Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:12, реферат
Цель данной работы – сравнить настоящее и будущее демократии (развитие правовых государств на основе бывших социалистических режимов) и диктатуры в мире.
Для решения этой цели необходимо ответить на следующие вопросы:
- что такое демократия и каковы перспективы ее развития;
- как гражданское общество помогает регулировать отношения между государством и его подданными;
- что такое диктатура, в чем ее привлекательность и проявления;
- каковы перспективы развития диктатуры в современном мире.
Введение ………………………………………………………………………………………………………… 2
Демократия, ее понятия и перспективы развития в современном мире. Гражданское общество в демократическом режиме………………………………… 4
Диктатура – определение понятия, перспективы развития в современном мире……………………………………………………………………………………………………………… 9
Заключение…………………………………………………………………………………………………….. 13
Список литературы………………………………………………………………………………………… 15
Существует и другое определение диктатуры: «Диктатура (лат. «dictatura») - неограниченная экстраординарная власть в государстве одного лица, реже группы лиц, временно законным образом переданная или насильственно захваченная в период острого национально-государственного кризиса для спасения нации и государства»8.
Согласно еще одному определению, принадлежащему К. Шмитту: «Диктатура - это осуществление свободной от правовых границ государственной власти для преодоления ненормального состояния, особенно войны и мятежа. Итак, определяющим для понятия диктатуры является, во-первых, представление о нормальном состоянии, которое должна восстановить или которого должна достичь диктатура, далее представление об определенных правовых границах, которые упраздняются (приостанавливаются) в интересах устранения ненормального состояния»3.
Таким образом, диктатура – способ осуществления политического режима и сравнивать его с демократическим политическим режимом, на мой взгляд, не совсем корректно (если рассматривать не марксистское определение понятия диктатура как типа государства).
В этой курсовой я сравниваю понятия диктатура и гражданское общество (определение которого было рассмотрено в предыдущей главе) как способы осуществления взаимосвязи между правительством и обществом.
Диктатура не обязательно носит отрицательный для государственного строя характер (и не обязательно должна быть свойственна только тоталитарным или авторитарным режимам). Например, Н. Макиавелли, подчёркивая разницу между тиранией и диктатурой, отмечал, что «за много времени ни один Диктатор не причинил республике ничего, кроме блага... Опыт показывает, что Диктатура всегда оказывалась полезной... Ибо без подобного учреждения города с трудом справились бы с чрезвычайными обстоятельствами. Ведь обычные учреждения действуют в республиках медленно (так как советы и магистраты не имеют возможности во всём поступать самостоятельно, но нуждаясь друг в друге для решения многих вопросов, а также потому, что для вынесения совместных решений потребно время) и предлагаемые ими меры оказываются крайне опасными, когда им приходится лечить болезнь, требующую незамедлительного вмешательства. Вот почему республики должны иметь среди своих учреждений нечто подобное Диктатуре»2.
Из этого высказывания можно сделать вывод, что диктатура должна иметь временный характер. К ней необходимо прибегать в крайних случаях, когда обычная система, основанная на гражданском обществе, бессильна.
И.А. Ильин (русский философ, писатель и публицист), рассуждая о необходимости установления национальной диктатуры в постсоветской России, давал этому институту следующую оценку: «сущность диктатуры в кратчайшем решении и в полновластии решающего. Для этого необходима одна, личная и сильная воля. Диктатура есть по существу своему учреждение военно-образное: это есть своего рода политическое полководчество, требующее глазомера, быстроты, приказа и повиновения»1.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что диктатура никуда не исчезнет в будущем – к ней будут прибегать каждый раз, когда ситуация будет выходить из-под контроля как к варианту разрешения проблемной ситуации. Возможно, в странах Западной Европы и США вероятность возникновения диктатуры и близка к нулю (из-за прочных демократических традиций, высокой политической сознательности граждан), но, на мой взгляд, при определенных обстоятельствах в странах, недавно вставших на путь демократизации, шанс возникновения диктатуры достаточно велик. В этом случае, думаю, необходимо учитывать уроки прошлого и брать пример с римских диктатур, направленных во благо государства, а не на удовлетворение личных амбиций отдельно взятых правителей: «Римляне знали спасительность единовластия и не боялись диктатуры, давая ей полные, но срочные и целевые полномочия. Диктатура имеет прямое, историческое призвание - остановить разложение, загородить дорогу к хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. И вот есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры значит тянуть к хаосу и содействовать разложению»1.
Заключение
Если подвести итог, то выходит, что однозначного ответа на вопрос, за чем же будущее – за правовым государством, с активным и политически грамотным народом, который добивается осуществления всех своих политических прав, либо за диктаторскими режимами, - нет. Конечно, большинство людей с развитой политической культурой, для которых ценность политических свобод равноценна ценности человеческой жизни, могут утверждать – только демократия и правовое государство может гарантировать достойный уровень жизни, при котором интересы каждого гражданина будут учтены и, по мере возможности, реализованы.
Но, как я уже замечала выше – в кризисных ситуациях гораздо проще не придерживаться этих сложных принципов, которые требуют больших временных затрат для каждого решения (ведь необходимо учесть интересы если не всех, то большинства людей, суметь договориться с ними, найти компромисс), а обратиться к диктатуре, как это делали в Риме. И, возможно, это поможет выйти с минимальными потерями из кризисной ситуации. Проблема здесь, на мой взгляд, заключается в том, что диктатура из временного явления может перерасти в постоянное, таким образом произойдет смена режима (с демократического на авторитарный или даже тоталитарный). Думаю, именно это мы сейчас и наблюдаем в России – президент имеет увеличенные полномочия, фактически является главой не только исполнительной власти, но и принимает участие в законотворчестве (на данный момент именно президент назначает главу правительства, а значит и законодательной власти в РФ, кроме того, являясь членом правящей партии Единая Россия он принимает активное участие в создании законов).
Но почему же такое возможно в государстве, заявляющем о своем демократическом режиме к Конституции? Думаю, в этом, во многом, виновата большая доля безразличия населения нашей страны к политической деятельности. Многие, кажется, так и не поверили после распада СССР в то, что они теперь могут повлиять на ситуацию в целом. К сожалению, я не считаю, что в России можно говорить о развитой политической культуре, об активистском отношении граждан относительно политической жизни в стране. Думаю, это затрудняет становление России в полноценное правовое государство, давая возможность политическим лидерам сполна наслаждаться властью, которой мы их сами и наделяем.
Список литературы
1 - Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч. в 10 т. Т.2. книга I. С. 459.)
2 - Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия// Избранные сочинения. М., 1982. С. 425-426.)
3 - Шмитт К. Диктатура //Северный Катехон №1, 2005. С.80.)
4 - http://slovari.yandex.ru/ - БСЭ
5 - http://www.inopressa.ru/
6 – http://www.krugosvet.ru/
7 - Kulturoznanie.ru – хрестоматия по культурологии
8 - http://www.ruskline.ru/