Гражданство в США, России, Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:03, реферат

Краткое описание

Цель работы — сравнить и раскрыть вопрос об институте гражданства в РФ, США и Японии.

Задачи:

— проанализировать и изучить теоретическую, нормативно-правовую историческую литературу по теме;

— раскрыть основные понятия и принципы гражданства;

— изучить и сравнить нормативно-правовое регулирование вопросов приобретения и прекращения гражданства в РФ, США и Японии;

— изучить нормативно-правовое регулирования института гражданства в РФ, США и Японии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3

Глава 1. Общие положения по гражданству. Понятие и принципы гражданства…………………………………………………..…………………………………5

Глава 2. Сравнительная характеристика правового регулирования вопросов гражданства в РФ, США и Японии…………………………………………………10

2.1. Порядок приобретения гражданства в РФ, США и Японии………..10

2.2. Порядка прекращения гражданства в РФ, США и Японии……………31

2.3. Институт двойного гражданства в РФ, США и Японии……………..37

Заключение……………………………………………………………………..44

Список литературы…………………………………………………..………..47

Файлы: 1 файл

Гражданство США ЯПОНИИ РФ.docx

— 103.77 Кб (Скачать)

    В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства. Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям).

    Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди  них следует отметить:

    а) последствия, связанные с оказанием  дипломатической защиты лицам с  двойным гражданством;

    б) последствия, связанные с военной  службой лиц с двойным гражданством.

    В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита.  Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается, что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация не разрешима. Есть только один выход - заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

    Что касается второго случая, то здесь  проблема связана с тем, что лица мужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства. Практически это не возможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством, прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будет привлечено к ответственности либо за уклонение от воинской обязанности, либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое одновременно. Решить указанную проблему можно также только одним путем - заключить международное соглашение.

    Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

    Первый - договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической  защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них - многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года  и ряд двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу - военной службе лиц с двойным гражданством.

    Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют не причину, а лишь следствие столкновений интересов  государств в области гражданства. Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового. С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при натурализации в договорах закрепляется правило, согласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

    В Российской Федерации двойное гражданство  регулируется Конституцией РФ и законом  «о гражданстве РФ». В соответствии с Конституцией РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.64

    Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского,  не требуется). Закон 2002 года во исполнение конституционных положений определяет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. 65

    Ситуация  с двойным гражданством возникает  обычно из-за применения государствами разных  принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе  замуж за  иностранца,  если  по  законам его государства жена  должна следовать гражданству своего мужа.

    До  последнего  времени российское законодательство стояло на позиции  непризнания за гражданами РФ двойного гражданства:  в случаях,  когда  российский  гражданин  имел доказательства  принадлежности к гражданству иностранного государства и  фактически становился  лицом  с двойным гражданством,  законодательство рассматривало его только как российского гражданина. 66

    Упоминание  в  Конституции  федерального  закона означает, что решение вопроса  двойного гражданства в  других  законодательных актах недопустимо. 

    Признание в соответствии с  Конституцией  двойного  гражданства российских  граждан лишь в указанных,  строго ограниченных случаях означает,  что общий принцип,  по которому  за  лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

    Наличие у  гражданина  РФ  гражданства  иностранного государства может  создать определенные трудности, поскольку  обладатель двух  гражданств  оказывается  связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона  обоих.  Это  касается, например, несения военной службы.67

    Наличие у гражданина Российской Федерации  гражданства иностранного государства  не умаляет его прав и свобод и  не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.68

    Всё это соответствует международной  практике, и согласно Конвенции о  некоторых вопросах, относящихся  к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

    Распоряжения  о двойном гражданстве принимает  Президент Российской Федерации, и  если разрешение получено, то гражданин  Российской Федерации, имеющий так  же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.  При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту69.

    Двойное гражданство по  американскому законодательству в принципе не запрещается, но закон Уолтера—Маккарена относится к нему негативно. 70 Двойное гражданство можно возникнуть по рождению — в результате коллизии законодательства о гражданстве США и какого-либо иного государства (чаще всего такого, где доминирует право крови). Но и в этом случае закон весьма ревниво относится к упрочению политико-правовых связей своих граждан, имеющих также гражданство иного государства, с последним. "Использование преимуществ гражданства иностранного государства" (например, участие в выборах) при условии достижения соответствующим американским гражданином 22 лет и проживания в данном иностранном государстве не менее трех лет может послужить еще одним основанием для принудительного прекращения гражданства США. 71

    Иностранец, ставший гражданином США путем  натурализации, может сохранить свое прежнее гражданство при условии, что его родная страна не требует, чтобы он отказался от прежнего гражданства. Аналогичным образом, гражданин США может стать гражданином другой страны и при этом сохранить свое американское гражданство, но лишь в том случае, если другая страна не обязывает его отказаться от гражданства США.

    Принятые  в конце XIX в. иммиграционные законы, отказывающие американским гражданам в возможности состоять также в иностранном гражданстве, хотя и не отменены, тем не менее, не претворяются в жизнь и не охраняются органами власти. Примером такого противоречия является традиционный текст присяги для лиц, принимающих американское гражданство, который требует от принимающего присягу не только верности новому отечеству, но и отказа от прежнего гражданства. Американские власти не преследуют тех, кто принял присягу, сохранив за собой прежнее гражданство, а Госдепартамент в интересах расширения международных связей закрывает глаза на то, что многие новые американцы путешествующие по миру, также не отказались от старого гражданства.72

    Принесение  Клятвы означает, что отныне человек отказывается хранить верность другому государству, даже продолжая оставаться его гражданином. Клятва Верности накладывает на человека несколько запретов. В частности, американское законодательство требует от американских граждан использовать при поездках за границу только американский паспорт. Если гражданин будете продолжать использовать паспорт своей родины или каким-то образом демонстрировать, что являетесь гражданином другой страны, власти США могут решить, что во время принесения Клятвы он солгал. И на этом основании лишат его американского гражданства.

    Кроме того, если став гражданином США, человек добровольно примет гражданство какой-то третьей страны, то из числа американских граждан его исключают.

    Статус  лиц с двойным гражданством в  целом не отличается от статуса иных граждан, исключения могут быть предусмотрены  международным договором.73

    Японское  законодательство не предусматривает  двойного гражданства. В нем существуют механизмы, призванные уменьшить количество случаев двойного гражданства. Так, согласно ст.11 Закона о гражданстве, гражданин Японии, по собственному желанию приобретающий гражданство другого государства, должен выйти из японского гражданства. Гражданин Японии, имеющий двойное гражданство, при выборе гражданства другого государства, отказывается от японского гражданства.

    Если  гражданин Японии, родившийся за пределами  Японии и приобретший иностранное  гражданство по рождению, не изъявит  желание остаться в японском гражданстве, то он будет считаться утратившим японское гражданство с момента  рождения.

    Японский  гражданин, имеющий одновременно гражданство  иного государства, может выйти из японского гражданства по уведомлению министра юстиции Японии, при этом он утрачивает гражданство Японии с момента уведомления.

    Ребенок, являющийся одновременно гражданином Японии и другого государства, обязан в течение двух лет после наступления 20 лет, то есть достижения совершеннолетия по японскому законодательству, выбрать одно гражданство. Если в указанный период, он не сделает выбор гражданства, министр юстиции Японии может сделать ему предупреждение о необходимости выбора гражданства. Если лицо, получившее предупреждение, в течение 1 месяца со дня получения предупреждения не выберет японское гражданство, оно лишается японского гражданства. Выбор японского гражданства осуществляется посредством выхода из иностранного гражданства или посредством заявления о выборе японского гражданства и отказе от иностранного гражданства.

    Таким образом, если ситуация с наличием двойного гражданства у детей-граждан Японии допускается, то после наступления  совершеннолетия период нахождения в двойном гражданстве японских подданных не превышает два года.  
 
 
 
 

    Заключение

    Таким образом, подводя итог следует сказать  что гражданство (подданство) — это  устойчивая правовая связь данного  лица со своим государством, основанная на их взаимных правах, обязанностях и ответственности и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции этого государства. Гражданство основывается принципах, основополагающих идеях, руководящих началах, характеризующих единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Эти принципы закреплены в Европейской конвенции о гражданстве.

      сравнивая порядок приобретения  и прекращения гражданства в РФ, США и Японии, можно сказать, что эти страны имеют схожий порядок приобретения и прекращения гражданства. Это обусловлено тем, что внутренне законодательство каждой страны базируется на  международном законодательстве в области вопросов гражданства, и внутренние принципы гражданства РФ, США и Японии соответствуют принципам, закрепленным в Европейской конвенции о гражданстве.

Информация о работе Гражданство в США, России, Японии