Фашизм как разновидность тоталитаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 01:28, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «тоталитаризм» впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие – от воспитания детей до производства и распределения товаров – направляется и контролируется из единого центра».

Оглавление

Введение…………………………………………………………стр. 3-4
1.Возникновение понятие «тоталитаризм»……………………….стр. 5
2.Основные черты тоталитаризма……………………………….стр. 6-8
3.Основные черты тоталитарного общества…………………...стр. 9-11
4.Формы тоталитарного режима………………………………..…стр. 12
5.Определение фашизма и его роль в современном мире..…стр. 13-15
Заключение…………………………………………………….стр. 16-17
Список используемой литературы………………………………стр. 18

Файлы: 1 файл

фашизм как разновидность тоталитаризма.docx

— 34.38 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы тоталитарного режима

     Есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. Последний часто называют разновидностью фашизма.

  1. Коммунистический тоталитаризм.

     Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества.

  1. Фашизм.

    Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который прежде всего характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм основывался на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

     Как разновидность фашизма выступает национал-социализм, который нередко рассматривают как отдельную форму тоталитарного режима.

 

 

 

 

  1. Определение фашизма и его роль в современном мире

     Фашизм - правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы.

     Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

     Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

     Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

     Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм.

     При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

     Неодинаковым, а порой и неоднозначным было отношение фашизма к евреям в других странах. Фашистские партии и группировки в Англии и Франции накануне и во время Второй мировой войны открыто стояли на антисемитской позиции, не всегда разделяя при этом установку на геноцид еврейского народа; в Румынии и в Венгрии, а тем более в Австрии местный фашизм переходил в национал-социализм по мере сближения этих стран с гитлеровской Германией; во франкистской Испании даже в период ее тесного сотрудничества с нацистской Германией в годы Второй мировой войны отношение к евреям не было враждебным.

     Вместе с тем исторический опыт свидетельствует, что фашизм, как и тоталитаризм вообще, с характерным для него жестким национальным, политическим и идеологическим монизмом всегда является намного более благоприятной почвой для антисемитизма, чем плюралистическая демократия. На определенном этапе это оказалось верным и для левого тоталитаризма и большинства массовых леворадикальных движений. До настоящего времени термины «фашист», «профашистский», «полуфашистский», «фашиствующий» и т. д. во многих странах, особенно демократических, в том числе и в Израиле, нередко используются для дискредитации политических противников.

     В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

 

Заключение

    Из  моей контрольной работы я  поняла, что тоталитаризм – это система политического и экономического насильственного господства. При тоталитаризме для личности нет места, у неё нет ни прав, ни свобод, ни выбора. Сам тоталитарный режим является террористической диктатурой, которая контролирует все стороны жизни государства и отдельных людей.

В современном  мире все еще существуют террористические организации, которые за основу берут  тоталитарный режим. Только у террористов нет пока определённого и конкретного государства, где этот режим мог бы развиться. Так что пока у фундаменталистов есть только тоталитарная идеология, с помощью которой можно вербовать послушных последователей. А также ряд террористических актов, наиболее крупными из которых являются события одиннадцатого сентября, захват заложников в кинотеатре Норд-Ост и серии взрывов в разных странах. Но это с глобальной точки зрения не серьезно, так как существуют серьезные ограничители, как внутри исламских стран, так и вне. Такие как менталитет, традиции, то, что называют «восточными ценностями», а также устоявшаяся демократия Европы и Америки, и правопорядок и система его поддержки и обеспечения.

Определяя фашизм, каждый исследователь предлагает свое определение и понимание. Рассматривая эту проблему, сталкиваешься с плюрализмом мнений, который зачастую вдобавок сдобрен оценками. Разбираясь в этом, я прихожу к выводу, что фашизм, все же, идеология, изобретаемая неким лидером, объединяющая людей под единое начало и лишающая их воли, может произвести на свет абсолютное государство с авторитарно-диктаторской системой. Поэтому, в ходе своей работы, я подразумевала под термином фашизм не голую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила.

Исходя из своей  контрольной работы, я считаю, что  фашизм возник из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлен он был на простой и малообразованный народ, и взывал к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии.

Началось явление  фашизма в Италии, а уже чуть позже Гитлер, взяв часть доктрины фашизма за основу, а часть, переработав, создал свою идеологию, изложенную им в книге Моя Борьба. Основными изменениями Гитлера, явилось отношение к государству, он, вероятно, почерпнул его из призывов коммунистов, а также отношение к нации. Коренным образом, изменив идею Муссолини и Ленина о сотрудничестве наций, заточив её под расистскую идею о господстве одной чистой нации-расы над другими, создал национал-социализм.

Что же ждёт человечество в будущем? Сумеет ли оно искоренить терроризм? Думаю да, но это будет большим и великим трудом. По пути к цели фашизм будет вспыхивать то там, то здесь из-за недостатка пищи, чистой воды, плохой экологии, перенаселения, желания выделить и очистить свою нацию, по идее пройденная проблема, но вероятность повтора все же существует в странах третьего мира, например в Африке. Любая чепуха, при удачной обработке её лидером и подаче народу, может загореться «ярким пламенем» террористических действий. Поэтому нельзя закрывать глаза на реальность, надо принимать меры: искоренять «тьму» неведения, образовывать население, учить искать бога не в человеке и не в «идоле», а в сердце, и не бросать страны третьего мира в нужде и беде.

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Политология. Под ред. Ачкасова В. А., Гуторова В. А. Спб.: Питер, 2005.
  2. Политология. Под. Ред. Буренко В. И., Журавлева В. В. М.: Экзамен, 2004.
  3. Гаджиев К. С. Политология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.
  4. Исаев Б. А. Политология. – 5-е изд. – Спб.: Питер, 2005.
  5. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии. М.: Форум, ИНФРА-М, 2008.
  6. Кривогуз И. М. Политология. М.: ВЛАДОС, 2001.
  7. Политология. Курс лекций. Под ред. Марченко М. Н. М., 2003.
  8. Савко Н. П., Бобер М. А., Карнацкая В. И., Смальцер И. Н. Политология: Курс лекций. М.: БГМУ, 2004.
  9. Тургаев А. С., Хренов А. Е. Политология. М.: Питер, - 2005.
  10. Хомелева Р. А. Политология. – Спб: Издательский дом «Нева», 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фашизм как разновидность тоталитаризма