Гражданская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

Актуальность разработки проблем гражданской культуры очевидна в условиях современной российской действительности, характеризующейся противоречивым и проблемным процессом развития гражданского общества и правового государства. Особое внимание к проблематике гражданской культуры в нашей стране определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, раскрепощение и развитие гражданского общества, постепенно растущая политизация общественной жизни, потребность в действенных механизмах регулирования общественных отношений.

Оглавление

1.Введение.
2.Степень научной разработанности проблемы.
3. Состояние политической культуры на юге России.
4. Рабочая гипотеза исследования..
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат на завтра.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

В более позднем коллективном труде «Политическая культура и  политическое развитие» было предложено более детальное исследование данного понятия. Как отмечал С. Верба, «политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой имеет место политическое действие. Оно обеспечивает субъективную ориентацию политики»14. Данные убеждения влияют на средства, которыми оперируют люди в рамках различных политических институтов. Таким образом, политическая культура не относится к формальным или неформальным политическим структурам и моделям взаимодействия между политическими деятелями.

Политическая культура, отмечает С. Верба, устанавливает важную связь между политическими событиями  и поведением индивидов, реагирующих  на эти события. И хотя различные  события и политические акции влияют на политическое поведение отдельных лиц и групп, наибольшее воздействие оказывает то значение, которое придают им наблюдатели. Речь идет о том, как люди воспринимают политику и как интерпретируют увиденное. Конечно, основные модели политического убеждения влияют не только на то, как индивиды реагируют на внешние события. Поскольку эти системы базовых убеждений состоят из существующих взглядов, общепринятых ценностей, которые устанавливают цели поведения, норм, регулирующих средства для достижения целей, а также из эмоциональных привязанностей, они влияют также на то, когда и каким образом индивиды вовлекаются в политическую жизнь. То есть политическая культура представляет систему непосредственного контроля за системой политических взаимодействий. Политическая культура регулирует, кто кому говорит и на кого влияет. Она также регулирует, что говорится при политических контактах, и результаты таких контактов. Она регулирует также способы, к которым прибегают формальные институты.

Л. Пай полагает необходимым  анализ различных аспектов политической культуры для того, чтобы иметь  основу и возможность для сравнения  и классификации различных политических систем и изучения динамики политического  развития. Осмысление политической культуры предполагает, что позиции, чувства и знания, которые питают и управляют политическим поведением в каком-либо обществе, не являются случайным набором, а представляют взаимосвязанные модели, которые соответствуют и взаимно укрепляют друг друга. Несмотря на возможность разнообразия в политических ориентациях, в любом обществе существует ограниченная и четко очерченная политическая культура, которая «придает значение, предсказуемость и форму политическому процессу». Политическая культура общества ограничена во времени и пространстве, и прочную структуру ей придают те факторы, которые являются базовыми для изменяющейся психологии. Понятие политической культуры предполагает, что традиции общества, дух его институтов, стремления и коллективные доводы граждан, стиль и действующий кодекс его лидеров не являются случайными продуктами исторического опыта, а сочетаются как части значимого целого и образуют эксплицитное переплетение отношений16.

Что касается направленности политических ориентации, то в американской науке выделяется несколько их типов. Д. Истон дифференцировал позиции относительно политической системы как отношение к политическому сополитических ориентации. Первая - это ориентация на политическую систему в целом, которая влияет на степень распространения лояльности в обществе; другая - отношения к индивидуальности и к сотрудничеству, и в целом к другим людям, которые влияют на формирование политических групп и их взаимодействие; третья - ориентация на решение проблем (прагматических или идеологических), которая влияет на взаимоотношения политических партии . Развернутую классификацию политических ориентации дает У. Розенбаум. Эта классификация включает: во-первых, ориентации на правительственные структуры (отношение к политическому режиму, официальным лицам и политике правительства); во-вторых, ориентации на других участников политической системы (отношения политической идентификации, доверия и представление о правилах игры); в-третьих, ориентации на собственную политическую деятельность (компетентность и использование доступных средств, способность оказывать политическое влияние)19.

В совместном исследовании Г. Алмонда и Г. Пауэлла была представлена более углубленная разработка понятия  политической культуры. По их мнению, анализ политической культуры нации должен осуществляться в трех направлениях: 1) разнообразие ориентации; 2) системные связи между этими компонентами; 3) предметное содержание. Индивидуальные ориентации на любой политический объект могут включать три компонента. Познавательным компонентом ориентации на политическую систему в целом является знание о ее функционировании, о ее лидерах и текущих политических проблемах. Эмоциональный компонент основан на чувствах - преданности, неприятия, безразличия. Наконец, существует моральная оценка системы на ее соответствие определенным политическим требованиям и этическим нормам. Все три компонента политических ориентации взаимосвязаны и определяют друг друга20. Г.Алмонд и Г.Пауэлл выделяют в культуре системы распределение позиций в отношении к национальному сообществу, режиму и властям.

Она складывается из чувства  национальной общности, позиции относительно легитимности режима и его институтов, позиции по поводу эффективности 

осуществления различных  политических ролей . Важным аспектом политической культуры представляется набор ориентации на политический процесс. Они включают: 1) представления каждого о собственном влиянии на политический процесс (выделяются такие типы, как прихожане, подданные и участники); 2) представления о взаимоотношениях с другими деятелями (например, доверие, умение сотрудничать, враждебность в отношениях к представителям определенных групп и политических объединений) .

Существенную черту  политической культуры составляет модель ориентации на общественную политику. Речь идет о тех разногласиях и предпочтениях, которые она вызывает. Данная культура характеризуется стремлением к некоему идеальному обществу и степенью удовлетворенности его современным состоянием, а также отношением к характеру политических изменений и используемым средствам. Она состоит из предпочтений, отдаваемых различным направлениям во внутренней и внешней политике и их результатам, требований со стороны различных общественных групп в осуществлении таких ценностей, как материальное благосостояние, безопасность, свобода и права личности и т.д.

Представление о политической культуре как совокупности ориентации и убеждений, ограниченной сферой сознания и содержащей психологическое измерение  политики, получило широкое распространение  в современной политической науке. Однако оно остается весьма уязвимым для критики, которая ведется по разным направлениям. Это привело к тому, что стал активно разрабатываться более широкий подход, рассматривающий политическую культуру как систему, включающую элементы политического сознания и поведения (работы М. Бернстайна, Р. Карра, Д. Пола, Р. Престуса и др.). У. Розенбаум под политической культурой понимал концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые отмечаются и выводятся из наблюдения за людьми, живущими повседневной гражданской жизнью24.

Основное, что разделяет  рассматриваемые подходы, связано  с вопросом о причинных связях политической культуры и политической структуры, с соотношением убеждений  и поведения. При этом Г. Алмонду  и его последователям приписывается  утверждение, что культура производит структуру. В этой связи Б. Берри, Р. Такер, Р. Фаген и другие пишут о недооценке или игнорировании взаимозависимости между культурой и структурой. Такая критика не совсем точна. В действительности, Г. Алмонд и Г. Пауэлл писали: «Политическая культура формирует действия индивидов, выполняющих политические роли во всей политической системе. В то же время, возможности и настоятельная необходимость, создаваемые существующими политическими структурами, будут формировать данную культуру. Культура и структура, позиция и поведение постоянно взаимодействуют друг с другом, так же, как индивиды учатся и действуют, и учатся через действие. Полезно посмотреть как на культуру, так и на структуру и раскрыть модель позиций, которая лежит в основе, формирует и формируется текущими событиями политической жизни». Таким образом, политическая культура является одновременно независимой и зависимой, обусловливающей структуру и поведение и обусловленной ими. Однако сами структура и поведение относятся ими к другим элементам политической системы.

В отечественной литературе существует множество подходов к  определению политической культуры. Традиционный подход сводит политическую культуру к политическому сознанию в его устойчивых формах и стереотипах. При этом в качестве определяющих обычно фиксируются различные элементы сознания, такие как ценности, традиции, нормы, ориентации и т.д. Показательна в этом плане позиция К. Гаджиева, который особенность политической культуры видит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью. Поэтому она выступает не политическим процессом в его реальном воплощении, а комплексом представлений определенной общности людей в мире политики26. Автор полагает, что политическую культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной системы, ценности которой разделяются большинством членов политического сообщества. Ценностное содержание политической культуры выделяется как ведущее и во многих других работах. Однако такое понимание, хотя и фиксирует важную характеристику политической культуры, не может системно отразить ее сложный характер.

Определение политической культуры на основе ценностного представления  не является достаточным уже потому, что ценности существуют только относительно познающего и действующего субъекта и в этом смысле имеют производный характер.

Основными типами таких  знаний Н. Бирюков и В. Сергеев  предлагают считать социальную онтологию, ценности и операциональный опыт. Такое знание организовано в чрезвычайно  общие концептуальные схемы, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты опытом, так как сами пред-ставляют собой способы интерпретации этого опыта .

Политическую культуру нередко определяют как опыт, который  обеспечивает непрерывность политической жизни общества. Ф. Бурлацкий и А. Галкин под политической культурой понимают институализированный и неинституализированный исторический и социальный опыт, представляющий собой зафиксированную в законах, обычаях и политическом сознании «память» о прошлом данного общества и его отдельных элементов.

Заключение

« Гражданская культура » важнейший показатель активного  гражданства, инициативного поведения  и практического гражданского соучастия  в общественных делах. Начиная с 60-х годов в западной политологии  идея гражданской культуры рассматривалась исключительно в контексте политической культуры. Но в 1980 году вышел труд Г.Алмонда и С.Верба <Гражданская культура>, где этот феномен исследован на своих собственных основах. Понятие гражданской культуры передает прежде всего уровень осознания гражданином общественных задач, его практической активности в деле претворения их в жизнь. В этом смысле она - структурный элемент гражданской жизни и выражает степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. Поэтому гражданскую культуру можно именовать <культурой общежития>, имеющей источником традиционные нормы, ценности, представления. Значит, гражданская культура не носит политического характера, а ее уровень определяет общекультурное развитие человека. Сведение гражданской культуры к феномену политического порядка - прямой путь к этатизму и тоталитаризму.




Информация о работе Гражданская культура