Аграрно-продовольственный вопрос в политической проблематике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:07, доклад

Краткое описание

Государственное регулирование аграрного сектора – система мер воздействия на него в целях создания оптимальных условий развития.
Чаще всего государственное регулирование с/х отождествляют с его поддержкой, однако в строгом смысле это не одно и то же. Регулирование может быть направлено не только на увеличение производства, но и на его ограничение. Кроме того, в рамках регулирования АПК могут быть осуществлены меры по сворачиванию и прекращению того или иного вида производства, переход производителей к другим видам деятельности или прекращение ими производства вообще.

Файлы: 1 файл

13.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Степень воздействия на производство и торговлю – еще  один критерий для  классификации мер  государственного регулирования. Этот критерий был использован в ходе Уругвайского раунда переговоров по либерализации торговли и зафиксирован в Соглашении по с/х Всемирной торговой организации (ВТО).

  • Меры регулирования, не оказывающие воздействия или минимально воздействующие на производство и торговлю, объединены в так называемый «зеленый ящик».

     Принципиальное  значение имеет то, что эти меры не являются трансфертами от потребителей, ценовой поддержкой производителей, не должны быть увязаны и основываться на типе или объеме продукции, внутренних или мировых ценах, факторах производства. Для отдельных мер также установлены специфические критерии, которые необходимо соблюдать.

     Конкретные  меры «зеленого ящика» - это общие  услуги (расходы на образование, науку, защиту животных, растений и человека болезней, информационные и консультационные услуги, проведение выставок, строительство различных инфраструктурных объектов), хранение запасов для целей продовольственной безопасности, продовольсвенная помощь, поддержка доходов, не связанных с производством, государственная поддержка страхования доходов, расходы на проведение структурной политики, на экологические программы, компенсацию потерь в результате стихийных бедствий, поддержку регионов с неблагоприятными условиями жизни.

  • Меры по ограничению производства отнесены к так называемому «голубому ящику». Платежи базируются на фиксированных площади или урожае с/х культуры, производятся в расчете на не более чем 85% объема производства базового периода, а в животноводстве – на фиксированное число скота. Меры «голубого ящика» применяются ограниченным числом стран, среди которых страны ЕС, Исландия, Норвегия, СШАЯ, Словакия, Словения, Япония.
  • Меры, воздействующие на производство и торговлю, названы программами «янтарного ящика». Они не запрещены, но подлежат сокращению. Среди них программы поддержки цен, а также связанные с производством отдельных продуктов. Для стран, которые в рамках ВТО получили статус развивающихся, предусмотрено без ограничений применять субсидирование инвестиций, средств производства, а также связанные с производством отдельных продуктов. Для стран, которые в рамках ВТО получили статус развивающихся, предусмотрено без ограничений применять субсидирование инвестиций, средств производства, а также использовать средства стимулирования прекращения выращивания наркотических культур.

     Регулирование по видам торговли включает регулирование внешнеторгового режима, которое в условиях интеграции России в систему международной торговли приобретает особое значение. Важнейшие меры данного типа регулирования – импортные и экспортные пошлины, различного рода защитные меры (антидемпинговые и компенсационные пошлины, специальные меры), тарифные квоты и количественные ограничения.

     Во  внешней и внутренней торговле выделяют также нетарифные меры, включающие технические нормы регулирования, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры таможенной оценки, правила происхождения, предотгрузочной инспекции, лицензирования импорта.

     Комплекс  мер регулирования АПК в разных странах имеет различные составляющие. В зависимости от состояния экономики отдельных отраслей, уровня их развития, возможностей бюджета, потребностей и нужд применяют те или иные конкретные программы и мероприятия. 
 

 

      По отношению к продовольственному рынку государственное регулирование как функция управления – это направления деятельности субъектов продовольственного рынка с помощью совокупности методов и рычагов в направлении формирования продовольственной безопасности страны и повышения конкурентоспособности производителей продовольствия. Например, организационно-правовые методы представляют собой совокупность законов, других нормативных документов, распоряжений, регламентов, с помощью которых организуется, упорядочивается и контролируется деятельность экономических агентов на продовольственном рынке. Специфическую для каждого метода совокупность элементов влияния на объект регулирования можно назвать рычагами регулирования.

     Государственное регулирование продовольственного рынка, прежде всего, должно содействовать обеспечению населения продуктами питания, а перерабатывающих областей – сырьем. Вместе с тем, оно должно содействовать наращиванию экспортного потенциала областей АПК, решению социально-бытовых проблем на селе, повышению эффективности предприятий продовольственной сферы, рациональному использованию земельных и других природных ресурсов, сохранению окружающей среды. Сохранение и рациональное использование ресурсов в современных условиях для многих стран стало определяющей целью, согласно которой осуществляются все технические и технологические преобразования.

     Для страны целесообразной является разработка агарной политики, которая бы имела  стратегическое направление на формирование продовольственной безопасности и  учитывала мировые тенденции уменьшения антропогенной нагрузки на природную среду.

     Значительной проблемой у налаженного эффективного государственного регулирования продовольственного рынка есть несовершенство методов регулирования, которые существуют с их несоответствием современным условиям. Эффект применения организационно-правовых методов регулирования рынка, например, снижается в связи с некомплектностью законодательной базы, нестабильностью действия нормативных актов, наличием противоречий в законах и подзаконных документах, низким уровнем выполнения решений и постановлений, которые определенной мерой объясняется приведенными выше причинами.

     Сфера регулирования рыночных отношений  закрепляется Конституцией Российской Федерации. В ст. 74 Конституции РФ указывается, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Следует в этой связи обратить внимание и на создание условий для организации рынка и в рамках СНГ, где руководителям государств Содружества принят ряд соглашений, облегчающих формирование рынка в рамках Содружества. Что касается аграрного рынка России, то был принят ряд нормативных актов, регулирующих эти отношения. Среди этих актов, прежде всего, следует выделить закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 2 декабря 1994г.

     Государственным регулированием агропромышленного  производства признается экономическое  воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства в сфере агропромышленного производства.

     Товаропроизводителям  в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной  реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Орган  государственной власти стимулируют  формирование рыночной системы, системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством.

     В случае нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности  реализации на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Правовое  регулирование закупок  продовольствия для  государственных  нужд

     Согласно, статье 2. «Обеспечение государственных нужд сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием», закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" :

     1. Закупка и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд осуществляются в целях:

  • удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов Российской Федерации;
  • выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием;
  • обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности.

     2. Закупка и ввоз (импорт) тех видов  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия для  государственных нужд, потребность в которых удовлетворяется товаропроизводителями Российской Федерации, не производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей закупка и  ввоз (импорт) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации могут производиться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     3. Сельскохозяйственная продукция,  сырье и продовольствие являются  собственностью товаропроизводителей  и реализуются ими по своему  усмотрению, исходя из экономической  выгоды.

     4. Правительство Российской Федерации,  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию продовольственных рынков, стабилизации межотраслевых и межрегиональных связей и стоимостных пропорций, обеспечивают поддержание ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики Российской Федерации.

     Согласно, статье 3. Федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия:

     1. В Российской Федерации устанавливаются  два уровня формирования заказов  на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для:

  • федеральных государственных нужд (федеральный фонд);
  • региональных государственных нужд (региональные фонды).

     2. Федеральный фонд создается для  удовлетворения потребностей в  сельскохозяйственной продукции,  сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасности и приравненных к ним спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга, формирования государственных продовольственных резервов и оперативного резерва Правительства Российской Федерации, обеспечения экспортных поставок.

     Перечень  и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд определяются Правительством Российской Федерации и формируются на договорной основе преимущественно в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при отсутствии или недостатке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Российской Федерации - за ее пределами.

     3. Региональные фонды создаются  для удовлетворения потребностей  субъектов Российской Федерации  в сельскохозяйственной продукции,  сырье и продовольствии.

     Перечень  и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и формируются на основе договоров с товаропроизводителями (поставщиками), включая личные подсобные хозяйства, как на собственной территории субъекта Российской Федерации, так и за ее пределами.

     На  всей территории Российской Федерации  гарантируется свободное перемещение  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия.

     4. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, - собственностью субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Аграрно-продовольственный вопрос в политической проблематике