Гарантии прав и свобод личности в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей и, прежде всего свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.94 Кб (Скачать)

Введение.

     Во  все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою  судьбоносное влияние на жизнь отдельных  людей и целых народов. Она  неразрывно связана с самыми глубокими  основами человеческой цивилизации. Как  отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится  в природе человека как социального  существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими  людьми.

     Политические  знания и культура нужны сегодня  любому человеку, независимо от его  профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими  людьми и государством. Без обладания  такими знаниями личность рискует стать  разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования  и порабощения со стороны более  активных в политическом отношении  сил. Массовая политическая грамотность  граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной  и общественной организации. Поэтому  сознательное формирование политической культуры как искусства совместного  цивилизованного проживания людей  в государстве - забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ  Т. Майер, "там, где политическое образование  отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое  общественное внимание. Ненужным же оно  не будет никогда".

     И если в государствах с прочно укоренившимися в сознании масс демократическими традициями и эффективными институтами контроля над правительством и другими  властями часть граждан может  позволить себе некоторую аполитичность, то в странах, недавно переживших авторитарный режим, массовое отстранение  от политики чревато тяжелыми социальными  последствиями. Демократический строй  не может утвердиться и быть эффективным  без соответствующей политической культуры населения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей  страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид  оказывает реальное воздействие  на принятие политических решений. Именно от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит  учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.

     Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется  стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих  знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально  развитых демократических странах  существуют специальные институты  политического образования, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких  учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации - телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий  и предполагающие умение граждан  самостоятельно, критически анализировать  получаемую информацию.

     Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических  ценностей и, прежде всего свободы  и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно  помогает гражданину правильно оценить  соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная  его цель - научить человека адекватно  ориентироваться в сложном и  противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно  решать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан  уважения к демократическому порядку  и обеспечивающим его, государственным  и общественным институтам, ибо без  твердого политического порядка  свобода отдельной личности не может  быть реальной.  

  1. Правовой  статус человека и  гражданина.

     Основы  правового положения личности складываются в области отношений «общество  – государство – личность». При  этом данные отношения и связи  носят основополагающий характер и  выражают взаимную связь общества, государства и личности.

     Правовой  статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и  обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое  его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно  обусловливается особенностями  социального статуса, существующего  в данный период развития государства  и общества.

     Центральное место в содержании основ правового  положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Республики Казахстан 1995 г. впервые в законодательстве нашей страны была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 12: «Права и свободы человека  принадлежат каждому от  рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми,  определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Республики Казахстан.

     «Под  конституционными правами и свободами, – пишет М.В. Баглай, – понимаются наиболее важные права и свободы  человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы  и получающие высшую юридическую  защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных  прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и  гарантируемых им. Идея прав человека и конституционная идея сливаются  и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с  принципами основных прав.

     Институт  прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном  праве Казахстана. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся  в международном праве. Тем самым  учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе это знаменует огромное продвижение  вперед казахстанского общества.

     Философской основой и нормативными источниками  института прав и свобод казахстанского законодательства служат учение об индивидуальных правах и свободах, а также принципы и нормы международного права, закрепляющие права личности. Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориентиры. Они призваны формировать  правовую политику.

     Права человека и гражданина в конституционном  строе приобретают особое значение для индивида и тем более для  государства. Конституционное признание  естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где  все – индивиды, и оно обязуется  оправдать свое предназначение. Таким  образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом  всей юридической системы.

     Основные, или конституционные, права и  свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности.

     Основные  права и свободы человека и  гражданина сформулированы в Конституции  Республике Казахстан в соответствии с международными документами –  Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Конституционные права образуют конституционно-правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельности органов государственной власти.

     Конституционную концепцию основных прав и свобод личности отличают следующие характерные  черты.

     1. Она следует либеральным традициям  понимания человека, сложившимся  в странах западной демократии, знаменует отказ от институционального  подхода к закреплению правового  статуса личности, основанного на  тезисе о даровании личности  прав и свобод государством. Если  не в теории, то, по крайней  мере, на практике такое мнение  господствовало. Институциональный  подход к правам человека «приводил  к подавлению личности, нарушению  свободы, означал принудительное  навязывание человеку социалистических  ценностей, не признавал элементарного  права человека на свободу  мысли»1. Огосударствление всех сфер общественной жизни влекло за собой стагнацию не только экономики, но и культуры, препятствовало развитию индивида. Согласно новому конституционному законодательству «права и свободы человека  принадлежат каждому от  рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми».

     2. На конституционном уровне впервые  закреплены «права человека»  и «права гражданина», не идентичные  по своему содержанию, отражающие  разные аспекты правового статуса  личности. «Права человека проистекают  из неотъемлемого качества человеческой личности - достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и свободы». Права человека - это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т. е. они имеют естественное происхождение и принадлежат человеку от природы, человек обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы. Эти права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают критерием оценки любой политико-правовой организации общества. Задача общества и государства состоит в том, чтобы защищать права человека, не допускать их нарушения. Права гражданина определяют политико-правовую связь личности и государства. Правовой статус гражданина возлагает на личность и государство, дополнительные права и обязанности, опосредуемые через различные политико-правовые институты. Через институт гражданства индивид получает дополнительные гарантии в обеспечении своих прав и свобод. Категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», под которой в казахстанском законодательстве понимается «устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека».

     3. В Конституции признан принцип  приоритетности норм международного  права в области прав человека. Это означает, что индивид вправе  в соответствии с международным  правом обращаться в межгосударственные  органы по защите своих прав  и свобод, если исчерпаны все  имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

     Основополагающие  принципы, определяющие характер взаимоотношений  личности и государства, провозглашаются  в 1 разделе Конституции - «Общие положения» и во 2 разделе - «Человек и гражданин». Это такие исходные принципы, как:

    • Признание человека, его жизнь права и свободы «высшей ценностью»;
    • Обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
    • Признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения казахстанского законодательства;
    • Признание непосредственного характера прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемость;
    • Признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
    • Недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
    • Равенство всех перед законом и судом;
    • Равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

     Данные  принципы обусловливают содержание, смысл и применение норм Конституции, касающихся правового статуса личности в Казахстане. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Система прав и свобод человека и гражданина в  Казахстане.  

     2.1. Личные права человека  и гражданина в  Казахстане.

     Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.

Информация о работе Гарантии прав и свобод личности в Республике Казахстан