Гражданская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

Актуальность разработки проблем гражданской культуры очевидна в условиях современной российской действительности, характеризующейся противоречивым и проблемным процессом развития гражданского общества и правового государства. Особое внимание к проблематике гражданской культуры в нашей стране определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, раскрепощение и развитие гражданского общества, постепенно растущая политизация общественной жизни, потребность в действенных механизмах регулирования общественных отношений.

Оглавление

1.Введение.
2.Степень научной разработанности проблемы.
3. Состояние политической культуры на юге России.
4. Рабочая гипотеза исследования..
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат на завтра.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

                       ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                    ФАКУЛЬТЕТ  СОЦИОЛОГИИ  И   ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ  ПО  КУРСУ

«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

НА  ТЕМУ:

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

                                                                                                    ВЫПОЛНИЛ:

                                                                                             Студент группы 3.3

                                                                                                Овчинников Андрей

 

ПРОВЕРИЛ:

Доманов Валерий Георгиевич

 

 

 

 

 

 

 

 

г.РОСТОВ-НА-ДОНУ

2008 г.

 

ПЛАН

 

1.Введение.

2.Степень научной разработанности  проблемы.

3. Состояние политической культуры на юге России.

4. Рабочая гипотеза  исследования..

5. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность разработки проблем гражданской культуры очевидна в условиях современной российской действительности, характеризующейся  противоречивым и проблемным процессом развития гражданского общества и правового государства. Особое внимание к проблематике гражданской культуры в нашей стране определяется рядом обстоятельств. Это, прежде всего, раскрепощение и развитие гражданского общества, постепенно растущая политизация общественной жизни, потребность в действенных механизмах регулирования общественных отношений. Оно связано с тенденциями демократизации политической системы и ее институтов, участием граждан в политических делах, но также и с проявлениями аполитичности и абсентеизма. Без повышения уровня политической культуры нельзя рассчитывать на последовательную демократизацию общества, раскрепощение личности, обретение стабильности и управляемости во всех сферах общественной жизни. Как форма общественной самодеятельности и свободного включения человека в государственную жизнь, гражданская культура противостоит экзальтированной активности и конформизму, типичным для тоталитарных политических систем, а также проявлениям социальной деструкции. Даже если согласиться с тем, что старшее поколение отягощено традиционализмом, следует признать, что современные информационные, избирательные и иные технологии дают возможность политической власти активно и своевременно стимулировать процесс политической социализации молодежи в этом направлении путем воспитания гражданской культуры, политической и этнической толерантности, формирования нового политического языка. Поэтому так необходимы углубленное изучение проблем ее формирования и развития, исследование своеобразных черт политической культуры в переходный период и пути повышения гражданского потенциала всего общества. Само развитие и расширение аппарата современной науки за счет дифференциации содержания понятия гражданская культура, рассмотрения не только системы институтов гражданского общества, но и национальной гражданской культуры в зависимости от степени ее освоения стандартов гражданских свобод, представляется вполне закономерным явлением. В нем отражается постоянное усложнение и совершенствование всего общества, его субъектов и отношений между ними. В то же время оно свидетельствует об активном творческом поиске и углублении политической теории, открывающей новые области своего применения. Становление нового элемента в системе политических знаний отражает реальные и устойчивые социокультурные связи и является результатом углубления наших представлений о тех процессах, которые происходят в современном обществе. Отсутствие специальных отечественных наработок означает лишь то, что данное явление, как и многие другие, в силу определенных причин так и не получило адекватного научного осмысления и частично фиксировалось в рамках других исследовательских проектов. Вот почему так необходимо специальное изучение гражданской культуры.

Степень научной разработанности проблемы.

 Систематическое употребление  термина «политическая культура»  началось в 50-х гг. XX в. для  обозначения и анализа культуры, духа, умонастроения, менталитета,  набора ценностей, влияющих на  проведение политики государства  или правящей элиты. До последнего времени национальный характер рассматривался как фактор, определяющий политические события. Исследования этого феномена обращали внимание на такой объект, как ценностные ориентации и установки разных народов, которые в сумме и должны были дать психологический портрет нации . В том числе работы Дж.Горера, Г.Дикса, Н.Лейтеса были посвящены интерпретации феномена большевизма как порождения русского характера, который эти авторы трактуют как покорный, пассивный, склонный к безропотному подчинению. Основные концептуальные представления о политической культуре были разработаны политологами С.Вербой, Л.Паем, Г.Алмондом, Р.Такером, С. Липсетом и др. В отечественной политической науке понятие политической культуры утверждалось с определенными трудностями, связанными как с теоретическими поисками, так и с собственной политической конъюнктурой, не всегда благоприятной для такого рода исследований. Так, одни авторы видят в политической культуре синтез коллективного политического опыта нации, класса, региона или группы, охватывающего сферу отношений государственно-организованной общности с другими народами, перипетии внутренней политической и социальной борьбы, последствия побед и поражений3. Другие ученые подчеркивают индивидуальный характер усвоения политической культуры, которая, будучи впитанной человеком, становится частью его личности, ее регулятором.

Одним из наиболее распространенных в первые годы реформ в СССР и  России было оценочное представление  о политической культуре, которое  ассоциировало ее с чем-то позитивным. Другая опасность в том, чтобы трактовать политическую культуру в оценочном ключе, возникает тогда, когда эти оценки относятся к степени усвоения национальной культуры или ее частей отдельным индивидом. Еще в 70-е гг. западные исследователи политической культуры и политической социализации дискутировали по вопросу о том, кого можно считать зрелым гражданином. Тогда господствовала точка зрения, что таковым является лишь тот, кто усвоил доминирующие ценности существующей политической культуры. Следовательно, все те граждане, которые не согласны с официальными политическими целями или находятся в оппозиции, должны пройти демократическую социализацию. Гражданская культура, описанная Алмондом и Вербой, является попыткой исследования сочетания разных типов политических культур в обществе.

С конца 50-х гг. изучение гражданской  культуры в основном проходило в  виде широких сравнительных прикладных исследований политического сознания и поведения населения различных  стран и регионов мира. В результате почти за сорок лет был накоплен богатый материал, отражающий многообразный социокультурный опыт. Однако российская литература содержит, как правило, абстрактно-теоретическое представление о принципах и предпосылках развития гражданского общества, в ней анализируется ряд универсально-типических черт гражданской культуры, взаимоотношения государства и гражданского общества, человека и гражданина вообще, но мало исследуется политическая практика России и особенности национальной и региональной политической культуры. Теоретическое ее осмысление применительно к российской действительности началось сравнительно недавно. Дискуссионными остаются до сих пор критерии выделения ее сущностных признаков и конкретных форм реализации в нашей стране. Однако обращение к ней представляется необходимым для того, чтобы выявить своеобразие жизнедеятельности гражданского общества и его отношение к политической власти. Изучение гражданской культуры за внешними проявлениями политической жизни позволяет обнаружить социальные интересы и потребности россиян, их чувства, гражданские позиции, предпочтения и привычки. Они обусловливают содержание политического сознания и поведенческие модели, основные мотивы, механизмы и направленность политических изменений.

 Состояние политической культуры на юге России.

Уже накоплен значительный материал, позволяющий осмыслить состояние  политической культуры на юге России.

Е.В.Морозовой были получены интересные данные и сделаны первичные обобщения  о развитии политической культуры на Юге России, не без анализа ситуации в республиках Северного Кавказа. В.Колосов, И.Яковенко, С.Сущий, Н.Давыдова, С.Чугров В.Шкуратов и др. рассматривают Юг, который из всех районов российской периферии наиболее рельефно выделяется как особенный регион. Колосов В.А., Криндач А.Г. в работе «Тенденции постсоветского развития массового сознания и политическая культура Юга России» произвели анализ политических ориентации и политической культуры населения Юга России, а также электорального поведения. На основе проведенных социологических опросов показано, что основные особенности политической культуры Юга России, отличающие его от большинства остальных регионов, обусловлены его пограничным положением, постоянными миграционными потоками, регионализмом и социальным разнообразием. Однако в работе не показано существование «красного пояса» и анализа ситуации в г. Сочи - курортной столицы со столичным менталитетом. В.А.Колосов и А.Д.Криндач полагают, что российский Юг не переплавил разнообразные социально-профессиональные и этнические группы в единый социум, а предоставил каждой из них свою нишу. На основании анализа данных голосования населения Юга России на президентских и парламентских выборах авторы сделали вывод о том, что большинство избирателей Юга поддерживают тех кандидатов и те политические партии, которые выступают за порядок и сильное государство, при этом отмечено, что политические ориентации и электоральное поведение жителей крупных городов на Юге России отличаются от соответствующих характеристик сельских жителей и населения малых и средних городов. Однако представляется, что этих выводов недостаточно для характеристики состояния политической культуры и перспектив ее развития. Анализируя социально-экономические факторы, непосредственно влияющие на жизнь людей, важно выяснить состояние общественного сознания и политической культуры, демократических отношений и механизмов власти, общественно-политической активности и гражданской зрелости людей. Гражданская культура способствует поддержанию жизнеспособности общества в целом, дает систему ценностных ориентации, направленных на сохранение его стабильности, единства и преемственности, обеспечение легитимности политических институтов. В этой связи необходимо выяснить теоретические предпосылки, позволяющие разработать концепцию гражданской культуры как самостоятельного элемента политической теории, обобщения ее различных интерпретаций, которые должны носить комплексный характер и учитывать достижения разных школ и научных направлений. В то же время многогранность гражданской культуры требует проведения конкретно-политических и социологических исследований. Но, в целом, можно говорить лишь о становлении и оформлении общей концептуальной схемы исследований.

В настоящее время усилилась  потребность в теоретическом  осмыслении данного феномена, позволяющем зафиксировать не только эмпирически наблюдаемые процессы и явления, но и выявить некие общие тенденции и модели формирования демократического общества и соответствующей ему политической культуры. В научной литературе имеются определенные разработки данных проблем применительно к различным историческим и национальным условиям. Накоплен разнообразный эмпирический материал, позволяющий зафиксировать происходящие в политической культуре изменения. Все это создает возможности для современной интерпретации гражданской культуры на базе интегрированного знания.

Рабочая гипотеза исследования.

 Гражданская культура, являясь разновидностью политической  культуры, сама имеет собственную  типологию, что определяет критерии  и подходы к анализу ее проявления  в различных странах. В России гражданская культура отличается качественной спецификой и многовариантностью в соответствии с характеристиками основных регионов.

Объект исследования - политическая культура как социально-политический феномен.

Предмет исследования - гражданская культура как тип политической культуры в российском обществе на современном этапе стабилизации демократического общества.

Цель исследования - выяснение характерных  черт гражданской культуры как теоретической  модели и ее практической реализации, выявление перспектив развития в полиэтнических условиях России; выявление актуальных аспектов и форм, и специфических особенностей гражданской культуры в условиях транзитных демократических процессов.

        Задачи исследования:

- выявить гражданские основы и демократические критерии политической культуры, обосновать возможность формирования специальной типологии гражданской культуры;

- раскрыть актуальные социально-политические  формы гражданской культуры в  условиях демократической реформации  в Российской Федерации;

- проанализировать развитие гражданской  культуры в условиях полиэтнического  Юга России;

- выявить специфику становления  гражданской культуры в российских  регионах, том числе в Краснодарском  крае и анклаве Большого Сочи, определить основные перспективные пути ее развития и широкомасштабного распространения.

Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе исследования автор ориентировался на классические подходы историзма, объективности, преемственности и  противоречивости. Поскольку предмет исследования находится на стыке различных отраслей знаний, автором использовались элементы сравнительного, структурно-функционального, системного, социологического и других принципов научного анализа концепции, разработанные основоположниками теории политической культуры С.Вербой, Л.Паем, Г.Алмондом, Р.Такером, С.Липсетом и др. В общих чертах политичесая культура представляет собой особое пространство политических взаимодействий, которые характеризуются устойчивостью, высокой общественной значимостью, адаптивностью к постоянно изменяющимся условиям, определенной вариативностью, субъективной рациональностью и т.д. Эти отношения дополняют организационные и институциональные политические связи, придают им личностный смысл и продуктивность, актуализируя всю внутреннюю жизнь людей. Тем самым политическая культура оказывается включенной в политические процессы, поскольку выражает представления и стремления их субъектов, способствует консолидации и совместной деятельности последних. Она выступает важнейшей характеристикой, синтетическим показателем политического развития всего народа. С.Верба отмечал, что прежде, чем рассматривать специфические вопросы политической культуры и связанные с ней политические изменения, необходимо исследовать две более общие проблемы: во-первых, отношение между политической культурой и общей культурной системой общества; во-вторых, проблему распространения политических убеждений и степень соотнесенности политической культуры с политическими значениями, разделяемыми членами политической системы6.

Ряд исследователей (М. Дюверже, Р. Милибанд, Ф. Паркин, Р. Роговски и  др.) считают понятие «политическая  культура» не вполне правомочным, поскольку  это ведет к разрушению единого  понятия культуры. Они предлагают выделять лишь политические аспекты целостной культуры. Р.Роговски отвергает теорию политической культуры как слишком общую и расплывчатую, чтобы быть принятой в качестве объяснительной теории. Он утверждает, что существуют четкие рациональные отношения между социально-экономическими, этническими и религиозными интересами и политической структурой и что рациональное индивидуалистическое объяснение политической структуры есть более убедительная и экономная теория, нежели теория политической культуры. Одним из первых к проблемам политической культуры обратился американский политолог Г. Алмонд, концепция которого остается наиболее влиятельной среди современных подходов. Его первая статья была опубликована в 1956 г.8 Эта концепция формировалась под значительным влиянием идей М. Вебера и Т. Парсонса. Так, М. Вебер писал о целера-циональном, ценностно-рациональном, эффективном и традиционном «осмысленно» ориентированном социальном действии. Т. Парсонс также выделял различные виды подходов к анализу социальной деятельности - познавательные, аффективные и оценочные. Г. Алмонд рассматривал политическую культуру как совокупность трех основных психологических ориентации на различные политические объекты: субъективное явление, система знаний, чувств и оценок граждан.

В классическом труде  по гражданской культуре, вышедшем в 1963 г., Г.Алмонд и С.Верба сформировали целостное представление о политической культуре и ее свойствах, исходя из того, что политическая культура указывает  на «отношение индивидов к политической системе и ее различным частям, а также на отношение к своей роли в системе»9. Все это связано с «психологической ориентацией на социальные субъекты... на политическую систему как интериоризованную в знаниях, чувствах и оценках» граждан10. Эти авторы выделили следующие ориентации в политической культуре: а) познавательные ориентации, указывающие на «знание и веру относительно политической системы»; б) эмоциональные ориентации, связанные с «чувствами по поводу политической системы»; в) оценочные ориентации к суждениям и мнениям, которые вызывают «сочетание ценностных стандартов...с информацией и чувствами». В своем исследовании они пришли к выводу, что «политическая культура нации является особым распределением моделей ориентации на по-литические объекты среди членов сообщества» . Предложенное ими понимание политической культуры «как специфическое проявление моделей политической ориентации среди населения в какой-либо политической системе» является достаточно продуктивным, поскольку дает возможность установить, «какие предпочтения относительно политического поведения существуют в политической системе в целом, а также в ее различных частях, среди особых групповых ориентации (т.е. субкультурах), или же в связи с ключевыми моментами проявления инициативы или принятия решений в политической структуре (т.е. ролевые культуры). Мы можем разместить мировоззренческие и поведенческие предпочтения в политической структуре данной системы».

Информация о работе Гражданская культура