Демократия как политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:23, реферат

Краткое описание

Наша страна переживает сложный период своей истории. Начавшийся на рубеже 80 - 90-х годов про¬шлого века, идет процесс утверждения нового соци¬ально-политического строя, обрела качественно новое содержание политическая система общества; меняет¬ся мировоззрение людей. Главным направлением, сущ¬ностной стороной этих изменений является демокра¬тизация общественной жизни, реализация принципов демократии во всех сферах социальной деятельности членов нашего общества.

Оглавление

Введе-ние……………………………………………………………………….2
1. Понятие, сущность, исторические типы и формы демокра-тии…..3
2. Многообразие теорий демократии………………………………..8
Заключе-ние…………………………………………………………………...16
Список использованных источни-ков……………………………………….17

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 88.00 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1.   Понятие, сущность, исторические типы и формы демократии…..3

2.   Многообразие теорий демократии………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………...16

Список использованных источников……………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наша страна переживает сложный период своей истории. Начавшийся на рубеже 80 - 90-х годов про­шлого века, идет процесс утверждения нового соци­ально-политического строя, обрела качественно новое содержание политическая система общества; меняет­ся мировоззрение людей. Главным направлением, сущ­ностной стороной этих изменений является демокра­тизация общественной жизни, реализация принципов демократии во всех сферах социальной деятельности членов нашего общества.

В этих условиях естественен их интерес к теорети­ческим вопросам демократии как феномена человечес­кой истории, ее политическому содержанию, мирово­му опыту претворения демократических принципов в практику общественной и государственной жизни. Такого опыта народы страны не имели на протяжении многих столетий. Задача политической науки - раскрыть сущность и содержание современной демокра­тии как важнейшего социального явления, проследить ее исторические типы и формы, показать особенности ее становления в современной стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.              Понятие, сущность, исторические типы и формы демократии

Слово «демократия» трактуется в самом широком смысле - как форма устройства и способ функциони­рования любой социальной организации, основанной на принципах равноправия ее членов, реального уча­стия в разработке, обсуждении, принятии и осуществ­лении управленческих решений, выборности руково­дящих органов и их периодической отчетности перед членами организации. В этом значении демократии, демократичность являются главной характеристикой, основой деятельности политических партий, массовых общественных движений, профессиональных союзов, творческих организаций и т.д. На принципах демок­ратии могут строиться и функционировать различные экономические организации, научно-исследовательские учреждения, различные соци­альные институты, учебные заведения. В широком спектре этих разновидностей демократии особое место занимает политическая демократия. Ее сущностной характеристикой является то, что она отражает политическую сторону жизни общества, представляет собой форму его политической органи­зации, связана с механизмом осуществления в стране государственной власти. Это общее значение термина «политическая демократия». Конкретно, в содержатель­ном плане он употребляется для обозначения следую­щих состояний политической жизни общества.

Во-первых, как форма государственного правле­ния, при которой политические решения принимают­ся всеми гражданами страны на различных народных собраниях, массовых митингах, во время референду­мов. Народ официально признается главным источ­ником власти. Решения принимаются простым боль­шинством голосов. Такая форма демократии называется непосредственной или прямой демократией.

Во-вторых, как разновидность такого государствен­но-политического устройства, где власть большинства народа, его политическая воля реализуется в рамках конституционных положений, системы юридических норм, которые гарантируют права и свободы меньшин­ству народа, т. е. каждому гражданину. Такая форма политической демократии называется

либеральной.

В-третьих, понятие «политическая демократия» употребляется для обозначения формы государствен­ного правления, при которой члены общества осуще­ствляют свое право участия в управлении государством не прямо, не непосредственно, а через представите­лей, которых они периодически избирают в органы власти и кото­рым делегируют свои властные полномочия, передают индивидуальную волю общества воле - государству. Эта форма политической демократии – представительная демократия.

В-четвертых, содержание политической демокра­тии как социального явления используется для харак­теристики сущностной стороны народных движений, ведущихся против тоталитарных режимов, за демокра­тическое обновление общества в той или иной стране и прежде всего за утверждение демократических прин­ципов в механизме государственной власти.

Утверждение демократических форм общественно­-политической жизни - процесс сложный и даже бо­лезненный. Народ той или иной страны, привыкший десятилетиями, веками жить в условиях авторитариз­ма, диктаторских режимов, не сразу, не безоговорочно воспринимает демократические перемены. Его верно­подданническая социальная психология объективно не может в короткое время перестроиться и принять но­вые условия политической жизни. Поэтому процесс демократизации общества растягивается порой на многие годы, остатки прежнего режима еще долго соседствуют с утверждающимися демократическими новациями. Переход к политической демократии, ее функцио­нирование осуществляется при определенных услови­ях, которые выступают объективными основами демок­ратии и в которых заложены гарантии соблюдения ее основных принципов.

Экономические основы включают в себя формы собственности, общественное разделение труда, уро­вень материального производства, которые обусловли­вают условия жизни людей, их материальное положе­ние, позволяющие гражданам участвовать или затруд­няющие это участие их в управлении делами общества и государства; экономические и финансовые возмож­ности государства, обеспечивающие нормальное фун­кционирование в стране демократических политичес­ких институтов, осуществление прав и свобод граж­дан, формирование выборных государственных органов на демократической основе.

Социальными основами политической демократии является наличие в стране социальной справедливости в самом широком смысле этого слова. Она означает установление равных стартовых возможностей граждан во всех сферах общественной жизни; справедливое распределение материальных и духовных благ в соот­ветствии с вкладом человека в производство общественного продукта.

Государственно-правовые основы политической демократии охватывают широкий круг юридических условий и средств, обеспечивающих реализацию дек­ларируемых демократических принципов в политичес­кой сфере. Госу­дарственно-правовые основы политической демокра­тии представляют собой систему законов, в которых провозглашаются гарантии свободы мысли и слова граждан, общедоступность образования, свобода твор­чества, неприкосновенность собственности, в том чис­ле собственности интеллектуальной. Важное значение для политической демократии имеет законопослуш­ность граждан, строгое соблюдение ими конституци­онных обязанностей.

Духовно-идеологическими основами политической демократии выступают: высокий уровень культуры об­щества, прежде всего культуры политической и право­вой; наличие в стране идейного плюрализма, уважение различных мнений людей, недопустимость навязывания кому бы то ни было мировоззренческих, идеологичес­ких штампов; свобода деятельности средств массовой информации, доступность информации для всех граж­дан; учет в работе органов власти общественного мне­ния по тому или иному вопросу жизненной практики.

Исторически первым типом политической демок­ратии была демократия, существовавшая в античном мире, прежде всего в Древней Греции и Древнем Риме.

Это была прямая демократия, т. е. как форма управле­ния государственными и общественными делами, в котором участвовало все взрослое население данной территории, за исключе­нием рабов. На собраниях народа, на городских пло­щадях обсуждались и решались путем открытого голо­сования важнейшие политические вопросы: принима­лись государственные законы, объявлялись войны и принимались решения по заключению мирных дого­воров и установлению дипломатических отношений с другими государствами, назначались должностные лица в органы власти, вершились судебные дела.

В дошедших до нас трудах античных мыслителей мы находим немало характеристик, оценок демокра­тии того времени. Так, древнегреческие философы по­ разному относились к демократии как форме государ­ственного правления. Перикл, Демокрит положитель­нo оценивали демократические порядки в государстве. Платон относился к демократии отрицательно. Он ут­верждал, что есть три основные формы государственного правления: монархия, аристократия и демокра­тия. Все эти формы Платон подвергал критике, осо­бенно демократию. Он определял ее как власть худших людей; плебеев, которая возникает как реакция на крайности олигархии, узкого круга богачей, приводящих общество к расколу на богатых и бедных. Демок­ратия, по Платону, ведет к вседозволенности и укло­нению от общих обязанностей, к неумеренной свобо­де и безначалию, власти низов. Он называл демократию «неправильной» формой госу­дарственного правления и писал, что хуже ее может быть только тирания. Известно, что Платон идеаль­ной формой государства считал такую, при которой управлением занимаются философы - самые мудрые люди, охраняют и защищают государство воины ­храбрые и мужественные люди, содержат государство крестьяне и ремесленники, которым свыше предука­зано занятие физическим трудом. Другой крупный древнегреческий мыслитель, Ари­стотель, вслед за Платоном также отрицательно отно­сился к демократическим формам государственного правления. Аристотель различал три хороших и три дурных формы управления государством. Хорошими он считал такие формы, при которых исключена воз­можность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу. По Аристотелю, это ­монархия, аристократия и «полития». Дурными формами он считал тиранию, оли­гархию и демократию. Аристотель вместе с тем разрабатывал принципы демократического устрой­cтвa государства, реализация которых могла бы улуч­шить процесс государственного управления. Такими принципами он считал следующие: богатые и бедные должны участвовать в управлении государством на равных условиях; к замещению публичных должнос­тей допускаются все свободные граждане  на базе очень низкого имущественного ценза; при любом политическом устройстве суверенным вы­ступает народ, а не закон, который является сферой действия демагогов, «испорченной» формой народно­го правления.

Другим историческим типом политической демок­ратии явилась феодально-сословная демократия. Она была вызвана к жизни новым по сравнению с антич­ным миром экономическим и социально-политическим строем - феодализмом. Этот период в истории чело­вечества принято называть Средневековьем.

С утверждением раннефеодальных отношений в Западной Европе приходит в упадок античная политическая демократия. Эпоха Средневековья характеризо­валась сначала феодальной политической раздробленно­стью, а затем складыванием централизованных нацио­нальных государств и установлением неограниченной власти монархов. Общество стало жестко делиться на различные сословия, усиливалась роль церкви в государ­ственно-политической жизни, духовная власть первен­ствовала над властью светской, до предела были ограничены политические права и свободы широких слоев населения. Крепостной крестьянин был, по сути, поли­тически бесправным. Деспотические формы правления складывались не только в органах власти, но пронизыва­ли собой всю общественную жизнь - экономическую и культурную, духовную деятельность народа, личную жизнь, семейно-бытовые отношения людей. Однако среди этого «темного царства» политичес­кая демократия не умерла совсем. Прежде всего не все абсолютные монархии были тираническими. Перерож­дение их в тиранию было связано с личным характером монарха, историческими условиями развития данной страны, национальными традициями народа. Но были и просвещенные монархи, были страны с демократичес­кими традициями. В этом случае действовали принци­пы политической демократии, хотя король, император оставались единственным источником власти.

Анализ исторических типов и форм политической демократии показывает, что политическая демократия детерминирована, с одной стороны, всей системой об­щественных условий данной эпохи, и прежде всего условиями экономическими, с другой стороны, характер и содержание политической демократии зависит от национальных и исторических традиций народа данной страны, его социальной пси­хологии, его готовности «принять» новации политичес­кой демократии и пользоваться ими в пределах закона.

 

2.              Многообразие теорий демократии.                                                        

Политическая наука стремится сформулировать теоретический образ, идеал демократии и соотносит его с реально существующими демократическими формами организации социально-политической жиз­ни. Современное понимание демократии - это со­единение двух идущих навстречу друг другу тенден­ций: от идеала к реальности, от реальности к идеалу. Несмотря на многообразие теоретических концеп­ций демократии и ее реальных форм, в литературе и политической практике выкристаллизовались неко­торые общепринятые положения, с которыми свя­зывается наличие демократии в той или иной  стра­не: признание в качестве источника власти народа или его определенной части; постоянное влияние общества на государственную власть; контроль за деятельностью тех, кто ее осуществляет через вы­боры последних; равноправие граждан в смысле участия в политической жизни; права и свободы человека. Любые современные теории так или иначе воспри­нимают в качестве отправного пункта теоретическо­го понимания демократии определения ее как наро­довластия. Тем не ме­нее теоретики и политики фактически расходятся в трактовке главных вопросов демократии: Кто есть народ? Может ли он реально управлять государст­вом, а если может, то как? Каким образом формиру­ется представительство народа? Каковы демократи­ческие правила политических отношений? Разнообразие толкований понятия демократии и ее принципов связано в пер­вую очередь с исторически альтернативными направ­лениями формирования демократии как идеи и прак­тики, однако определяется реальной неоднознач­ностью практической реализации демократических принципов в настоящее время в разных обществен­ных системах.

Технологическая концепция демократии была предложена известным австрийским со­циологом и экономистом И. Шумпетером. Он считал, что в анализе политического процесса следует исходить из интересов, целей и цен­ностей не общественных групп, а индивида. Отсюда сущность демократического порядка заключается в том, что индивиды приобретают право участвовать в политике, делать политику, конкурируя в борьбе за голоса избирателей. Демократия - это правление политиков, а не народа. Самое важное в демокра­тии - всеобщее голосование, соперничество партий и регулярные выборы.

Bpeменныe теории демократии различаются так­же по трактовке критериев демократии. Индивидуа­листические концепции вопрос о критериях демок­ратии сводят в основном к процедурам, с помощью которых мыслится ограничение поля дей­ствия государственной власти. В числе таких проце­дур: децентрализация власти, создание альтернатив­ных источников власти и других механизмов сдер­жек и противовесов. В коллективистских же кон­цепциях в качестве критерия демократии подчерки­вается в первую очередь уровень массовости непос­редственного участия граждан в управлении государ­ством. Идеал демократии - поголовное участие масс в управлении. Политический контроль за деятельностью государственных институтов осущест­вляет руководящая массовая партия. Наличие тако­вого – тоже существенный признак коллективисткой демократии.

В современной политологической литературе раз­вернулась полемика вокруг проблем идентитарной и конкурентной демократий. И это понятно, ибо все современные концепции демократии сформировались на базе двух альтернативных направлений: руссоист­ском, нашедшем свое развитие в социалистической теории, и либеральном.

Идентитарная демок­ратия строится на основе социально-гомогенной мо­дели структуры общества, иначе говоря, на призна­нии социального единства, о котором так много го­ворили и писали ученые и политики в советское вре­мя. Идентитарная демократия характеризуется гос­подством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. Здесь исключается соревновательность интересов и ценностей, отверга­ется легитимность конфликта интересов. Таким образом, идентитарная концепция абсолютизирует роль общей воли народа как основы демок­ратии и отвергает автономность отдельных субъек­тов, в том числе индивидов, в системе демократичес­ких отношений. Единство некоторых, наиболее важ­ных интересов членов политического сообщества, без чего едва ли возможен демократический строй, ги­пертрофируется. В итоге подрывается свобода выбо­ра и политического самоопределения личности, а стало быть, основная предпосылка демократий. Аб­солютизация общей воли народа и вытекающее от­сюда подавление индивидуальных воль – прямой путь к «тирании» большинства, к диктатуре тех по­литических сил, которые практически узурпируют общую волю и подменяют ее своей бюрократической волей.

Информация о работе Демократия как политический режим