным гражданином. Конституция Греции включает кроме гражданства требование «иметь отца-грека» (ст. 32). Для кандидатов на пост президента устанавливается возрастной ценз. Наиболее распространенной является норма, согласно которой президентом можно стать по достижении 35-летнего возраста( США, России, Австрии, Ирландии, Исландии, Индии, Венгрии, Мексике, Португалии). Для Президентов ФРГ, Греции, Албании, Болгарии, Словакии, Македонии, Турции этот возрастной порог составляет 40 лет. В Китае, Монголии - 45 лет, в Италии - 50 лет. Более низкий возрастной ценз в Доминиканской Республике - 30 лет, в Никарагуа он составляет 25 лет. В конституциях ряда стран возрастной ценз не устанавливается. В таком варианте президентом может стать любое лицо, которое обладает пассивным избирательным правом (например, во Франции). В странах, где установлена минимальная возрастная планка для кандидатов в президенты, как правило, не определяется максимально допустимый возраст. Но есть и исключения. Так, Конституция Таджикистана 1994 г. предусматривает, что Президент должен быть в возрасте от 35 до 65 лет (ч. 2 ст. 65). Подобные положения содержит также Конституция Киргизской Республики 1993 г., новая редакция которой от 18 февраля 2003 г. увеличила возрастную планку с 65 до 70 лет (ч. 3 ст. 43). Конституция Казахстана 1995 г. в ч. 2 ст. 41 предусматривала возрастные ограничения для избрания Президента (не моложе 35 лет и не старше 65 лет), но конституционная реформа 1998 г. внесла ряд изменений в действующую Конституцию: сняла ограничения на возраст до 65 лет и увеличила срок пребывания Президента на своем посту до 7 лет. Подобные изменения происходят не только на постсоветском пространстве. Так, Конституция Тунисской Республики 1959 г. в редакции 1988 г. (ч. 2 ст. 40) устанавливала не только минимальный возрастной ценз (не моложе 40 лет), но и максимальный (не старше 70 лет на день своего выдвижения). С мая 2002 г. на основании референдума верхняя возрастная планка поднялась до 75 лет, без ограничения числа переизбрания 3.

 

В ряде стран  обязателен ценз оседлости, т.е. проживание на территории соответствующей страны в течение определенного срока, предшествующего выборам. Конституция США требует от кандидата в Президенты проживать на территории страны не менее 14 лет, в России - 10 лет, в Болгарии - 5 лет, в Мексике - в течение одного года, предшествующего дню выборов.

Среди требований, предъявляемых кандидатам в президенты, встречается и требование принадлежности к определенной религии (Афганистан, Иран, Йеменская Арабская Республика, Пакистан, Тунис и др.).

Конституция Турции требует от кандидата в Президенты иметь высшее образование (пункт 1 ст. 101). Аналогичную норму включает Конституция Азербайджана (ст. 100), кроме того, в ней же содержится требование не быть судимым за тяжкое преступление. Согласно Конституции Йемена, кандидат на пост Президента, кроме других условий, должен «обладать хорошим характером...» (пункт «г» ст. 106) 4.

Полное обладание  гражданскими и политическими правами - одно из основных требований во всех странах.

Важнейшим элементом  статуса президента республики является срок полномочий, на который он избирается. Впервые ограничение срока полномочий Президента было введено в Конституцию США 1787 г. Повторное переизбрание президента в одних странах (Франция, Италия, Египет, Индонезия) допускается без каких-либо ограничений. В других - повторное избрание на должность президента вообще не предусмотрено конституциями (например, в Аргентине, Мексике, Боливии). Конституция США и конституции большинства европейских стран предусматривают, что одно и то же лицо может быть избрано либо не более чем на два срока вообще, либо не более чем на два срока подряд.

Порядок выдвижения и условия регистрации кандидатов на пост президента устанавливаются  национальным законодательством по-разному. Фактически в большинстве стран  кандидаты в президенты выдвигаются  политическими партиями (США, например), избирательными объединениями (Россия), блоками. Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей.

После подведения итогов президентских выборов и  официального объявления об их результатах  избранный президент готовится  к вступлению в должность - инаугурации.

Инаугурация - торжественная  процедура вступления в должность  главы государства - президента.

Эта процедура  символизирует преемственность  власти. Она включает принесение присяги, текст которой определен конституционно, содержит клятву высшего должностного лица добросовестно выполнять возложены на него обязанности, защищать конституцию страны, часто носит религиозную окраску.

Характерно, что  в странах, где президент избирается всеобщими выборами, часто наблюдается  достаточно длительная пауза между президентскими выборами и началом деятельности нового президента (так, в США она составляет три месяца). Как правило, это вызвано необходимостью уходящему в отставку президенту завершить свою деятельность, а вновь избранному - войти в курс дела. В то же время в странах, где президент избирается иными способами, главным образом парламентским, вступление нового президента в должность происходит незамедлительно.

Президент    пользуется    неприкосновенностью    и    рядом    других

привилегий: правом на штандарт, резиденцию, специальное  вознаграждение, охрану и др. После  того как лицо перестало быть президентом, ряд привилегий за ним сохраняется  при условии, если оно не было смещено  в порядке импичмента. Кроме того, президенту могут предоставляться и новые возможности. Например, бывшие Президенты Италии становятся сенаторами по праву, а во Франции - членами Конституционного Совета (при их согласии).

Полномочия  президента. В зависимости от формы правления, государственного режима, а также системы политических отношений в стране конституционные полномочия президента могут быть номинальными или реальными.

1. Все президенты, будучи главами государств, выполняют  представительские функции. В  этом качестве президент представляет  государство в международных отношениях; заключает международные договоры, может ратифицировать их; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций, подписывая соответствующие грамоты; в соответствии с дипломатическим протоколом встречает и провожает глав государств, посещающих страну с официальным визитом; ведет международные переговоры.

Эту прерогативу  особенно активно осуществляют президенты в президентских и смешанных республиках. Примечательно, что в такой парламентарной республике, как Ирландия, «Президент во время пребывания в должности не должен выезжать из государства, за исключением случаев, когда это делается с согласия правительства» (п. 9 ст. 12 Конституции)5.

2.  Президент  - гарант конституции. Он обязан  принимать меры по ее соблюдению  и охране.

3. Полномочия президента  в сфере взаимоотношений с  парламентом. В этой сфере полномочия  президентов имеют некоторые  особенности в различных странах.  Президент назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на очередные и внеочередные сессии, обращается с посланиями или выступает с программной речью перед парламентом.

Роль президента в законодательном  процессе различна. Он, как правило, обладает законодательной инициативой или правом вносить предложения по законодательству. Правом на законодательную инициативу обладают главы государств в президентских республиках

Президент обладает правом утверждать или санкционировать  законы. Президент, подписывая закон, придает ему силу правового акта, обязательного к исполнению. Характерно, что это право присуще всем президентам независимо от формы правления.

Информация о работе Институт президенства в современном мире