Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:12, реферат
Цель данной работы – сравнить настоящее и будущее демократии (развитие правовых государств на основе бывших социалистических режимов) и диктатуры в мире.
     Для решения этой цели необходимо ответить на следующие вопросы:
       - что такое демократия и каковы перспективы ее развития;
     - как  гражданское общество помогает  регулировать отношения между  государством и его подданными;
      - что  такое диктатура, в чем ее  привлекательность и проявления;
      - каковы  перспективы развития диктатуры  в современном мире.
Введение …………………………………………………………………………………………………………   2
Демократия, ее понятия и перспективы развития в современном мире. Гражданское общество в демократическом режиме………………………………… 4
Диктатура – определение понятия, перспективы развития в современном мире……………………………………………………………………………………………………………… 9
Заключение…………………………………………………………………………………………………….. 13
Список литературы…………………………………………………………………………………………  15
Реферат по курсу политологии на тему:
«Диктатура 
и демократия в современном мире на примере 
бывших социалистических стран и России». 
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург, 2012
Содержание:
Введение 
………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
 
Введение 
 
Тема диктатуры и демократии в современном мире заинтересовала меня, так как я считаю, что Россия на данном этапе своего развития находится в процессе становления политического строя, и мы имеем уникальную возможность повлиять на этот процесс.
Именно сейчас определяется, какова будет наша жизнь и жизнь будущих поколений - либо мы будим строить гражданское общество и правовое государство, пойдя по пути становления России как демократического государства, либо пойдем по другому пути, который для нас, в некоторой степени, уже знаком по 70ти гадам правления коммунистической партии - обратимся к диктатуре (возможно, официально находящейся в рамках демократического режима, но весьма напоминающей авторитарный режим), что приведет к ограничению прав и свобод. Второй путь, на мой взгляд, приведет через некоторое время к недовольству среди населения, попыткам смены политического режима – а такой сценарий вряд ли можно назвать успешным. Для того, чтобы сделать верный выбор, необходимо знать, с чем конкретно мы имеем дело, и уже на основе этих знаний решать, какие действия необходимо предпринять.
Таким образом, мне интересно рассмотреть перспективы развития в современном мире таких полярных относительно друг друга способов взаимодействия политического режима со своими подчиненными, как диктатура и гражданское общество. Цель данной работы – сравнить настоящее и будущее демократии (развитие правовых государств на основе бывших социалистических режимов) и диктатуры в мире.
Для решения этой цели необходимо ответить на следующие вопросы:
- что такое демократия и каковы перспективы ее развития;
- как гражданское общество помогает регулировать отношения между государством и его подданными;
      - что 
такое диктатура, в чем ее 
привлекательность и 
      - каковы 
перспективы развития 
 
 
 
Прежде всего, необходимо определиться с понятиями, о которых идет речь. Согласно определению Большой Советской Энциклопедии: «Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократия в этой связи выступает, прежде всего, как форма государства»4. Но лично мне больше нравится другое определение: «демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа»7, так как за простотой его определения скрываются все важнейшие характеристики данного политического режима, которые будут подробнее рассмотрены ниже в курсовой работе.
     В 
истории политики  множество примеров 
демократических форм организации общественной 
жизни (Афинская демократия в Древней 
Греции, республиканский Рим, городские 
демократии средних веков, в том числе 
Новгородская республика, парламентские 
формы демократии в Англии и т.п.). Но в 
данной работе мне интересно рассмотреть 
современное состояние демократии, выявить 
отличительные черты демократии ХХ-ХХI 
веков от традиционных исторических демократий, 
а так же выявить, какой способ взаимоотношения 
государства и общества демократия противопоставляет 
диктатуре, свойственной авторитарному 
и тоталитарному режимам. 
Необходимо выделить общие характерные черты, присущие демократическому режиму, без которых определение будет неполным:
Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий. Во-первых, это высокий уровень экономического развития (реализация своих гражданских прав и свобод, на мой взгляд, является удовлетворением не первичных, физических потребностей, а духовных). Во-вторых, наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей, как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п. В-четвертых, это доминирование активистской политической культуры, желание народа принимать активное участие в политической деятельности страны.
Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп обычно увеличивает вовлеченность в политику их членов и тем самым усиливает их влияние на последующую политику. В результате сложного взаимодействия на основе политических компромиссов в государственных решениях устанавливается равновесие интересов представителей различных групп. Демократия, таким образом, представляет собой форму правления, позволяющую разнообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить компромиссные решения.
При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ перед другими формами правления. Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу и характер их взаимоотношений с гражданами зависит, прежде всего, от воли правителей.
Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления при помощи построения гражданского общества в рамках отдельно взятого государства.
Главный смысл гражданского общества заключается в том, что «сообщество граждан не должно зависеть от произвола со стороны государства,… с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение. «Для гражданских обществ характерны три особенности: наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти (в этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной); относительная независимость этих центров социальной власти (силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства); чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества»6.
В постсоциалистических странах, вступивших на путь реформ в 80-е гг. XX века, достаточно четко наметились два главных пути общественных и политических преобразовании.
Первый из них предполагает быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию. По этому пути пошли практически все восточноевропейские страны, в том числе СССР. В тех из них, что были ближе к Западу по своей политической культуре, экономическим укладам, демократизация и трансформация общества оказались более или менее успешными, хотя и сопровождались падением производства и рядом других серьезных негативных явлений. Неудачи реформирования в Советском Союзе сильно скомпрометировали демократию и либеральные ценности в массовом сознании.
«Николай Петров из Carnegie Moscow Center разделяет бывшие республики СССР, за некоторыми исключениями, на две группы. «В странах первой (Казахстан, Узбекистан) лидеры советского периода удержались у власти, используя модифицированные старые методы. "В странах второй группы проводились свободные выборы, пока не появился лидер, который вытолкал взашей всех остальных", - по словам Петрова, таковы Белоруссия при Лукашенко и Россия при Путине. В том же направлении движется Украина при Януковиче.
Почему же страны разошлись в разные стороны? Некоторые причины связаны с культурой, историей и географией, другие - с особенностями преобразований в посткоммунистический период. "Главное различие - длительность времени, прожитого при коммунистических режимах: в большинстве республик СССР оно составляло семь десятилетий", - пишет автор. И большинство бывших советских республик не имели и опыта суверенитета, так как прежде входили в состав Российской империи»5.
В других странах, прежде всего в Китае, Вьетнаме, была выработана собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название «нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира.
     Примеры 
попыток организации 
       
 
 
 
Согласно БСЭ, Диктатура – это «(лат. dictatura — неограниченная власть), понятие, характеризующее систему осуществления власти в государстве. Употребляется в 2 основных значениях: 1) сущность государственной власти, обеспечивающая экономически господствующему классу политическую власть; 2) способ осуществления власти (диктаторский режим, диктаторские методы и т.п.). Оба эти значения диктатуры тесно связаны между собой. Диктатура одного класса (в первом значении) является необходимой для всякого классового общества (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 35). Она не может быть связана с какой-либо одной определённой формой государства; и в монархии, и в республике она выражает суть организации власти - опирающееся на силу политическое господство класса, который занимает ключевые экономические позиции в обществе; выражение воли этого класса (через монарха или парламент, президента или правительство) зависит от конкретных исторических условий. Применительно к буржуазному обществу В. И. Ленин писал: "Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются, так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии" (там же)»4 – это определение диктатуры близко определению, которое дали учеными-марксистами, согласно которому диктатура, фактически, становится синонимом определенного типа государства.