Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:32, реферат
Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, с
Введение………………………………………………………………… 3
1 Понятие феминизма и его историческое развитие…………………... 4
2 Роль женщины в политической деятельности……………………….. 11
3 Особенности стиля деятельности женщины – политика……………. 13
4 Некоторые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин……………………..................................
15
Заключение……………………………………………………………… 20
Список используемой литературы…………………………………….. 21
Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.
Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году, а в печати впервые появилась в 1966 году[10][11]. К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению[12]. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминистская теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году.
Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» («The Feminine Mystique», 1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Как сказано в некрологе Фридан, опубликованном в журнале «The New York Times» в 2006 году, «Загадка женственности» «дала начальный импульс современному женскому движению в 1963 году и в результате навсегда изменила структуру общества в Соединенных Штатах и других странах мира» и «многими рассматривается как одна из наиболее влиятельных публицистических книг XX века».
Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».
Важное
развитие феминистская теория в период
«второй волны» получила во Франции.
По сравнению с разработками в
США и Великобритании французский
феминизм отличается более философским
и литературным подходом. В работах
этого направления можно
Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée, 1943) и «Мандарины» (Les Mandarins, 1954), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» — именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.
Термин
«феминизм» не подразумевает единую
идеологию и внутри этого движения
существует множество течений и
групп. Это связано с различными
историческими прецедентами, различиями
в положении и общественном статусе
женщин в разных странах, а также
с другими факторами. Ниже приводится
список некоторых течений феминизма.
Многие течения дублируют друг друга
и феминистки и феминисты могут
являться последователями нескольких
течений.
2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Политическая
деятельность женщин - это особая сфера,
до сих пор не получившая научного
обоснования, которое необходимо, потому
что чисто мужская политика обречена
на провал. Этому достаточно примеров:
бесконечные войны, рэкет, расхождение
слова и дела и многое другое.
В современных условиях приходится
отмечать, что доминирующей мужской
российской элите не удается поддерживать
в стране здоровое демократическое
общество, устойчивую и сбалансированную
политическую систему, а также сильную
государственную власть. Отчуждения
женщин от власти, а также от собственности
оборачивается серьезным
Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX в. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по работе среди этой части населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок (ноябрь 1918г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины». Съезд определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность.
В эти годы создавались комиссии, пропагандирующие и агитирующие женщин принимать участие в жизни страны. Много внимания уделялось их образованию.
Первым наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, председателем Московского губсовнархоза - И. Ф. Арманд.А. Коллонтай в последующем стала первым послом в Норвегии, а затем в Швеции.
Мировой
опыт парламентаризма
Тот
факт, что женщина занимает определенный
руководящий пост, сам по себе еще
не может служить гарантией
3. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА
В общественном сознании утвердились особые критерии оценки женщины-руководителя. К женщинам, занимающимися политической деятельностью, как правило, предъявляются более высокие требования, чем к мужчине-политику. Женщина должна иметь больше позитивных качеств, быть более трудоспособной, подготовленной интеллектуально, обладать большей интуицией. Как пишет Н. А. Зацепина, дважды избиравшаяся в Государственную Думу, «мужчина может выступать на пленарном заседании с каким угодно скандальным заявлением - с надрывом, криком, истерикой, вплоть до оскорблений, даже с глупостью. Это воспринимается в порядке вещей. А если подобное позволит себе женщина, ей сразу навешают ярлык: «Чего с нее возьмешь - женщина!»
Что необходимо женщине-политику? Прежде всего, быть компетентной, разбираться в проблемах, которыми она занимается, слова ее не должны расходится с делом, она обязательно должна доводить начатое до конца. Женщина-политик должна отличаться большой работоспособностью, владеть сменой ритма, уметь снижать напряженность, обладать милосердием, быть доброй, но строгой, сохранять деловитость, но и женственность.
Женщина-лидер, в отличие от мужчины, должна иметь, свои принципы, руководящие идеи, основные правила деятельности.
В основе женского принципа должны, видимо лежать порядок, экономичное расходование сил и ресурсов, доброжелательность. Женский принцип должен основываться на охранительности, накопительстве, магнетизме, т.е. умении привлечь к себе внимание, способности реализовать все ресурсы на повышение благосостояния народа, сохранение материальных и духовных ценностей. Женщина должна отличаться особым умением слушать и воспринимать мудрые советы. Иными словами, женщина должна предпочитать эволюционный путь развития общества.
Женщин-политиков,
так же как и мужчин, необходимо
готовить, обучать политическому
и электоральному лидерству. В Москве
работает школа женского лидерства
«Гея». Это имя греческой богини,
создавшей, согласно мифу, вселенную
из хаоса. Создание школы объясняется
желанием помочь женщинам обрести себя,
поскольку среди женщин-
4. НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ В ПОЛИТИКЕ РЯДА ГОСУДАРСТВ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
На
пороге XXI века деятельность в защиту
прав женщин активизировалась и обрела
мощный глобальный импульс. На протяжении
20 лет, прошедших после первой Конференции
Объединенных Наций по положению
женщин, в рамках кампании деятельности
за достижение равенства между женщинами
и мужчинами произошли важные
изменения и имели место
В 70-х и 80-х годах тема равных возможностей для женщин и мужчин стала одной из доминантных в политической жизни многих стран. Важным фактором, инициирующим активность в решении женского вопроса, стало Десятилетие женщин ООН, объявленное на период 1976-1985 гг. под девизом: «равенство, развитие, мир».
В сентябре 1995г. в Пекине состоялась Четвертая Всемирная Конференция по положению женщин: действия в интересах равенства, развития и мира. Конференция ставила целью установить приоритеты, которых необходимо придерживаться в 1996-2000 годах для осуществления стратегий в рамках системы ООН.
Конструктивным
событием стало также принятие Конвенции
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин. Она определила
в международно-правовой форме принципы
и меры, направленные на обеспечение
равных прав для всех женщин. Она
призвала «...государства принять
национальные законодательные меры,
запрещающие дискриминацию
Существенную
роль сыграли «Перспективные стратегии
деятельности в области улучшения
положения женщин на период с 1986 по
2000 год». В Стратегиях были выдвинуты
три цели - равенство, развитие и
мир. При этом равенство рассматривается
не только как правовое понятие, но
и как равенство прав, обязанностей
и возможностей женщин участвовать
в процессе развития в качестве активной
действующей силы, непосредственно
связывается с задачей
Информация о работе «Феминистическое движение» и его роль в политической жизни стран мира