Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 04:07, курсовая работа
Данная работа прослеживает некоторые тенденции в освещении процесса становления коммунистической идеологии исследователями-эмигрантами. Основным источником реферата является работа Н. А. Бердяева «Истоки русского коммунизма», изданная в Париже в 1955 году. Сочинения И. Р. Шафаревича, фигурирующие в качестве источников, интересны как отчасти продолжающие дискурс Бердяева, но не копирующие его взгляды. Эта работа - попытка обнаружить некоторые характерные особенности коммунизма, перенесенного на русскую почву, выявить основные влияния, которые принял на себя «русский марксизм»: народничество, идею мессианского предназначения России, etc.
Введение.
Идиология коммунизма.
Марксизм в России.
Западничество, народничество и «русский марксизм».
«Коммунисты» и «большевики».
Новый «свет с востока», или Красный патриотизм.
«И как один умрем за это…»
1. Общее понятие политики.
2. Внешняя политика и внутренняя политика.
3. Политическая наука.
4. Политическая экономия.
5. Марксистская концепция государства.
6. Общественно- политическая мысль К.Маркса.
7. Заключение.
практики. В период снедневековья человек из существа политического был
превращен в существо религиозное. «Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами». Рационалистический подход к политике возраждается со становлением буржуазного общества.
«Философия сделала в политике то же, что физика, математика, медицина и всякая другая наука сделала в своей области», - писал Маркс, характеризуя взгляды ранних идеологов буржуазии. Эти философы «стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а рне из теологии».
Научное
объяснение политики
и соответственно
формирование научной
политики стали возможны
лишь с появлением марксизма.
Материалистическое
понимание истории,
уяснение роли и места
классов во всем комплексе
социальных явлений
позволили сделать фундаментальный
вывод: политические
отношения в своей сущности
есть отношения классовые.
С тех пор, как появились
классы и до тех пор,
пока они будут сохраняться,
существовала и будет
существовать политика
как особая, специфическая
форма общественной
деятельности. Именно
потребности классов
определяют содержание
политических
-13-
интересов. По мере усложнения социальной жизни, осознание классами и другими общественными группами своих интересов
формировалась политическая надстройка общества, возникали организации и учреждения, в рамках которых по преимуществу осуществляется политическая деятельность, прежде всего - государство, позднее партии политические. С точки зрения марксизма-ленинизма политика - и как практические отношения, и как идеология - детерминирована движением экономических процессов и выступает
как надстройка над экономическим базисом общества. Экономические интересы в конечном счете выступают как социальная причина политических действий.
Политическая деятельность, будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является механическим слепком с логикой экономического развития. Все это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития или учитывающих действия этих законов не полностью, а
частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чем, например, свидетельствует опыт государственного регулирования экономики в условиях современного капитализма. Однако в перспективе подобные политические
действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а ее симптомы. Вместе с тем относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политического воздействия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критических моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о ее «спокойном» течении, то и в этом случае политические действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономического развития,
выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила,
способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.
Будучи
концентрированным
выражением не только
экономических, но и
иных потребностей классов,
политика оказывает
существенное влияние
на все структурные
элементы надстройки.
Чем острее классовая
борьба, тем шире круг
вопросов, вовлекаемых
в собственно политическую
сферу. В современную
эпоху, когда в мировом
масштабе идет процесс
революционной смены
одной общественно-экономической
формации другой, происходит
всеобъемлющая «политизация»
социальной жизни.
-14-
Различают политику внешнюю и политику внутреннюю. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В рамках этой принципиальной общности каждая из двух основных областей политики имеет свою важную специфику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической
или социальной, культурной или технической политике. Борьба за власть,
политическое господство между классами-антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет стержень общественно-политической жизни в любом антагонистическом обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политических организаций общественных отношений на коммунистических началах.
В самой общей форме структуру политического руководства можно свести к трем основным моментам:
во первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют отношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития;
во-вторых, политическое руководство предполагает выработку методов, средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» политики, ибо ее решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты
решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает средства.
Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения общечеловеческих средств, имеет эфемерный характер и приводит к оскужнению, обесчеловечиванию самой цели;
в-третьих, политическое руководство связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, равно как и применение
-15-
современного инструментария политического руководства, сама по себе еще не обеспечивает успеха в политике.
Научная политика опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории, скрывающей закономерности исторического развития. Выработка генеральной перспективы развития общества, правильной политической линии и организация трудящихся в целях претворения ее в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистических партий. Чем шире размах социалистического и коммунистического строительства, чем сложнее задачи, которые приходится решать, тем выше роль и ответственности партий, идущих во главе масс.
Основной предмет политической науки - политическая власть, реализуемая в политических системах и в других формах политической деятельности. К главным разделам политической науки относятся:
1. теория политики, представляющая собой введение в политическую науку, посвященное философско-методологическим основам политики и политических отношений;
2. теория политических систем и их элементов: государства, партий,
политических режимов;
3. теория международных отношений, предмет которой составляют: система международных отношений, природа войн, проблемы нации и мировой политики, путей укрепления всеобщего мира, мирного сосуществования государств с различным социальным строем, формирование нового типа международных отношений и нового экономического порядка;
4. теория управления социально-политическими процессами, изучающая формы и методы политического руководства и непосредственного управления обществом со стороны государственных, партийных, культурных и иных организаций, пути повышения эффективности функционирования всех социально-политических институтов;
5. политическая идеология и история политических учений, изучающие генезис политической науки, роль и функции идеологии в системе политической власти.
В основе марксистско-ленинской политической науки лежит философия
диалектического и исторического материализма и теория научного коммунизма.
Будучи
основателями организованного
рабочего движения,
К.Маркс и Ф.Энгельс
уделяли большое внимание
исследованию природы
политической власти.
Они не только разработали
общетеоретические
методологические основы
науки о политике, но
и дали образцы
-16-
конкретного анализа деятельности государств, политических партий и их лидеров.
В.И.Ленин, выдвинул задачу разработки « материалистической теории политики», создал теорию социалистического государства, обосновал задачи его внутренней и внешней политики, демократический формы организации и принципы строительства, разработал теорию международных отношений в переходную революционную эпоху, принципы мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и
управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отдельных групп, социальную психологию, политическое поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления, являющейся важной составной частью политической науки.
К.Маркс о политической экономии писал: «наука об условиях и формах, при
которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов». Ленин характеризовал политическую экономию как науку о развивающихся исторических укладах общественного производства, дающую представление о его различных системах и о коренных чертах каждой системы, и указывал, что предмет политическая экономия «вовсе не производство материальных ценностей, как часто говорят, а общественные отношения людей по производству».
Марксизм произвел революционный переворот в политической экономии, превратил ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно научную политическую экономию, создав на ее месте собственности политической экономии труда.
Теория политики в общественной или теоретической политологии изучает политику в широком понимании как общественное явление, в ее сути и в проявлении в разных исторических формах, определяет тенденции и закономерности возникновения, развития и Функционирования государства, власти, права. Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики.
Государство - это центральный элемент политической системы государства.
Знание и понимание гражданами сути государства, своих прав и обязанностей, владение процедурами общественно-политического взаимодействия является важным условием общественной стабильности, эффективного государства, преобразование
его на «дело каждого».
Марксистское
понимание природы
государства было
изложено
-17-
Ф.Энгельсом,
где обосновывался тезис
согласно которому государство
возникло из-за того,
что общинно-родовой
строй «был подорван
разделением труда и
его последствиями -
расколом общества на
классы». Позже к спорам
о сути государства
любых общечеловеческих
признаков прибавляется
абсолютизация произвольной
человеческой деятельности,
придается преувеличенное
значение специальным,
научно обоснованным
усилениям индивидов,
групп, партий, направленных
на переустройство,
«усовершенствование»
государства и общества
в общем, формируется
революционно-
труде В.И.Ленина «Государство и революция», который является одним из
програмных в марксизме, бала откровенной пробой теоретического революционного осуществления государственности как диктатуры одного класса.
Непосредственно К.Маркс написал о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает всое концентрированное выражение2, В сферу деятельности государства входят «специфические функции», вытекающие из противоположности между правительством и народными массами. Вместе с тем К.Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая