Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:09, контрольная работа
Цель данной работы заключается в рассмотрение демократического политического режима.
Рассматриваются следующие задачи:
· Раскрыть понятие и сущность политической демократии;
· Раскрыть основные признаки политической демократии;
· Дать сравнительный анализ трем историческим формам политической демократии.
Введение…………………………………………..........................................…….3
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии….................................................................4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективной демократии…………………..........................……………………......…….....…..8
3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии ………...............................................…..10
Заключение……………………………..…………………………………......….11
Список использованной литературы…………….………………………...…...12
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский
внешнеэкономических связей, экономики и права»
Филиал НОУ ВПО «Санкт-
внешнеэкономических связей экономики и права»
в г. Перми
Экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Направление 080100 «Экономика»
Зачет
По
дисциплине:
Тема:
Студента 1 курса
Преподаватель
Научная
степень, звание
Пермь 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………......
1. Понятие, сущность и основные признаки
политической демократии…...................
2. Демократизация как главная тенденция
современного политического развития.
Условия эффективной демократии………………….............
3. Сравнительный анализ трех исторических
форм политической демократии ………...........................
Заключение……………………………..…………………
Список использованной литературы…………….………………………...….
Введение
Понятие
«демократия» в современном политическом
языке – одно из наиболее распространенных.
Его употребление выходит далеко за пределы
первоначального смысла (demos – народ, kratos
– власть). Это понятие впервые встречается
в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали
как особую форму государственной власти,
при которой власть принадлежит всем гражданам,
которые пользуются равными правами по
управлению государством. С тех пор содержание
этого термина существенно расширилось,
и в современных условиях оно имеет различные
значения. А. Линкольн определил демократию
так: «Правление народа, для народа, посредством
народа».
В настоящее
время демократию рассматривают как форму
устройства любой организации, как идеал
общественного устройства и как тип политического
режима.
Историческая
практика развития государственности
дает разные примеры демократических
режимов, однако, суть любого демократического
режима в народовластии.
Как важнейшее
достоинство демократического политического
режима в литературе отмечается то, что
он обеспечивает систематическую смену
правителей мирным, ненасильственным
путем.
Данная тема сейчас
достаточно актуальна. Проблема демократии
и ее роли в общественно-политической
жизни занимает одно из центральных мест
в политологии. Понятие “демократии”
затрагивали как в Древнем мире, так и
в современном обществе. Про нее писали
Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Дж.
Локк, Т. Гоббс и другие известные ученые.
Эта проблема волнует и сейчас многих
ученых, и в дальнейшем она будет занимать
одно из главных мест в политологии.
Цель данной работы
заключается в рассмотрение демократического
политического режима.
Рассматриваются
следующие задачи:
· Раскрыть понятие и сущность политической
демократии;
· Раскрыть основные признаки политической
демократии;
· Дать сравнительный анализ трем историческим
формам политической демократии.
1.Понятие, сущность
и основные признаки политической демократии
Термин демократия
происходит от греческого слова dеmokratia,
состоящего в свою очередь из двух слов:
demos — народ и kratos — власть, правление.
Следовательно, демократия в буквальном
смысле означает «народовластие». [1, с.
115]
Под демократией
понимается государственное устройство,
при котором осуществляется правление
народа, признаются принципы свободы и
равенства граждан. [2, с. 119]
Политическая демократия
- есть система управления, при которой
власти отвечают перед гражданами за свои
действия в общественной сфере, а граждане
реализуют свои интересы через конкуренцию
и взаимодействие своих выборных представителей.
[3.]
Конституирующие
черты демократии таковы:
1. Официальный источник власти – народ,
ему принадлежит конституционная власть,
он избирает своих представителей, может
действовать путем референдумов и плебисцитов.
2. Периодическая выборность основных
органов государства, то есть все руководители
действуют в рамках строго ограниченного
срока своих полномочий. В древности существовала
даже выборная монархия – эсимнетия. А
одной из серьезных причин отставки Н.С.
Хрущева в 1964 году с поста Генерального
секретаря ЦК КПСС явилось то, что он настаивал
на смещении партийной элиты через каждые
4 года.
3. Равенство прав граждан в управлении
государством (свобода партий, мнений,
информации, участие в конкурентной борьбе).
4. Принятие решений по большинству и подчинение
меньшинства большинству.
5. Наличие реальной оппозиции, способной
предложить альтернативное развитие страны.
6. Принцип разделения властей на три ветви:
законодательную, исполнительную и судебную.
7. Двухпартийная или многопартийная система.
8. Плюрализм, то есть разнообразие мнений.
[4, с. 103].
Самой же первой исторической формой демократии,
по мнению антропологов и этнографов,
была родовая. По их
наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного
строя все взрослые мужчины и женщины
обладали правом голоса.
Следующей исторической
формой демократии была т.н. рабовладельческая
афинская. Начало ей положили знаменитые
реформы архонта (верховного правителя)
Солона, которые он осуществил в VI в. до
н э.. перераспределив земельные владения
от аристократии в пользу широких слоев
свободных граждан и закрепив их право
собственности законом.
Следующая историческая форма демократии
- демократия классического
либерализма, которая утвердилась
в Новое время в результате религиозной
Реформации, свержения абсолютистско-монархических
форм правления в результате буржуазных
революций XVI-XVIII в.в. (нидерландской, английской,
французской). [5, с. 127-129]
Исходной формой
демократии была прямая демократия в небольших
городах-государствах в древней Греции
(Афинская демократия), и некоторых древних
городах на Руси. Критика демократии (в
её античных формах) имеется уже в теории
государства Платона (диалог «Государство»),
одним из главных недостатков демократии
у которого выступает её крайне низкая
обороноспособность. При этом во многом
анализ Платона относится и к современным
формам демократии, хотя многие современные
авторы надеются на то, что технический
прогресс делает демократию значительно
более жизнеспособной.
Впоследствии,
с усложнением решаемых государством
задач, прямая демократия была практически
повсеместно вытеснена монархическими
формами правления.
В настоящее время
демократическое правление обычно носит
форму западной европейской представительной
демократии, получившей название «либеральная
демократия». Среди её теоретических основоположников
были Жан Жак Руссо, Джон Локк и Монтескьё.
[6.]
Непосредственная демократия (прямая
демократия) — форма политической
организации общества, при которой основные
решения принимаются непосредственно
гражданами; прямое осуществление принятия
решений самим населением общего и местного
характера; непосредственное правотворчество
народа.
Наиболее распространенными
формами прямой демократии являются:
· референдум;
· законодательная
инициатива граждан (народная законодательная
инициатива;
· встречное.
При прямой демократии
все граждане сами непосредственно участвуют
в подготовке, обсуждении и принятии решений.
Такая система может иметь практический
смысл только при относительно небольшом
числе людей, например, в общинных или
племенных советах или в местных органах
профсоюзов, где все члены могут собраться
в одном помещении для обсуждения вопросов
и принятия решений путем консенсуса или
большинством голосов. Так, в Древних Афинах
– самом первом в мире демократическом
государстве – прямая демократия осуществлялась
с помощью собраний, в которых участвовало
5–6 тыс. чел.
Важным каналом
участия граждан в осуществлении власти
является плебисцитарная
демократия. Различие между ней и прямой
демократией состоит в том, что прямая
демократия предполагает участие граждан
на всех важнейших стадиях процесса властвования
(в подготовке, принятии политических
решений и в контроле за их осуществлением),
а при плебисцитарной демократии возможности
политического влияния граждан сравнительно
ограничены. Например, во время референдума
гражданам посредством голосования предоставляется
право одобрить или отвергнуть тот или
иной проект закона, который обычно готовится
президентом, правительством, партией
или инициативной группой. Возможности
участия основной массы населения в подготовке
таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее
распространенной в современном обществе
формой политического участия является представительная
демократия. Ее суть в том, что граждане
избирают в органы власти своих представителей,
которые призваны выражать их интересы
при принятии политических решений, принятии
законов и проведении в жизнь социальных
и других программ.
Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными,
но каковы бы они, ни были, выборные лица
в представительной демократии занимают
свои посты от имени народа и подотчетны
народу во всех своих действиях.
Ученые спорят
о плюсах и минусах каждой формы демократии.
Сторонники прямой демократии
указывают на ее истинность, на то, что
она способствует расширению политического
кругозора граждан, и критикуют представительную
демократию за возможность появления
ряда негативных моментов:
- отрыв депутатов от народа;
- возможность коррупции;
- приоритетное влияние на принятие решений
мощных групп давления;
- отстраненность рядовых депутатов от
принятия решений;
- возрастание влияния специализированных
органов (комитетов и комиссий), которые
превращаются в центры принятия решений;
- на ослабление демократического контроля
снизу.
Однако у представительной
демократии есть свои значительные
плюсы. Некомпетентность обывателя заменяется
профессионализмом депутатов, которые
имеют возможность подготовительной работы
с решениями, могут использовать экспертов
для оценок этих решений. Наконец, если
при прямой демократии
решения принимаются простым большинством,
то при обсуждении того же вопроса в парламенте
появляется возможность достичь баланса
интересов. [7, с. 28-29]
Народ, будучи
сложной общностью людей, имеет определенную
структуру, состоит из конкретных личностей.
В зависимости от того, рассматривается
ли он как совокупность самостоятельных,
свободных индивидов, как
взаимодействие различных групп, преследующих
в политике свои собственные, специфические
интересы, или же, как единое, гомогенное целое, субъект,
у которого доминируют общие интересы
и воля, концепции и реальные модели демократии
делятся соответственно на индивидуалистические,
плюралистические (групповые) и коллективистские.
В первом случае
непосредственным источником власти считается
личность, во втором — группа, в третьем
— весь народ (нация, класс). Расхождения
в понимании народовластия имеют фундаментальное
значение при построении реальных политических
систем. Они определяют, например, глубокие,
принципиальные различия между классической
либеральной, современной западной и социалистической
демократиями. [8, с. 174-175]
2.Демократизация как
главная тенденция современного политического
развития. Условия эффективной демократии
Модель
волнового распространения демократии
в современном мире наиболее полно она
очерчена, как известно, Сэмюэлем Хантингтоном
в книге «Третья волна», опубликованной
в 1991 году
В истории Нового времени, по Хантингтону,
имели место три волны демократизации.
Первая, или, как он ее называет, «длинная волна»,
охватывает период с 1828 по 1926 год. Вторая,
или «короткая волна»
- с 1943 по 1962 год. Третья волна, считает
американский исследователь, началась «после падения португальской
диктатуры в 1974 году», когда «демократические
режимы пришли на смену авторитарным почти
в тридцати странах Европы, Азии и Латинской
Америки. В некоторых странах произошла
значительная либерализация авторитарных
режимов. В других движения, выступающие
за демократию, обрели силу и реальность»
Примечательно, что «за каждой из первых
двух волн демократизации следовал откат,
во время которого некоторые. Однако даже
при самом мощном откате полного возвращения
мира на исходные позиции не происходило,
так что в итоге наступление и отступление
развивались (что и отмечается рядом исследователей)
по формуле «два шага вперед – шаг назад».
[9, с. 26-32]
Экономические условия — это создание
в обществе достаточно развитой рыночной
экономики, которая предполагает:
• товарный способ производства, основанный
на индустриальных и постиндустриальных
технологиях;
• стабильные, прозрачные законы и правовые
акты, регулирующие рыночные отношения
в стране;
• равные для всех условия предпринимательской
и финансовой деятельности;
• свободную конкуренцию различных форм
собственности и недопущение создания
монополий;
• защиту государством участников рынка
от недобросовестной конкуренции и произвола
чиновников;
• защиту отечественного рынка от внешней
«интервенции».
Политические условия — это создание
правового демократического государства,
которое предполагает:
• наличие развитого гражданского общества;
• правовое равенство всех граждан и гарантированность
законных прав и свобод;
• всеобщность прав и их распространение
на всех граждан, все организации и институты;
• взаимную ответственность государства
и личности, равенство сторон перед законом;
• суверенитет народа, признание того,
что народ является основным источником
власти, а государственная власть носит
представительный характер;
• реальное разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
Все названные
выше условия демократизации общества
тесно взаимосвязаны и существуют как
единая система отношений. Попытки сделать
страну демократической и развитой в сжатые
сроки, как правило, терпят неудачу. Наглядным
примером такой попытки демократизации
является Россия 90-х гг. XX в. Итоги этой
демократизации весьма трагичны [10, с.
133-134]
Современное общество
возникает в ХVIII – ХХ веках. В нем индивид
автономен, превалирует рациональная
организация, высокий уровень развития
науки и техники, высокая социальная мобильность
населения.
Первичная модернизация произошла
в З.Европе и США, начавшись с религиозной
реформации и Просвещения, установилась
новая политическая система (парламентаризм,
принцип разделения властей на три ветви,
складывание партийных систем). В странах вторичной модернизации
(Россия, Латинская Америка) эта естественная
логика развития событий нарушена. В современной
России царит коррупция, слабая легитимность
власти, низкая эффективность государственного
управления, нет настоящей рыночной экономики
и только складывается гражданское общество.
Но существуют уже многопартийность, парламентаризм,
президентство, Конституционный суд, альтернативные
выборы. То есть модернизация идет, но
идет «вдогонку». [11, с. 117-118]
Подтверждение
действительной эффективности основных
демократических институтов является
наиболее трудной проблемой, как в теоретическом,
так и в практическом плане. Это относится,
прежде всего, к России с ее малым опытом
функционирования институтов демократии,
но, разумеется, не только к ней: не менее
остро эта проблема стоит в странах Латинской
Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего
Востока, включая такие крупные государства,
как Китай, Пакистан, Индонезия, Иран.
3.Сравнительный анализ
трех исторических форм политической
демократии
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение
Демократический режим это
государственный строй, основанный на
развитом гражданском обществе. Его сущность
реализация народовластия в различных
формах, обеспечение прав и свобод человека,
господство закона.
Исторический генезис демократии длителен,
многообразен и противоречив. Он не завершился
и поныне. Ни одна политическая система
в мире пока не воплощает в себе идеалы
демократии, а представляет лишь результат
многоступенчатого, продолжающегося исторического
процесса.
Опыт истории учит,
что демократия благо лишь тогда, когда
она соответствует политической культуре
и менталитету народа. Демократия неприемлема
в экстремальных ситуациях в периоды войн,
острых кризисов и т.п. Переход к ней требует
постепенности, длительного промежутка
времени.
Современный общественно-экономический
прогресс во многом стимулирует развитие
демократии, питает демократический менталитет
и демократические ценностные ориентации
граждан, уважения ее достоинства, фундаментальных
прав и свобод, независимости мышления.
Он нуждается в свободе информации и плюрализма
общественной жизни в целом. И в этом смысле
тем народам, которые готовы к индивидуальной
свободе и ответственности, демократия
действительно создает наилучшие возможности
для индивидуального и общественного
развития, реализации гуманистических
ценностей: свободы, равноправия, справедливости,
социального творчества.
Для Демократического
режима характерны следующие признаки:
1) Принятием
«либеральных ценностей»
2) Отдельно выступает
теория индивидуализма –
3) Основой является
гражданское общество, построенное
на основах самоорганизации,
Задача демократического режима
заключается в обеспечении гарантий выполнения
перечисленных признаков. Гарантии выражаются
в обязанности государства защищать права
и свободы граждан, используя механизм
принуждения. Позволить гражданину самостоятельно
защитить свои права и свободы, у каждого
гражданина в демократическом государстве
есть гарантированная возможность получить
судебную защиту (в том числе и от действий
государственных органов), неотъемлемость
прав и свобод так же является важной гарантией.
Список использованной
литературы
1. Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие.
– М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 416с.
2. Демидов Н. М. Основы социологии и политологии:
Учеб. пособие для студентов сред. проф.
учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2004. — 208 с.
3. http://www.politnauka.org/
4. Нигматуллина И.В., Семенова А.Н. Политология.
Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ.
Издательство «Башкирского территориального
института профессиональных бухгалтеров»
– Уфа, 2002. – 129 с.
5. Политология: Учебное пособие. / Сост.:
Бирюков С.В., Ивлев С.В., Батурина Т.В., Мельниченко
Е.В. – Томский межвузовский центр дистанционного
образования – Томск, 2004. – 228 с.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Лекции по политологии Авторский коллектив:
Г. М. Заболотная, В. Г. Богомяков, А. Я. Кириницкий
Российский образовательный портал DISTANCE.RU
2006 – 66с.
8. В.П. Пугачев
А.И.Соловьев ВВЕДЕНИЕ в политологию.
– М.: Аспект Пресс, 2000. - 378 с.
9. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация
в конце ХХ века. М. РОССПЭН. 2003.
10. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии:
учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,
2007. — 240 с.
11. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ Г. П. Оврах ПОЛИТОЛОГИЯ,
ВЛАДИВОСТОК, 2000. – 149 с.