Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:39, реферат
Актуальность разработки проблем гражданской культуры очевидна в условиях современной российской действительности, характеризующейся противоречивым и проблемным процессом развития гражданского общества и правового государства. Особое внимание к проблематике гражданской культуры в нашей стране определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, раскрепощение и развитие гражданского общества, постепенно растущая политизация общественной жизни, потребность в действенных механизмах регулирования общественных отношений.
1.Введение.
2.Степень научной разработанности проблемы.
3. Состояние политической культуры на юге России.
4. Рабочая гипотеза исследования..
5. Заключение.
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ
«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
НА ТЕМУ:
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРОВЕРИЛ:
Доманов Валерий Георгиевич
г.РОСТОВ-НА-ДОНУ
2008 г.
1.Введение.
2.Степень научной
3. Состояние политической культуры на юге России.
4. Рабочая гипотеза исследования..
5. Заключение.
Актуальность разработки проблем гражданской культуры очевидна в условиях современной российской действительности, характеризующейся противоречивым и проблемным процессом развития гражданского общества и правового государства. Особое внимание к проблематике гражданской культуры в нашей стране определяется рядом обстоятельств. Это, прежде всего, раскрепощение и развитие гражданского общества, постепенно растущая политизация общественной жизни, потребность в действенных механизмах регулирования общественных отношений. Оно связано с тенденциями демократизации политической системы и ее институтов, участием граждан в политических делах, но также и с проявлениями аполитичности и абсентеизма. Без повышения уровня политической культуры нельзя рассчитывать на последовательную демократизацию общества, раскрепощение личности, обретение стабильности и управляемости во всех сферах общественной жизни. Как форма общественной самодеятельности и свободного включения человека в государственную жизнь, гражданская культура противостоит экзальтированной активности и конформизму, типичным для тоталитарных политических систем, а также проявлениям социальной деструкции. Даже если согласиться с тем, что старшее поколение отягощено традиционализмом, следует признать, что современные информационные, избирательные и иные технологии дают возможность политической власти активно и своевременно стимулировать процесс политической социализации молодежи в этом направлении путем воспитания гражданской культуры, политической и этнической толерантности, формирования нового политического языка. Поэтому так необходимы углубленное изучение проблем ее формирования и развития, исследование своеобразных черт политической культуры в переходный период и пути повышения гражданского потенциала всего общества. Само развитие и расширение аппарата современной науки за счет дифференциации содержания понятия гражданская культура, рассмотрения не только системы институтов гражданского общества, но и национальной гражданской культуры в зависимости от степени ее освоения стандартов гражданских свобод, представляется вполне закономерным явлением. В нем отражается постоянное усложнение и совершенствование всего общества, его субъектов и отношений между ними. В то же время оно свидетельствует об активном творческом поиске и углублении политической теории, открывающей новые области своего применения. Становление нового элемента в системе политических знаний отражает реальные и устойчивые социокультурные связи и является результатом углубления наших представлений о тех процессах, которые происходят в современном обществе. Отсутствие специальных отечественных наработок означает лишь то, что данное явление, как и многие другие, в силу определенных причин так и не получило адекватного научного осмысления и частично фиксировалось в рамках других исследовательских проектов. Вот почему так необходимо специальное изучение гражданской культуры.
Систематическое употребление
термина «политическая
Одним из наиболее распространенных в первые годы реформ в СССР и России было оценочное представление о политической культуре, которое ассоциировало ее с чем-то позитивным. Другая опасность в том, чтобы трактовать политическую культуру в оценочном ключе, возникает тогда, когда эти оценки относятся к степени усвоения национальной культуры или ее частей отдельным индивидом. Еще в 70-е гг. западные исследователи политической культуры и политической социализации дискутировали по вопросу о том, кого можно считать зрелым гражданином. Тогда господствовала точка зрения, что таковым является лишь тот, кто усвоил доминирующие ценности существующей политической культуры. Следовательно, все те граждане, которые не согласны с официальными политическими целями или находятся в оппозиции, должны пройти демократическую социализацию. Гражданская культура, описанная Алмондом и Вербой, является попыткой исследования сочетания разных типов политических культур в обществе.
С конца 50-х гг. изучение гражданской
культуры в основном проходило в
виде широких сравнительных
Состояние политической культуры на юге России.
Уже накоплен значительный материал,
позволяющий осмыслить
Е.В.Морозовой были получены интересные данные и сделаны первичные обобщения о развитии политической культуры на Юге России, не без анализа ситуации в республиках Северного Кавказа. В.Колосов, И.Яковенко, С.Сущий, Н.Давыдова, С.Чугров В.Шкуратов и др. рассматривают Юг, который из всех районов российской периферии наиболее рельефно выделяется как особенный регион. Колосов В.А., Криндач А.Г. в работе «Тенденции постсоветского развития массового сознания и политическая культура Юга России» произвели анализ политических ориентации и политической культуры населения Юга России, а также электорального поведения. На основе проведенных социологических опросов показано, что основные особенности политической культуры Юга России, отличающие его от большинства остальных регионов, обусловлены его пограничным положением, постоянными миграционными потоками, регионализмом и социальным разнообразием. Однако в работе не показано существование «красного пояса» и анализа ситуации в г. Сочи - курортной столицы со столичным менталитетом. В.А.Колосов и А.Д.Криндач полагают, что российский Юг не переплавил разнообразные социально-профессиональные и этнические группы в единый социум, а предоставил каждой из них свою нишу. На основании анализа данных голосования населения Юга России на президентских и парламентских выборах авторы сделали вывод о том, что большинство избирателей Юга поддерживают тех кандидатов и те политические партии, которые выступают за порядок и сильное государство, при этом отмечено, что политические ориентации и электоральное поведение жителей крупных городов на Юге России отличаются от соответствующих характеристик сельских жителей и населения малых и средних городов. Однако представляется, что этих выводов недостаточно для характеристики состояния политической культуры и перспектив ее развития. Анализируя социально-экономические факторы, непосредственно влияющие на жизнь людей, важно выяснить состояние общественного сознания и политической культуры, демократических отношений и механизмов власти, общественно-политической активности и гражданской зрелости людей. Гражданская культура способствует поддержанию жизнеспособности общества в целом, дает систему ценностных ориентации, направленных на сохранение его стабильности, единства и преемственности, обеспечение легитимности политических институтов. В этой связи необходимо выяснить теоретические предпосылки, позволяющие разработать концепцию гражданской культуры как самостоятельного элемента политической теории, обобщения ее различных интерпретаций, которые должны носить комплексный характер и учитывать достижения разных школ и научных направлений. В то же время многогранность гражданской культуры требует проведения конкретно-политических и социологических исследований. Но, в целом, можно говорить лишь о становлении и оформлении общей концептуальной схемы исследований.
В настоящее время усилилась потребность в теоретическом осмыслении данного феномена, позволяющем зафиксировать не только эмпирически наблюдаемые процессы и явления, но и выявить некие общие тенденции и модели формирования демократического общества и соответствующей ему политической культуры. В научной литературе имеются определенные разработки данных проблем применительно к различным историческим и национальным условиям. Накоплен разнообразный эмпирический материал, позволяющий зафиксировать происходящие в политической культуре изменения. Все это создает возможности для современной интерпретации гражданской культуры на базе интегрированного знания.
Гражданская культура,
являясь разновидностью
Объект исследования - политическая культура как социально-политический феномен.
Предмет исследования - гражданская культура как тип политической культуры в российском обществе на современном этапе стабилизации демократического общества.
Цель исследования - выяснение характерных черт гражданской культуры как теоретической модели и ее практической реализации, выявление перспектив развития в полиэтнических условиях России; выявление актуальных аспектов и форм, и специфических особенностей гражданской культуры в условиях транзитных демократических процессов.
Задачи исследования:
- выявить гражданские основы и демократические критерии политической культуры, обосновать возможность формирования специальной типологии гражданской культуры;
- раскрыть актуальные социально-
- проанализировать развитие
- выявить специфику становления
гражданской культуры в
Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе исследования автор ориентировался на классические подходы историзма, объективности, преемственности и противоречивости. Поскольку предмет исследования находится на стыке различных отраслей знаний, автором использовались элементы сравнительного, структурно-функционального, системного, социологического и других принципов научного анализа концепции, разработанные основоположниками теории политической культуры С.Вербой, Л.Паем, Г.Алмондом, Р.Такером, С.Липсетом и др. В общих чертах политичесая культура представляет собой особое пространство политических взаимодействий, которые характеризуются устойчивостью, высокой общественной значимостью, адаптивностью к постоянно изменяющимся условиям, определенной вариативностью, субъективной рациональностью и т.д. Эти отношения дополняют организационные и институциональные политические связи, придают им личностный смысл и продуктивность, актуализируя всю внутреннюю жизнь людей. Тем самым политическая культура оказывается включенной в политические процессы, поскольку выражает представления и стремления их субъектов, способствует консолидации и совместной деятельности последних. Она выступает важнейшей характеристикой, синтетическим показателем политического развития всего народа. С.Верба отмечал, что прежде, чем рассматривать специфические вопросы политической культуры и связанные с ней политические изменения, необходимо исследовать две более общие проблемы: во-первых, отношение между политической культурой и общей культурной системой общества; во-вторых, проблему распространения политических убеждений и степень соотнесенности политической культуры с политическими значениями, разделяемыми членами политической системы6.
Ряд исследователей (М. Дюверже, Р. Милибанд, Ф. Паркин, Р. Роговски и др.) считают понятие «политическая культура» не вполне правомочным, поскольку это ведет к разрушению единого понятия культуры. Они предлагают выделять лишь политические аспекты целостной культуры. Р.Роговски отвергает теорию политической культуры как слишком общую и расплывчатую, чтобы быть принятой в качестве объяснительной теории. Он утверждает, что существуют четкие рациональные отношения между социально-экономическими, этническими и религиозными интересами и политической структурой и что рациональное индивидуалистическое объяснение политической структуры есть более убедительная и экономная теория, нежели теория политической культуры. Одним из первых к проблемам политической культуры обратился американский политолог Г. Алмонд, концепция которого остается наиболее влиятельной среди современных подходов. Его первая статья была опубликована в 1956 г.8 Эта концепция формировалась под значительным влиянием идей М. Вебера и Т. Парсонса. Так, М. Вебер писал о целера-циональном, ценностно-рациональном, эффективном и традиционном «осмысленно» ориентированном социальном действии. Т. Парсонс также выделял различные виды подходов к анализу социальной деятельности - познавательные, аффективные и оценочные. Г. Алмонд рассматривал политическую культуру как совокупность трех основных психологических ориентации на различные политические объекты: субъективное явление, система знаний, чувств и оценок граждан.
В классическом труде
по гражданской культуре, вышедшем
в 1963 г., Г.Алмонд и С.Верба сформировали
целостное представление о