Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа
Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей и, прежде всего свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы.
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми.
Политические
знания и культура нужны сегодня
любому человеку, независимо от его
профессиональной принадлежности, поскольку,
живя в обществе, он неизбежно должен
взаимодействовать с другими
людьми и государством. Без обладания
такими знаниями личность рискует стать
разменной монетой в
И
если в государствах с прочно укоренившимися
в сознании масс демократическими традициями
и эффективными институтами контроля
над правительством и другими
властями часть граждан может
позволить себе некоторую аполитичность,
то в странах, недавно переживших
авторитарный режим, массовое отстранение
от политики чревато тяжелыми социальными
последствиями. Демократический строй
не может утвердиться и быть эффективным
без соответствующей
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации - телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно, критически анализировать получаемую информацию.
Демократическое
политическое образование базируется
на признании основных гуманистических
ценностей и, прежде всего свободы
и достоинства каждой личности, ее
естественных, неотъемлемых прав. Оно
помогает гражданину правильно оценить
соответствующий общественный строй,
осознать свои место и роль в государстве,
права и обязанности. Главная
его цель - научить человека адекватно
ориентироваться в сложном и
противоречивом современном мире, представлять
и защищать свои интересы, уважая интересы
и права других людей, коллективно
решать общие проблемы. Оно направлено
также на формирование у граждан
уважения к демократическому порядку
и обеспечивающим его, государственным
и общественным институтам, ибо без
твердого политического порядка
свобода отдельной личности не может
быть реальной.
Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.
Правовой
статус человека и гражданина представляет
собой комплексный
Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Республики Казахстан 1995 г. впервые в законодательстве нашей страны была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 12: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Республики Казахстан.
«Под конституционными правами и свободами, – пишет М.В. Баглай, – понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и гарантируемых им. Идея прав человека и конституционная идея сливаются и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с принципами основных прав.
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве Казахстана. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самым учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе это знаменует огромное продвижение вперед казахстанского общества.
Философской
основой и нормативными источниками
института прав и свобод казахстанского
законодательства служат учение об индивидуальных
правах и свободах, а также принципы
и нормы международного права, закрепляющие
права личности. Основные права человека
и гражданина, определенные Конституцией,
фиксируют фундаментальные
Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства. Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все – индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.
Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности.
Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Республике Казахстан в соответствии с международными документами – Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Конституционные права образуют конституционно-правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельности органов государственной власти.
Конституционную концепцию основных прав и свобод личности отличают следующие характерные черты.
1.
Она следует либеральным
2.
На конституционном уровне
3.
В Конституции признан принцип
приоритетности норм
Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства, провозглашаются в 1 разделе Конституции - «Общие положения» и во 2 разделе - «Человек и гражданин». Это такие исходные принципы, как:
Данные
принципы обусловливают содержание,
смысл и применение норм Конституции,
касающихся правового статуса личности
в Казахстане.
Система
прав и свобод человека
и гражданина в
Казахстане.
2.1. Личные права человека и гражданина в Казахстане.
Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.
Информация о работе Гарантии прав и свобод личности в Республике Казахстан