Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:38, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.

Оглавление

1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы, влияющие на ее изменение
2. Форма правления
3. Государственное устройство: понятие и виды
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки

Файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 51.40 Кб (Скачать)

Симметричная федерация

В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные  части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих  один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации  в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются  разные названия субъектов). Однако абсолютно  симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента -- бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках), другие -- нет, в Бельгии тоже есть различия между субъектами и т.д. Пожалуй, только в Австрии, Мексике, Бразилии, Аргентине структура федераций ближе к идеалу симметричной федерации (с точки зрения правового положения ее составных частей).

Асимметричная федерация

Асимметричная федерация  состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов  и не субъектов), а статус субъектов  в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения)-- Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США).

Нетрадиционные федерации

Наряду с другими федерациями  существуют также договорные, учредительные  и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат  свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают  как результат трансформации  унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем  составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные  федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956г.)

3.3. Конфедерация

Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать  наиболее благоприятные условия  для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти  цели относятся к разряду постоянных.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются  необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения  общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими  в нее государствами и основан  на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может  производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения  имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты в Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась. Все это происходит потому что, у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход субъекта из состава конфедерации) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей). Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Существует мнение, что  конфедерация может стать со вре-менем весьма распространенным явлением, и не исключено, что конфедерация (и даже конфедеративное го-сударство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты феде-рации, такие, как СССР, Югославия.

3.4. Содружество

Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем  конфедерация, но, тем не менее, организационное  объединение государств, характеризуемых  наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ), иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при  создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет  их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены  содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных  отношений. В содружестве могут  создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме  нормативных актов, которые могут  принимать главы государств (устав  Содружества, акты об их общих вооруженных  силах и т.п.).

Следует отметить, что Содружество  как объединение государств может  носить и переходный характер. Оно  может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной  дезинтеграции специфического союза  государств.

3.5. Сообщество

Межгосударственные образования  знают и такую форму, как Сообщество государств. В основе Сообщества, как  правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной  своеобразной переходной формой в государственной  организации общества. Оно в большинстве  случаев усиливает интернациональные  связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские  сообщества). В Сообщество могут  входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или  иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается  членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый  из отчислений членов- государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический  потенциал государств, входящих в  него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

3.6. Союз

Союз -- эта еще одна разновидность государственных соединений с определенной целью. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией и языком. Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее -- Сообщества). В состав союза входит 15 суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами -- парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица - евро. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.

3.7. Империя

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень  зависимости составных частей империи  бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при  неразвитости транспортных средств  и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в ХХ веке, положение, разумеется, существенно меняется. Некоторые политологи пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода своего существования, и Великобритания, и Россия.

3.8. Фузия и инкорпорация

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое  как слияние присоединение одного государства к другому).

Фузией было, например, воссоединение  ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как  полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.

3.9. Автономия

Среди трех основных видов  форму государственного устройства стоит выделить автономию, как отдельное  государственное образование. Слово  “автономия” (греч. - свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании автономия -- это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать только постановления и иные нормативные акты, однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры. Автономия является последней подкатегорией форму государственного управления.

4. Политический  режим. Виды режимов и их  признаки.

4.1. Виды политических  режимов

Для постижения формы государства  объективно необходимо изучение методов  и способов, с помощью которых  государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического  режима. Выделяются несколько основных видов политического режима, которые  применялись в многовековой истории  государственности. Государственные  режимы могут быть демократическими и антидемократическими (деспотические, тиранические, тоталитарные), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

4.2. Деспотический  режим

Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. Неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

4.3. Тиранический  режим

Тиранический режим - также  основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением  законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена  на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания»  имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании  как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную  власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни  не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение  для того, чтобы посеять страх  среди населения. Овладение территорией  и населением другой страны обычно связано не только с физическим и  моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно  наблюдать в полисах Древней  Греции, в некоторых средневековых  городах-государствах.

Информация о работе Формы государственного устройства