«Феминистическое движение» и его роль в политической жизни стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:32, реферат

Краткое описание

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, с

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 3
1 Понятие феминизма и его историческое развитие…………………... 4
2 Роль женщины в политической деятельности……………………….. 11
3 Особенности стиля деятельности женщины – политика……………. 13
4 Некоторые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин……………………..................................
15
Заключение……………………………………………………………… 20
Список используемой литературы…………………………………….. 21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

     Феминистская  активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

     Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных  Штатах в 1964 году, а в печати впервые появилась в 1966 году[10][11]. К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению[12]. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминистская теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году.

     Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» («The Feminine Mystique», 1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Как сказано в некрологе Фридан, опубликованном в журнале «The New York Times» в 2006 году, «Загадка женственности» «дала начальный импульс современному женскому движению в 1963 году и в результате навсегда изменила структуру общества в Соединенных Штатах и других странах мира» и «многими рассматривается как одна из наиболее влиятельных публицистических книг XX века».

     Фридан  считала, что роль домашней хозяйки  и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».

     Важное  развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в  США и Великобритании французский  феминизм отличается более философским  и литературным подходом. В работах  этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и  сосредотачивается на теориях «тела»[15]. К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

     Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée, 1943) и «Мандарины» (Les Mandarins, 1954), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» — именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.

     Термин  «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и  групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе  женщин в разных странах, а также  с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга  и феминистки и феминисты могут  являться последователями нескольких течений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Политическая  деятельность женщин - это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение  слова и дела и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской  российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое  общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную  государственную власть. Отчуждения женщин от власти, а также от собственности  оборачивается серьезным просчетом  мужской части элиты. Вторая половина XX в. характеризуется порывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в  основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (Карасон Акино в Индонезии, Бенадир  Пхуто в Пакистане, Маргарет Тэтчер в Великобритании). Заметно стал колебаться мужской стереотип мышления: политика - для мужчин, кухня, дети - для женщин.

     Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX в. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный  механизм по работе среди этой части  населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На первом Всероссийском съезде работниц и  крестьянок (ноябрь 1918г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько  в ней участвуют женщины». Съезд  определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в  общественно полезный труд, государственную  политическую деятельность.

     В эти годы создавались комиссии, пропагандирующие и агитирующие женщин принимать  участие в жизни страны. Много  внимания уделялось их образованию.

     Первым  наркомом государственного призрения  была назначена А. М. Коллонтай, председателем  Московского губсовнархоза - И. Ф. Арманд.А. Коллонтай в последующем стала  первым послом в Норвегии, а затем  в Швеции.

     Мировой опыт парламентаризма свидетельствует  о том, что если в законодательном  органе 10% мест занимают женщины, то это  облегчает принятие законов в  защиту детей. Если же 20 - 30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения, реализуются  намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа - без  участия и наделения властными  полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические  и иные проблемы.

     Тот факт, что женщина занимает определенный руководящий пост, сам по себе еще  не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, и они различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает, прежде всего, осознание  того, что те или иные явления  по-разному могут влиять на мужское  и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность  в обществе. И женщины, находящиеся  во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и  мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов  в обществе. 
 

3. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА

     В общественном сознании утвердились  особые критерии оценки женщины-руководителя. К женщинам, занимающимися политической деятельностью, как правило, предъявляются  более высокие требования, чем  к мужчине-политику. Женщина должна иметь больше позитивных качеств, быть более трудоспособной, подготовленной интеллектуально, обладать большей  интуицией. Как пишет Н. А. Зацепина, дважды избиравшаяся в Государственную  Думу, «мужчина может выступать на пленарном заседании с каким  угодно скандальным заявлением - с  надрывом, криком, истерикой, вплоть до оскорблений, даже с глупостью. Это  воспринимается в порядке вещей. А если подобное позволит себе женщина, ей сразу навешают ярлык: «Чего с  нее возьмешь - женщина!»

     Что необходимо женщине-политику? Прежде всего, быть компетентной, разбираться в  проблемах, которыми она занимается, слова ее не должны расходится с  делом, она обязательно должна доводить начатое до конца. Женщина-политик  должна отличаться большой работоспособностью, владеть сменой ритма, уметь снижать  напряженность, обладать милосердием, быть доброй, но строгой, сохранять  деловитость, но и женственность.

     Женщина-лидер, в отличие от мужчины, должна иметь, свои принципы, руководящие идеи, основные правила деятельности.

     В основе женского принципа должны, видимо лежать порядок, экономичное расходование сил и ресурсов, доброжелательность. Женский принцип должен основываться на охранительности, накопительстве, магнетизме, т.е. умении привлечь к себе внимание, способности реализовать все  ресурсы на повышение благосостояния народа, сохранение материальных и  духовных ценностей. Женщина должна отличаться особым умением слушать  и воспринимать мудрые советы. Иными  словами, женщина должна предпочитать эволюционный путь развития общества.

     Женщин-политиков, так же как и мужчин, необходимо готовить, обучать политическому  и электоральному лидерству. В Москве работает школа женского лидерства  «Гея». Это имя греческой богини, создавшей, согласно мифу, вселенную  из хаоса. Создание школы объясняется  желанием помочь женщинам обрести себя, поскольку среди женщин-парламентариев 70% не вполне уверены в своих силах. Позже такая же школа появилась  в Верхнем Волочке и др. Такого рода школы помогают формировать  политический имидж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ В ПОЛИТИКЕ РЯДА ГОСУДАРСТВ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

     На  пороге XXI века деятельность в защиту прав женщин активизировалась и обрела мощный глобальный импульс. На протяжении 20 лет, прошедших после первой Конференции  Объединенных Наций по положению  женщин, в рамках кампании деятельности за достижение равенства между женщинами  и мужчинами произошли важные изменения и имели место несомненные  достижения: число женщин на рынке  труда увеличивается небывалыми темпами, и женщины добиваются более  значительной роли на всех уровнях  общественной жизни.

     В 70-х и 80-х годах тема равных возможностей для женщин и мужчин стала одной  из доминантных в политической жизни  многих стран. Важным фактором, инициирующим активность в решении женского вопроса, стало Десятилетие женщин ООН, объявленное  на период 1976-1985 гг. под девизом: «равенство, развитие, мир».

     В сентябре 1995г. в Пекине состоялась Четвертая  Всемирная Конференция по положению  женщин: действия в интересах равенства, развития и мира. Конференция ставила  целью установить приоритеты, которых  необходимо придерживаться в 1996-2000 годах  для осуществления стратегий  в рамках системы ООН.

     Конструктивным  событием стало также принятие Конвенции  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин. Она определила в международно-правовой форме принципы и меры, направленные на обеспечение  равных прав для всех женщин. Она  призвала «...государства принять  национальные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин», рекомендовала им «...принять временные  специальные меры, направленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и  женщинами, а также меры для изменения  социальных и культурных моделей, способствующих сохранению дискриминации».

     Существенную  роль сыграли «Перспективные стратегии  деятельности в области улучшения  положения женщин на период с 1986 по 2000 год». В Стратегиях были выдвинуты  три цели - равенство, развитие и  мир. При этом равенство рассматривается  не только как правовое понятие, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей женщин участвовать  в процессе развития в качестве активной действующей силы, непосредственно  связывается с задачей всестороннего  социально-экономического развития и  берется за основу для достижения прогресса всех обществ.

Информация о работе «Феминистическое движение» и его роль в политической жизни стран мира