Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:38, реферат
Цель данной работы - показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.
1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы, влияющие на ее изменение
2. Форма правления
3. Государственное устройство: понятие и виды
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки
Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики; аристократические (власть принадлежит знати), и феодальные (Новгород, Псков) - в основном характерно для сравнительно небольших территорий. Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.
Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.
В основном все республики
подразделяются на два вида: парламентские
и президентские, а также на республики
аристократические и
Парламентская республика -
Это такая форма правления, при
которой во главе государства
стоит выборное должностное лицо
(президент, канцлер и т.п.), а правительство
формируется парламентом и
Президентская республика - Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию.
Классической президентской республикой являются США. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.
Иной моделью президентской
республики является такое устройство
формы правления, когда президент
является главой государства, но не совмещает
этот статус со статусом главы правительства.
Тогда кроме распределения
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение.
Смешанная форма или полупрезидентская форма республики - эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране. Особенности этой формы правления заключались в том, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную - перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства - специфическая черта разделения властей при смешанной республике.
Также стоит отметить, что в смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному, например, во Франции и Казахстане - самостоятельно, а в России назначается с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство
Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.
В современном мире существуют
и иные, нетипичные, виды республик.
Например, теократическая республика
(Иран, Афганистан). Для некоторых
стран Африки характерна своеобразная
форма президентской
Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов.
В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества.
3. Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация, содружество.
3.1. Унитаризм
Несмотря на существующее многообразие форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства -- конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми. Также нужно добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К внутренним нужно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным - конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором.
Термин “унитарное государство”
происходит от латинского слова “унус”,
что значит один, «единственный». Унитарное
государство -- это единое государство,
не разделенное на более мелкие государственные
образования, а состоящее, как правило,
из административно-
Унитарные государства бывают
простыми и сложными. Простое унитарное
государство состоит только из административно-
Население унитарного государства
имеет единую государственную
Для унитарного государства характерной является единая система права.
Ее базу образует единая
конституция - основной закон, нормы
которого применяются на всей территории
страны без каких-либо изъятий и
ограничений. В унитарном государстве
используется одноканальная система
налогов. Как правило, налоги поступают
в центр, а оттуда уже распределяются
в разные регионы. Таким образом,
в унитарном государстве
3.2. Федерация
Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) есть союзное государство, состоящее из государственных образований юридической и политической самостоятельностью. В современном мире существуют 25 федерации. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия, Россия, Индия, Пакистан и другие
Любая федерация -- это сложное государство, состоящее из государств-членов или государственных образований. Это отличает федерацию от унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими обычно незначительную часть страны. Территориальные образования в федерации называются субъекты, которые имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. Иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия (республики, края, области и т.д. в России).
Существуют несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).
Территориальная федерация
В основу территориальной
федерации положен принцип
Национальная федерация
В национальных федерациях
субъекты создаются на основе проживающих
в них национальностей. Тезис
о создании федераций только по национальному
признаку был безусловным требованием
марксистско-ленинской теории по вопросам
государства. Таким образом, строились
федерации в СССР и РСФСР, в
Югославии (Союз Сербии и Черногории),
этот подход был использован в 1968
г. в Чехословакии (Союз Чехии и
Словакии, распавшийся в 1993г.). Федерация
в странах тоталитарного
Смешанная федерация
Особый вид федераций
национально-территориальные