Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:36, контрольная работа
Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права,разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
Одной из основных целей
демократии является ограничение произвола
и злоупотреблений властью. Этой
цели часто не удавалось достигнуть
там, где права
человека и другие демократические ценности
не были общепризнанными или не имели
эффективной защиты со стороны правовой
системы. Сегодня во многих странах
народовластие отождествляется с либеральной
демократией, которая, наряду с честными,
периодическими и всеобщимивыборами наделённых высшей
властью лиц, в ходе которых кандидаты
свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство
права,разделение
властей и конституционные огра
Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами[7].
В праве свобода —
это закрепленная в конституции или ином
законодательном акте возможность определённого
поведения человека (например,свобода
слова, свобода
вероисповедания и т. д.). Кате
Демократия и Свобода «ПО-РУССКИ»
Отношение
россиян к демократическим
социологов, поскольку демократические преобразования были предложены народу
"сверху", и народ принял их, как принял бы и другое властное распоряжение. Что
могло получиться в результате такого механического перенесения на российскую
почву норм и стандартов, которые сформировались в принципиально ином культурном
контексте (главным образом, были заимствованы у США)? Можно ли оспорить, что
различия фундаментального характера, коренящихся в глубинных мировоззренческих
пластах культуры России и Запада, существуют? Представления россиян о свободе, их
специфика уже анализировались на страницах журнала [9].
Институт общественного мнения "Квалитас" в течении пяти последних лет про-
водит ежемесячные опросы населения г. Воронежа (выборка - 600 человек, репре-
зентативна для населения города Воронежа старше 18 лет, метод опроса - личное
интервью), которые свидетельствуют о ценностных ориентациях, жизненных приори-
тетах и общественно-политических установках опрошенных. Воронеж является ти-
пичным средне-российским городом. Неоднократным подтверждением этого служили
совпадения результатов опросов воронежцев с результатами общероссийских опросов
ведущих социологических служб (ФОМ, ВЦИОМ и т.д.).
Данные, полученные из ответов на вопрос "Готовы ли Вы поступиться частью
своих демократических свобод (слова, печати, зарубежных поездок, валютных опе-
раций и прочее) в обмен на стабилизацию экономической и политической ситуации
в стране?", казалось бы, свидетельствуют, что большинство опрошенных не ценит
демократические свободы. Не готовы пожертвовать частью своей свободы ни при
каких обстоятельствах лишь 14% респондентов в 1998 г. и 15% в 2000 г. Положи-
тельные ответы варьировались в зависимости от условий отказа от свободы: соответ-
ственно 61 и 57% респондентов поступятся свободой, если получат возможность рабо-
тать, вовремя получать зарплату (пенсию); 19 и 37% - если в результате снизится
уровень преступности в стране; 21 и 31% - потому что не чувствуют пользы от своей
свободы.
Одни
готовы променять свою свободу,
вообще не понимают, зачем им свободы. Наблюдается тревожная тенденция: растет
число желающих обменять свои свободы на гарантию снижения уровня преступности в
стране. С 1998 по 2000 гг. это число выросло почти в два раза. Но самое печальное
явление - это увеличение числа тех, которые готовы расстаться со своей свободой
даром.
Напрашивается вопрос: только ли воронежцы "попирают" демократические цен-
ности? Обратимся к общероссийским данным (результаты опроса 3000 россиян
РНИСиНП в июле 1998 г. по репрезентативной
для российского населения
Респондентам предлагалось сделать выбор: полная демократия при слабых гарантиях
личной безопасности или твердая власть при полной гарантии личной безопасности.
Первую ситуацию выбрали всего 10,5%, вторую — 58,7% опрошенных (30,8% за-
труднились ответить). Как видим, ценность демократии и здесь достаточно низка. Но
давайте вспомним, что безопасность относится к числу базовых потребностей чело-
века, которая явно не удовлетворяется в сегодняшней России. Остается удивляться не
тому, что 58,7% опрошенных выбрали безопасность, а тому, что остальные 41,3% ее
не выбрали!
Может
быть, дело не в том, что наши
соотечественники не любят
что в России иное представление
о задачах государственной
ставление о свободе, которое отличается от демократии западного образца? Нынеш-
няя жизнь воспринимается значительной частью населения как нечто "ненормальное",
чужое, вынужденный ход, который имеет смысл и оправдание только в том случае,
если он приведет в перспективе к становлению "нормального" положения вещей. Как
показывает анализ представлений
о социально-экономических
традиции патернализма по-прежнему доминируют. Многие убеждены, что именно
государство должно решать общественные проблемы. Следовательно, "слабое" госу-
дарство в России просто невозможно, потому что народ не будет признавать его
"настоящим", "правильным" государством. К социальным функциям государства
94% респондентов, по данным РНИСиНП, относили в 1998 г. прежде всего гарантию
оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством; 86,1 - гарантию мини-
мума доходов для каждой семьи; 85,6 - гарантию занятости для всех, кто в этом
нуждается. Однако половина опрошенных (50,3%) все же считала, что каждый чело-
век должен сам заботиться о материальном благополучии своей семьи, не рассчитывая
на государство. В то же время даже среди них почти 80% были убеждены, что
вообще-то, в идеале, именно государство должно обеспечивать семье минимум до-
ходов. А это значит, что массовое сознание россиян не просто неоднородно, оно
внутренне противоречиво.
В сознании граждан уживаются
две модели: патерналистская,
прошлого, и индивидуалистическая, выступающая для большинства как навязанная
обстоятельствами жизни, но все-таки уже принятая, "реальная" модель решения соб-
ственных проблем. Хотя на словах рыночную экономику поддерживают около поло-
вины населения, число
сторонников свободной
регулируемой) модели рыночной экономики не превышает 30%. Сегодня число сторон-
ников сильного государства больше числа сторонников его либеральной модели, а
государственное регулирование
экономики имеет большую
конкурентная экономика.
Вырисовывается принципиально иная модель взаимоотношений личности и госу-
дарства, нежели существующая в Западной Европе, где государство выступает гаран-
том интересов прежде всего личности и ее взаимоотношений с обществом. Однако,
это вовсе не означает склонности
населения к тоталитарному
для россиян будет только такое государство, которое будет соблюдать не свои инте-
ресы как государства, воплощенного в госаппарате, а интересы общности, отражаемой
понятием "народ". Российская социокультурная модель предполагает приоритет инте-
ресов общества, выразителем которых выступает государство, с правом личности
"быть услышанной". И
только законы такого
справедливыми и готово будет соблюдать. Личные свободы и демократические права,
хотя и важны, не являются решающими и отступают в тень перед другими соображе-
ниями - интересами общности (народа). Именно в этом смысле можно говорить
о коллективизме россиян. И в этом смысле справедлив известный тезис о "жертвен-
ности" как характерной специфике российской культуры. В этом контексте находится
и объяснение долготерпению народа. Терпение заканчивается там, где заканчивается
вера в то, что нужно потерпеть для общего блага.
Если вспомнить известный лозунг французской революции, который в зависимости
от того, на какой его части делается акцент, приводил к очень разным моделям
капиталистического общества, то можно сказать: для россиян приоритетны равенство,
братство и лишь затем - свобода, понимаемая как независимость личности. При этом
политические права и свободы относительно не важны. Это связано с тем, что не те
36 или иные политические силы, а именно государство должно быть выразителем общих
интересов, и принимая во внимание интересы отдельных личностей и социальных
групп, должно проводить политику, направленную на благо всего народа. Нет нужды
говорить о том, как далек такой социальный запрос к власти от того, что сейчас имеет
место в России.
С 1995 до 2000 гг. государство и общество в России жили как бы в двух разных
мирах, и отчуждение населения от власти в конце правления Б. Ельцина достигало
своего пика. После прихода к власти В. Путина наступил перелом в отношении на-
селения к верховной власти.
Разочарование и
доверием. Рейтинг Путина необычайно высок. На вопрос, заданный в открытой
форме: "Кто из ныне действующих россиян, независимо от рода их деятельности,
достоин быть Президентом России" - 52% воронежцев назвали В. Путина (опрос,
проведенный Институтом общественного мнения "Квалитас" в январе 2002 г., вы-
борка - 600 человек). Открытые вопросы зачастую ставят респондентов в тупик и
остаются без ответа. Крайне редко одинаковый ответ дают более 20-30% респон-
дентов. В 1999 г. при ответе на этот же вопрос никто не назвал действующего в то
время президента Б. Ельцина. То, что большинство опрошенных указало на В. Пути-
на, свидетельствует не только о политическом, но и о харизматическом лидерстве
президента среди населения. Ведь вопрос был даже не о том, кто бы лучше справился
с этой должностью. В вопросе шла речь о достоинствах личности, которые бы
соответствовали должности Президента России.
Следует отметить, что доверие к президенту вовсе не означает автоматического
доверия к исполнительной и законодательной власти. По данным "Квалитас", при
ответе на вопрос "Какие
изменения в системе
бы защите интересов таких людей, как Вы?" 18% респондентов считают, что никаких
изменений вносить не надо; 41 - усиление власти президента; 12 - уравнение властных
полномочий президента и парламента страны; 4 - возвышение власти парламента
страны над властью президента; 25 - другие изменения (опрос проведен в июне
2001 г., выборка - 600 чел.). Меньше всего люди хотят возвышения власти парла-
мента над президентом. "Сильный президент - сильная страна, а сильный парламент -
сильные распри", - так рассуждают опрошенные.
Выбор респондентами одного из двух противоположных суждений не оставляет
сомнений: 21% считают, что нельзя допускать, чтобы власть в России была отдана
в руки одного человека; 70% - в стране должен быть хозяин, нашему народу нужна
"сильная рука". На вопрос "Что сейчас более необходимо - демократия или порядок?"
82% респондентов с уверенностью ответили: "порядок" и только 11% опрошенных
выбрали демократию. Несмотря на существование партий, народ по-прежнему счи-
тает, что непосредственная власть и должна представлять его интересы. Результаты
Информация о работе Демократия и свобода. Общность и специфика