Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:07, доклад
Государственное регулирование аграрного сектора – система мер воздействия на него в целях создания оптимальных условий развития.
Чаще всего государственное регулирование с/х отождествляют с его поддержкой, однако в строгом смысле это не одно и то же. Регулирование может быть направлено не только на увеличение производства, но и на его ограничение. Кроме того, в рамках регулирования АПК могут быть осуществлены меры по сворачиванию и прекращению того или иного вида производства, переход производителей к другим видам деятельности или прекращение ими производства вообще.
Степень воздействия на производство и торговлю – еще один критерий для классификации мер государственного регулирования. Этот критерий был использован в ходе Уругвайского раунда переговоров по либерализации торговли и зафиксирован в Соглашении по с/х Всемирной торговой организации (ВТО).
Принципиальное значение имеет то, что эти меры не являются трансфертами от потребителей, ценовой поддержкой производителей, не должны быть увязаны и основываться на типе или объеме продукции, внутренних или мировых ценах, факторах производства. Для отдельных мер также установлены специфические критерии, которые необходимо соблюдать.
Конкретные меры «зеленого ящика» - это общие услуги (расходы на образование, науку, защиту животных, растений и человека болезней, информационные и консультационные услуги, проведение выставок, строительство различных инфраструктурных объектов), хранение запасов для целей продовольственной безопасности, продовольсвенная помощь, поддержка доходов, не связанных с производством, государственная поддержка страхования доходов, расходы на проведение структурной политики, на экологические программы, компенсацию потерь в результате стихийных бедствий, поддержку регионов с неблагоприятными условиями жизни.
Регулирование по видам торговли включает регулирование внешнеторгового режима, которое в условиях интеграции России в систему международной торговли приобретает особое значение. Важнейшие меры данного типа регулирования – импортные и экспортные пошлины, различного рода защитные меры (антидемпинговые и компенсационные пошлины, специальные меры), тарифные квоты и количественные ограничения.
Во внешней и внутренней торговле выделяют также нетарифные меры, включающие технические нормы регулирования, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры таможенной оценки, правила происхождения, предотгрузочной инспекции, лицензирования импорта.
Комплекс
мер регулирования АПК в разных
странах имеет различные
По отношению к
Государственное
регулирование
Для страны целесообразной является разработка агарной политики, которая бы имела стратегическое направление на формирование продовольственной безопасности и учитывала мировые тенденции уменьшения антропогенной нагрузки на природную среду.
Значительной проблемой у налаженного эффективного государственного регулирования продовольственного рынка есть несовершенство методов регулирования, которые существуют с их несоответствием современным условиям. Эффект применения организационно-правовых методов регулирования рынка, например, снижается в связи с некомплектностью законодательной базы, нестабильностью действия нормативных актов, наличием противоречий в законах и подзаконных документах, низким уровнем выполнения решений и постановлений, которые определенной мерой объясняется приведенными выше причинами.
Сфера регулирования рыночных отношений закрепляется Конституцией Российской Федерации. В ст. 74 Конституции РФ указывается, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Следует в этой связи обратить внимание и на создание условий для организации рынка и в рамках СНГ, где руководителям государств Содружества принят ряд соглашений, облегчающих формирование рынка в рамках Содружества. Что касается аграрного рынка России, то был принят ряд нормативных актов, регулирующих эти отношения. Среди этих актов, прежде всего, следует выделить закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 2 декабря 1994г.
Государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства в сфере агропромышленного производства.
Товаропроизводителям
в сфере агропромышленного
В случае нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование закупок продовольствия для государственных нужд
Согласно, статье 2. «Обеспечение государственных нужд сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием», закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" :
1. Закупка и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд осуществляются в целях:
2.
Закупка и ввоз (импорт) тех видов
сельскохозяйственной
Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей закупка и ввоз (импорт) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации могут производиться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3.
Сельскохозяйственная
4.
Правительство Российской
Согласно, статье 3. Федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия:
1.
В Российской Федерации
2.
Федеральный фонд создается
Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд определяются Правительством Российской Федерации и формируются на договорной основе преимущественно в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при отсутствии или недостатке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Российской Федерации - за ее пределами.
3.
Региональные фонды создаются
для удовлетворения
Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и формируются на основе договоров с товаропроизводителями (поставщиками), включая личные подсобные хозяйства, как на собственной территории субъекта Российской Федерации, так и за ее пределами.
На
всей территории Российской Федерации
гарантируется свободное
4.
Сельскохозяйственная
Информация о работе Аграрно-продовольственный вопрос в политической проблематике