Правление Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

В конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться. Лишь [1]5% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк. Во многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства.
Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени это показала.
Прямым следствием неустойчивой экономики и крепостнической политики стало снижение жизненного уровня народа, застой в экономике.
Стали усиливаться социальные конфликты, начались крестьянские восстания и выступления. Вследствие этого Александр II заявил: «Гораздо лучше, чтоб это произошло свыше, нежели снизу», имея в виду революцию.

Оглавление

1. Введение……………………………………….1
2. Реформы Александра II……………………….1-7
3. Общественно-политические движения ……...7-11
4. Заключение…………………………………….11-13
5. Список литературы…………………………….14

Файлы: 1 файл

речерат по истоии.docx

— 41.30 Кб (Скачать)
  1. Введение……………………………………….1
  2. Реформы Александра II……………………….1-7
  3. Общественно-политические движения ……...7-11
  4. Заключение…………………………………….11-13
  5. Список литературы…………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения  и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика  ее была слабая. А без твердой  экономики государство не будет  стабильно развиваться. Лишь [1]5% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую  ступень развития и модернизировать  свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали  свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк. Во многом это  случалось из-за плохой экономической  политики царского правительства.

Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в  полной степени это показала.

Прямым следствием неустойчивой экономики и крепостнической  политики стало снижение жизненного уровня народа, застой в экономике.

Стали усиливаться социальные конфликты, начались крестьянские восстания  и выступления. Вследствие этого  Александр II заявил: «Гораздо лучше, чтоб это произошло свыше, нежели снизу», имея в виду революцию.

В стране усиливалось настроение в пользу реформ. Государство всегда играет одну из главных ролей в  реформе страны. Александр II это  понимал и к моменту своего вступления на престол был хорошо подготовлен к государственной  деятельности. 
Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне понимал необходимость перемен.

Александр II осознававший необходимость  в отмене крепостного права поступил неординарно и создал вневедомственный орган – Редакционные комиссии, вместо ранее практиковавшихся ведомственных  комитетов.

Реформы Александра II

Отмена крепостного права.3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как “обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян”. Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово “освобождение” еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее. 

В феврале 1858 года. Секретный  комитет  был переименован в “Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости”, а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки  

связывают с  усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения “пугачевщины”. Но не менее важную роль здесь сыграло  наличие в правительстве влиятельной  группировки, получившей название “либеральной бюракротии”. 

Проект “Положений о  крестьянах” был практически  подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался  небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года “Редакционные  комиссии”, завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где  он снова обсуждался и претерпел  еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции  – Государственного совета, который  принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского  надела.

Наконец, 19 февраля 1861 г. “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”, включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны  Александром II. В тот же день последовал манифест “О всемилостивейшем даровании  крепостным людям прав состояния  свободных сельских обывателей”, в  котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.

“Положения” распространялись на 45 губерний Европейской России, в  которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений.             Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.   

 “Положение”, однако, не ограничивалось одними правилами  отведения крестьянам земли в  постоянное пользование, но облегчало  им возможность выкупа отведенных  участков в собственность при  помощи выкупной государственной  операции, причем правительство  дало крестьянам в ссуду под  приобретаемые ими земли определенную  сумму с рассрочкой уплаты  на 49 лет и, выдавая эту сумму  помещику государственными процентными  бумагами, брало все дальнейшие  расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством  выкупной сделки все обязательные  отношения между крестьянами  и помещиком прекращались и  последние вступали в разряд  крестьян-собственников.  

 “Положения” постепенно  были распространены на крестьян  дворцовых, удельных, приписных и  государственных.

Но в результате этого  крестьянство остались связанным рамками  общины, а выделенной ему земли  оказалось явно недостаточно для  того, чтобы удовлетворить нужды  постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости  от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью  контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали “полной  воли”, организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты,  как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы,  которые предоставляли  им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются  выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.

 

 
Земельная реформа. Основным вопросом в России на протяжении XVIII—XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе 
Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России. 
В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела. 
Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был 
Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне — с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи). 
Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу (миру). 
В результате реформ было уничтожено крепостное право — то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». 
Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов. В начале 
ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян. 
 
Земская и городская реформы. Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной 
России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению — проводили работу, на которую у государства не находилось средств. 
Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. 
В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов. Однако выборы проводились на цензовой основе, и, к примеру, в 
Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления, образования и медицинского обслуживания. Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам. 
 
Судебная реформа. Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. 
Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда — общий (коронный) и мировой. Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура. Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом. 
Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей. 
Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные палаты. Была введена должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в 
Особом присутствии правительствующего Сената, который стал одновременно высшей кассационной инстанцией. 
 
Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. 
Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и 
Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию — до 1,5 лет, университет или институт — до 6 месяцев. 
 
Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной2 системы, которую сменили акцизы3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу). 
 
Реформы просвещения. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 
1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. 
Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение. Гимназии разделили на классические и реальные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных — естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина 
(в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий. 
Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани. 
В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения. 
 
Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены 
«временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка. 
Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социально- экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо подготовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

Для экономики пореформенной  России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался  рост посевных площадей и сельскохозяйственного  производства, но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2—4 раза ниже, чем  в Западной Европе. В то же время  в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой  сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт  его увеличился в 4,6 раза. 
Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства, часть из которых использовали сельскохозяйственные машины. Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговле, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику — к удачливому предпринимателю. 
В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная. Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промышленности и транспорта. Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные. 
Рост предпринимательства контролировался государством на основе выдачи специальных заказов, поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством. Быстро возрастало число промышленных рабочих, однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе. 
Реформы заложили основу новой системы кредита. За 1866—1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки. В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство. Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

 

 

Общественные  движения России.

Восстание декабристов. 
Против самодержавия выступили представители группы, являющейся ее социальной опорой – дворяне, помещики. Причем значительная часть участников декабристского движения были представителями крупных землевладельцев. Кроме самодержавия причин у декабристов не было, т.е. декабризм – явление идеологическое. 
Основа: 
. идеи просветителей, которые распространяются только среди дворян 
. сама русская действительность начала XIX века. 
. Заграничный поход русской армии 1813г., в ходе которого молодые прогрессивные офицеры познакомились с принципиально другим миром 
. Сами реформы Александра подводили общественное сознание к необходимости реформирования российского общества 
В России не было основы распространения либеральных идей. Российский либерализм носил бюрократический характер и развивался сверху. Недоделанные реформы привели прогрессивно настроенную часть общества к необходимости революционных изменений. Главную причину провала реформ они увидели в самодержавной власти. 
Следует подчеркнуть, что по-своему мировоззрение декабристов были либеральными, т.к. все их программы были направлены на реформирование российского общества в буржуазном направлении. Но по своим методам они были революционными. Еще со средних веков в Западной Европе начинает, распространятся ставшая особенно популярной в XIX веке масонское движение – тайные закрытые организации, члены которых были связаны дисциплиной для достижения корпоративных целей. Обычно целью масонского общества было свержение определенных политических режимов, либо их укрепление. Принципы масонства во многом шли в основу тайных организаций в России. Первая организация появилась в 1811г. – «Чока», ее организаторы юные братья 
Муравьевы ставили своей целью – построение республики. Хотели начать с 
Сахалина. Эта организация носила характер. Первые действующие тайные организации начали появляться после войны 1812г. В 
1816г. возникает «Союз спасения» (Общество истинных и верных сынов отечества). Возглавляли организацию:

Полковник генштаба А.Н. Муравьев

Гвардии офицер Н.М. Муравьев 
Братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы 
Сергей Трубецкой 
Пестель 
Якушин 
Цели организации: введение конституции и уничтожение крепостного права 
Методы: добиться у нового царя введения конституции. И отмены крепостного права, а если тот не согласится, то убить, но 
Входило не более тридцати человек, это была законсервированная организация. 
Т.к. резервов не было, то к 1818г. он распустился. Вместо него в 1818г. возникает «Союз Благоденствия», который насчитывает более 200 человек. 
Функционировал с 1818г. по 1822г. У организации был свой устав, который назывался «Зеленая книга». Руководство Союзом осуществляла т.н. коренная управа, во главе которой стояли коренные управленцы. 
Цели: 
«Союз Благоденствия», в отличие от «Союза Спасения» в большей степени был пропагандистской организацией, которая ставила задачу сформировать общественное мнение в России в пользу республики. Для этого члены Союза должны были создать легальные или полулегальные благотворительные организации, вести пропаганду своих идей. Сама по себе революция, по их мнению, должна была совершиться в форме военного переворота, но вскоре этот срок стал казаться им долгим. В 1821г. из-за разногласий Союз был распущен. 
«Северное» и «Южное» общества занимались подготовкой восстания. Возникли они в 1821-1823гг. Во главе «Южного общества» стоял П.И. Пестель, С.И. 
Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Н.М. Муравьев. Программой «Южного общества» стала «Русская правда» Пестеля. 
Основные учения: 
. Политическое устройство – республика. 
. Законодательную власть принимает народное Вече, которое избирается на пять лет и состоит из 500 человек. 
. Высшая контролирующая власть у Верховного Собора. 
. Исполнительная власть принадлежит Державной Думе, которая избирается

Вечем на пять лет 
. В России немедленно вводятся демократические свободы слова, печати вероисповедания, неприкасаемость личности. 
. Избирательное право всеобщее. 
. Остается одно сословие – гражданское. 
. Крепостное право отменялось, причем крестьяне получали не только личную свободу, но и земли. 
. Вся земля делилась на:

Общественную

Частную 
Общественная должна была служить для обеспечения необходимых жизненных средств каждому гражданину. В этот фонд должны были войти монастырские и казенные земли, а также часть помещичьей земли. Частная земля должна была, находится в свободном обращении, и служить для предпринимательской деятельности. 
. Рекрутские наборы заменялись всеобщей воинской повинностью. 
Реализацию задач «Русской Правды» намечалось осуществить путем военного переворота и установлением в качестве переходного периода военной диктатуры. 
«Северное общество» – Трубецкой, Раевский, Рылеев, Н.М.Муравьев, Пущин. 
Программным документом «Северного общества» была конституция Муравьева. 
Она предлагала федеративное устройство России из 14 держав и 2 областей со своими столицами. Столицей государства должен был стать Нижний Новгород, который должен был переименован в Славянск. Формой правления должна была быть конституционная монархия. Высшим органом законодательной власти должно было стать Народное Вече.

Информация о работе Правление Александра II