Идеология коммунизма. Политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 04:07, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа прослеживает некоторые тенденции в освещении процесса становления коммунистической идеологии исследователями-эмигрантами. Основным источником реферата является работа Н. А. Бердяева «Истоки русского коммунизма», изданная в Париже в 1955 году. Сочинения И. Р. Шафаревича, фигурирующие в качестве источников, интересны как отчасти продолжающие дискурс Бердяева, но не копирующие его взгляды. Эта работа - попытка обнаружить некоторые характерные особенности коммунизма, перенесенного на русскую почву, выявить основные влияния, которые принял на себя «русский марксизм»: народничество, идею мессианского предназначения России, etc.

Оглавление

Введение.
Идиология коммунизма.
Марксизм в России.
Западничество, народничество и «русский марксизм».
«Коммунисты» и «большевики».
Новый «свет с востока», или Красный патриотизм.
«И как один умрем за это…»
1. Общее понятие политики.

2. Внешняя политика и внутренняя политика.

3. Политическая наука.

4. Политическая экономия.

5. Марксистская концепция государства.

6. Общественно- политическая мысль К.Маркса.

7. Заключение.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 52.74 Кб (Скачать)

практики. В период снедневековья человек из существа политического был

превращен в существо религиозное. «Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами». Рационалистический подход к политике возраждается со становлением буржуазного общества.

«Философия  сделала в политике то же, что физика, математика, медицина и всякая другая наука сделала в своей области», - писал Маркс, характеризуя взгляды ранних идеологов буржуазии. Эти философы «стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а рне из теологии».

Научное объяснение политики и соответственно формирование научной  политики стали возможны лишь с появлением марксизма. Материалистическое понимание истории, уяснение роли и места классов во всем комплексе социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политические отношения в своей сущности есть отношения классовые. С тех пор, как появились классы и до тех пор, пока они будут сохраняться, существовала и будет существовать политика как особая, специфическая форма общественной деятельности. Именно потребности классов определяют содержание политических  

-13-

интересов. По мере усложнения социальной жизни, осознание классами и другими общественными группами своих интересов

формировалась политическая надстройка общества, возникали  организации и учреждения, в рамках которых по преимуществу осуществляется политическая деятельность, прежде всего - государство, позднее партии политические. С точки зрения марксизма-ленинизма политика - и как практические отношения, и как идеология - детерминирована движением экономических процессов и выступает

как надстройка над экономическим  базисом общества. Экономические интересы в конечном счете выступают как социальная причина политических действий.

Политическая  деятельность, будучи производной по отношению  к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является механическим слепком с логикой экономического развития. Все это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития или учитывающих действия этих законов не полностью, а

частично. В ограниченных рамках паллиативные акции  могут иметь успех, о чем, например, свидетельствует опыт государственного регулирования экономики в условиях современного капитализма. Однако в перспективе подобные политические

действия  обречены на провал, ибо они лечат  не болезнь, а ее симптомы. Вместе с тем относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политического воздействия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критических моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о ее «спокойном» течении, то и в  этом случае политические действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономического развития,

выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила,

способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Будучи  концентрированным  выражением не только экономических, но и иных потребностей классов, политика оказывает существенное влияние на все структурные элементы надстройки. Чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политическую сферу. В современную эпоху, когда в мировом масштабе идет процесс революционной смены одной общественно-экономической формации другой, происходит всеобъемлющая «политизация» социальной жизни. 

-14-

Различают политику внешнюю  и политику внутреннюю. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В рамках этой принципиальной общности каждая из двух основных областей политики имеет свою важную специфику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической

или социальной, культурной или технической  политике. Борьба за власть,

политическое  господство между  классами-антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет  стержень общественно-политической жизни в любом антагонистическом  обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политических организаций общественных отношений на коммунистических началах.

В самой общей форме  структуру политического  руководства можно  свести к трем основным моментам:

во первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют отношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития;

во-вторых, политическое руководство  предполагает выработку  методов, средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» политики, ибо ее решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты

решительно  отвергают аморальный тезис: цель оправдывает  средства.

Политический  опыт показывает, что  успех, который может  быть достигнут путем применения общечеловеческих средств, имеет эфемерный характер и приводит к оскужнению, обесчеловечиванию самой цели;

  в-третьих, политическое  руководство связано  с необходимостью  подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, равно как и применение

-15-

современного  инструментария политического руководства, сама по себе еще не обеспечивает успеха в политике.

Научная политика опирается  на прочный фундамент  марксистско-ленинской  теории, скрывающей закономерности исторического развития. Выработка генеральной перспективы развития общества, правильной политической линии и организация трудящихся в целях претворения ее в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистических партий. Чем шире размах социалистического и коммунистического строительства, чем сложнее задачи, которые приходится решать, тем выше роль и ответственности партий, идущих во главе масс.

Основной  предмет политической науки - политическая власть, реализуемая  в политических системах и в других формах политической деятельности. К главным разделам политической науки относятся:

1.    теория политики, представляющая собой  введение в политическую  науку, посвященное философско-методологическим основам политики и политических отношений;

2.   теория политических  систем и их  элементов: государства,  партий,

политических  режимов;

3.   теория международных  отношений, предмет  которой составляют: система международных отношений, природа войн, проблемы нации и мировой политики, путей укрепления всеобщего мира, мирного сосуществования государств с различным социальным строем, формирование нового типа международных отношений и нового экономического порядка;

4.   теория управления  социально-политическими  процессами, изучающая  формы и методы политического руководства и непосредственного управления обществом со стороны государственных, партийных, культурных и иных организаций, пути повышения эффективности функционирования всех социально-политических институтов;

5.   политическая идеология  и история политических  учений, изучающие  генезис политической науки, роль и функции идеологии в системе политической власти.

В основе марксистско-ленинской  политической науки  лежит философия

диалектического и исторического  материализма и теория научного коммунизма.

Будучи  основателями организованного  рабочего движения, К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли большое внимание исследованию природы политической власти. Они не только разработали общетеоретические методологические основы науки о политике, но и дали образцы  

-16-

конкретного анализа деятельности государств, политических партий и их лидеров.

В.И.Ленин, выдвинул задачу разработки « материалистической теории политики», создал теорию социалистического государства, обосновал задачи его внутренней и внешней политики, демократический формы организации и принципы строительства, разработал теорию международных отношений в переходную революционную эпоху, принципы мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и

управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отдельных групп, социальную психологию, политическое поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления,  являющейся важной составной частью политической науки.

К.Маркс  о политической экономии писал: «наука об условиях и формах,  при

которых происходит производство и обмен в различных  человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов». Ленин характеризовал политическую экономию как науку о развивающихся исторических укладах общественного производства, дающую представление о его различных системах и о коренных чертах каждой системы, и указывал, что предмет политическая экономия «вовсе не производство материальных ценностей, как часто говорят, а общественные отношения людей по производству».

Марксизм  произвел революционный  переворот в политической экономии, превратил ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно научную политическую экономию, создав на ее месте собственности политической экономии труда.

Теория  политики в общественной или теоретической  политологии изучает  политику в широком понимании как общественное явление, в ее сути и в проявлении в разных исторических формах, определяет тенденции и закономерности возникновения, развития и Функционирования государства, власти, права. Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики.

Государство - это центральный  элемент политической системы государства.

Знание  и понимание гражданами сути государства, своих  прав и обязанностей, владение процедурами общественно-политического взаимодействия является важным условием общественной стабильности, эффективного государства, преобразование

его на «дело каждого».

Марксистское  понимание природы  государства было изложено  

-17-

Ф.Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура. В

труде В.И.Ленина «Государство и революция», который  является одним из

програмных в марксизме, бала откровенной пробой теоретического революционного осуществления государственности как диктатуры одного класса.

Непосредственно К.Маркс написал  о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает всое концентрированное выражение2, В сферу деятельности государства входят «специфические функции», вытекающие из противоположности между правительством и народными массами. Вместе с тем К.Маркс  делал ударение на признании государства такой силой, которая

Информация о работе Идеология коммунизма. Политика