Аристотель о политике и типах государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:14, реферат

Краткое описание

Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 г. до н. э.), Аристотель в течение многих лет жил в других греческих государствах, а в 342—340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.

Оглавление

1. Краткая биография Аристотеля 3
2. Политика и объекты политики 4
3. Государство по Аристотелю 7
3.1. Человек в государстве 10
3.2 Частная собственность 13
3.3 Формы правления государством 16
4. Общественные отношения 24
5. Политическое право и закон 26
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Орловская  региональная академия государственной  службы»

Тульский  филиал ОРАГС  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По учебной  дисциплине:  ПОЛИТОЛОГИЯ 

На тему: «Аристотель о политике и типах государственного устройства» 
 
 

Выполнил 

Студент 2 курса гр. 51

Заочного  отделения 

Факультет «ГМУ» 

Специальность «ГМУ» 

Каспарова И.Г.

Подпись

                                     Проверил

      Митюков А.Г. , к.ф.н., доцент

      Работа  принята в УМО (дата)

      Методист(                    подпись)

      Дата  получения

      Дата  возврата

      Рецензент

      Подпись преподавателя

 
 

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2009 
 
 

      Содержание: 

 

1. Краткая  биография Аристотеля

 

     Дальнейшее  развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано  с именем его ученика и критика Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина». Аристотель — один из самых универсальных мыслителей в истории. Своими трудами Аристотель обогатил  почти все существовавшие  в его время отрасли науки.   Одной из   характерных   черт  научной  деятельности  Аристотеля является ее многогранность.

      Аристотель  родился в небольшом эллинском  городе Стагире, в связи с чем  его в литературе нередко именуют  Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 г. до н. э.), Аристотель в течение многих лет жил в других греческих государствах, а в 342—340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.

      С 335 г. до н. э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую  школу — Ликей (лицей) и руководил  ею почти до конца жизни.

      Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

 

2. Политика и объекты  политики

 

      Главное  место  среди произведений Аристотеля, посвященных изучению  государства и общества,  конечно, занимает "Политика". Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

      Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

      Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

      Основным  итогом этических исследований, существенным для политики, является положение  о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и  равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

      Теоретическое построение  идеального  полиса  - конечная задача, которую ставит перед  собой Аристотель в "Политике". Вполне оправданными были бы поиски  нитей, связывающих идеальный полис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э., внешними и внутренними условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь содержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил.

     Рассуждения о совершенном,  с  точки  зрения автора,  полисе занимает в "Политике" много места (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ теорий его  предшественников  и современников во второй книге). Этому рассуждению предпослано  занимающее  гораздо  больше  места  учение  о полисе вообще.  Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является высшей формой объединения, способствующей достижению счастливой  жизни, т.е. жизни, согласной   с   добродетелью;   здесь   понятие   полиса подвергается расчленению на  его  простейшие  элементы.  Ссылаясь  на природу, неправомерно, по его мнению,  распределившую  между людьми умственные способности,  Аристотель защищает один из устоев  античного общества -  рабство.  Он  также выступает защитником  другого устоя античного общества - частной собственности, обосновывая это тем,  что потребность в собственности свойственна человеку по природе.

 

3. Государство по  Аристотелю

 

     Аристотель -  основоположник политической теории, характеризовал государство неким  множеством, определенным способом интегрированных и общающихся между собой людей политическим общением. Стержень политического общения - власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными. Аристотель воспринимал государство как коллективность особого рода, возникшую ради потребностей жизни, но существующую как самодовлеющее состояние ради достижения жизни благой.[21, с.184] Автор «Политики» усматривал в такой коллективности не просто некоторое скопление людей, но союз, ассоциацию граждан людей свободных и равных. Граждане в глазах Аристотеля общинники одного государства. Практически всегда, когда Аристотель наблюдал государственность как некую наглядно данную вещь (пусть и социальную), собственные впечатления о ее конфигурации он резюмировал в формуле: государство есть совокупность граждан. Из этого не вытекает, будто он не замечал существующие в государстве разные общественные группы, институты публичной власти, дифференциацию политических ролей (властвующие и подвластные), нормы и процедуры политической жизни и т. д. Однако аристотелевский взгляд на общий облик государства выделял в нем именно момент союзности, целостности, слагаемой изо всех без исключения его членов (граждан). Восприятие общего облика (организации) государства как единой гражданской общины, политического сообщества прочно закрепилось в истории европейского политического менталитета.

     Рассмотрение  различных теорий государственных  устройств Аристотель начинает с  анализа проекта Платона (Сократа).  Он особенно подчеркивает трудность  осуществления  этого  проекта   на   практике. Аристотель подвергает  критике  теоретическую  позицию  Платона  - его стремление ввести в государстве полное единство, не считаясь с реально существующей множественностью.  В "Законах" Платона Аристотель находит произвольные утверждения, а в некоторых случаях непродуманные положения, грозящие при проведении их в жизнь теми или  иными затруднениями и нежелательными результатами.

      Признавая полезность имущественного  равенства во взаимных отношениях  между гражданами, Аристотель отказывается  видеть в нем панацею от всех общественных зол. Разбирая проект Гипподома Милетского, он обнаруживает противоречия в самых его основах: земледельцы, не имеющие права носить оружие (как и ремесленники), у Гипподома принимают участие в управлении государством наряду с воинами; между тем, утверждает Аристотель, действительность показывает, что те, кто не имеет права носить оружие, никак не могут занимать в государстве одинаковое положение с теми, кто обладает этим правом.

      Таким образом Аристотель приходит к заключению, что предложенные до него проекты,  если они будут реализованы,  не обеспечат  наилучшей жизни гражданам государства.

      В начале исследования видов  государственных устройств Аристотель  подвергает рассмотрению вопрос  о государстве вообще.  В первую очередь он анализирует  понятие  гражданина,  время  от  времени  обращаясь к практике греческих  полисов.  Свое  заключение  Аристотель формулирует так: "существует несколько разновидностей гражданина  ...  гражданином по преимуществу  является тот,  кто обладает совокупностью гражданских прав". Этическая точка зрения,  играющая большую  роль  в  построениях Аристотеля, побуждает  его  сразу  же  заняться  вопросом об отношении добродетели подлинного гражданина  к  добродетели  хорошего  человека. Вывод Аристотеля   таков:   эти   добродетели   тождественны  в  одном государстве и различны в другом.  И здесь,  таким образом,  дает  себя знать общая   установка   философа:   решать   теоретические   вопросы неоднозначно, руководствуясь соображениями отвлеченного характера, а с оглядкой на  сложность  и  многообразие действительности,  в частности политической реальности.

      В «Политике» Аристотеля общество и государство  по существу не различаются. Отсюда немалые  трудности понимания его учения. Так, он определяет человека как zoon politikon – «политическое животное». Но что это означает? Есть ли человек животное общественное или государственное? Разница немалая, поскольку может существовать общество и без государства... Но для Стагирита это невозможно. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования» (Полит., VII, 7, 1328а). Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные. Да и то Аристотель часто отрицает права гражданства за теми из них, кто «не самодостаточен» и не обладает досугом для того, чтобы вести «блаженную жизнь», – ремесленниками, крестьянами...

      Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проекта платоновского государства.

      Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

3.1. Человек  в государстве

 

      Развивая  и конкретизируя учение Платона, Аристотель в Политике ставит вопрос о статусе гражданина. Кого следует  называть гражданином? На честь в  государстве притязают, прежде всего, лица благородного происхождения, богатые, свободнорожденные и платящие налоги. Является ли гражданин таковым в силу того, что живет в том или ином месте? Но и рабы, и иноземцы (метеки) могут проживать совместно с гражданами другого государства. Сам Аристотель, гражданин Македонии, был в Афинах метеком. Не граждане и те, кто имеет право быть истцом и ответчиком, поскольку таким правом пользуются и иноземцы. Лишь в относительном смысле можно назвать гражданами детей, не достигших совершеннолетия и не внесенных в гражданские списки, свободных от повинностей. Старцы, перешедшие предельный возраст, также были освобождены в Афинах от исполнения гражданских обязанностей. Гражданин тот, кто принимает участие в законосовещательной или судебной власти данного государства. "Государством же мы и называем совокупность таких граждан, достаточную, вообще говоря, для самодовлеющего существования", - пишет Аристотель, не разделяя понятий общества и государства. Итак, доступ к государственной должности является свидетельством гражданских прав. На практике гражданином считается тот, у кого родители - и отец, и мать - граждане, а не кто-либо один из них. Итак, гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских прав. Например, афинские граждане пользовались следующими почетными правами: правом занимать должности, быть судьями; принимать участие в выборах должностных лиц; правом вступать в брак с афинянками; правом владения недвижимой собственностью; правом совершать общественные жертвоприношения. В Афинах не пользовались всей совокупностью прав принятые в число граждан в силу определенного законодательного акта, т.е. так называемые пожалованные граждане. Не всякий хороший человек в то же время является гражданином, но "гражданин только тот, кто стоит в известном отношении к государственной жизни, кто имеет или может иметь полномочия в деле попечения о государственных делах или единолично, или вместе с другими". Человек по своей природе – политическое животное, для приближения к высшему доступному для него совершенству он нуждается в сотрудничестве с другими людьми. Счастливой жизни можно достичь лишь вместе с другими людьми, в ходе совместной, взаимодополняющей деятельности, направленной на общее благо. Это общее благо как целое следует предпочесть индивидуальному благу, которое является его частью. Политика должна стоять выше индивидуальной морали. Собственная цель политики – достижение состояния счастья, а значит, и добродетельного поведения всех граждан. Постановка во главу угла военных завоеваний или приобретения материальных благ основана на неверном понимании человеческой природы. Экономика, искусство приобретения и производства материальных благ, имеет в жизни свое законное подчиненное место, но ее никогда не следует делать самоцелью или придавать ей слишком большое значение; погоня за благами, превосходящими разумные потребности, есть ошибка.

Информация о работе Аристотель о политике и типах государственного устройства